Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

КАНАДА ОЧЕНЬ СИЛЬНО ВКЛАДЫВАЕТСЯ В ПОДГОТОВКУ БОЕВИКОВ ВСУ

30.09.2024 – 22:30 Комментарии

Олег Степанов

Известия

Об укрывательстве нацистских преступников, украденном самолете Ан-124 и поддержке Западом Киева


Оттава стала помогать ВСУ задолго до начала российской спецоперации и продолжает это делать, рассказал в интервью «Известиям» чрезвычайный и полномочный посол РФ в Канаде Олег Степанов. Канадские инструкторы занимались подготовкой именно нацистских вооруженных формирований для ведения боевых действий на востоке Украины, подчеркнул дипломат. Более того, отметил он, Оттава нередко укрывает нацистов — в частности, правительство отказалось заводить дело против преступника Ярослава Гунько. О том, в каком состоянии сейчас отношения двух стран и с какими вызовами сталкивается российская дипломатическая миссия в Канаде, — в эксклюзивном интервью Олега Степанова «Известиям».

«Канадские военнослужащие готовили нацистов к боевым действиям на востоке Украины»

— Как бы вы прокомментировали сотрудничество Канады и Украины, а именно вклад канадской стороны в подготовку ВСУ? Известно ли о том, что Оттава потворствует отправке наемников в зону СВО?

— Что касается наемников, или, как их здесь называют, «добровольцев», кабинет Джастина Трюдо занимает такую позицию, что они этого не видят, они считают, что это не наемники, а гуманитарщики, условные врачи, хотя мы знаем, что это не так. Канада очень сильно вкладывается именно в подготовку боевиков ВСУ. Это начиналось еще задолго до СВО. После 2014 года на Яворовском полигоне была создана миссия, где канадские инструкторы в рамках операции готовили Вооруженные силы Украины, боевиков. И, что очень важно, они не фильтровали тех, кого они готовят.

И это не мы, а именно канадские независимые средства массовой информации, журналисты, причем даже мейнстримовых СМИ, обнаружили, что канадские военнослужащие готовили там нацистов к боевым действиям на востоке Украины. Там был «Азов» (признан в РФ террористической организацией. — «Известия»), там были вот эти все нацики со свастиками и с вольфсангелями (отнесены к запрещенной экстремистской символике. — «Известия»). И даже есть фотографии, ведь интернет всё помнит, и это всё можно найти в соцсетях, где представители канадского посольства приезжают с визитом на эти тренировки, и там стоят в ряду эти люди, у которых «азовские» шевроны. Это была первая тема, когда я приехал сюда, будучи назначенным послом, я сказал: «Это же ваши СМИ написали, вы демократическая страна, вы должны провести расследование этого сюжета». Ведь Канада заявляет, что она не терпит никакого нацизма, никакого фашизма.

Эта история была полностью стерта с области общественной дискуссии, и до сих пор ответа на него не получено ни канадскими СМИ, ни нами по нашему официальному запросу. Эта миссия называется UNIFIER, она была перенесена в Великобританию после начала СВО, и там до сих пор действует ограниченный контингент канадских военнослужащих, которые продолжают готовить этих боевиков.

«Канадская сторона не выдала нам этого преступника, так они и не расследует его дело»

— В Канаде находится множество нацистских преступников, по крайней мере, находилось, которые укрылись и осели там после Великой Отечественной войны. Как обстоит вопрос по выдаче нациста Ярослава Гунько российской стороне? Отреагировала ли Оттава на запрос экстрадиции?

— После Второй мировой войны, по оценкам самих канадских исследователей, независимых журналистов, общественных деятелей, до 30 тыс. человек, которые были так или иначе связаны с нацистским режимом, нашли прибежище в Канаде. И многие из них имеют этнические украинские корни. Есть латыши, есть эстонцы. Свидетельство тому — наличие большого количества памятников, которые стоят на частных кладбищах или на частной собственности, которые прославляют вот этих легионеров, Шухевича, Бандеру и так далее.

В свое время была создана комиссия Жюля Дешена, которая составила доклад из двух частей. Одна часть была публичной, другая — непубличной, засекреченной, где, по сути, признавалось, что нацисты в Канаде укрываются. Но по разным политкорректным и прочим предлогам было в те времена признано, что не нужно придавать огласке этот доклад. И несмотря на то что Советский Союз, потом Россия, потом пострадавшие другие страны, Израиль, еврейские общественные организации, Центр друзей Симона Визенталя, они все обращались к правительству Канады за тем, чтобы раскрыть эти список, он до сих пор остается секретным.

После того как был вот этот кошмарный скандал с Ярославом Гунько, бывшим военным в дивизии «СС Галичина», которого пригласили в парламент и которому аплодировали во время визита Зеленского, было приложено максимум усилий для того, чтобы деятельность этого человека в те времена хотя бы расследовать. Но тут был большой скандал. Мы официально обратились к канадской стороне с требованием о выдаче этого преступника, потому что СС — это преступная организация, международный трибунал в Нюрнберге признал ее таковой.

Нам отказали в выдаче. Но тут есть другой международный аспект. По разным причинам, да, могут не выдавать. Есть такой принцип: выдавай или суди сам. И к сожалению, помимо того, что канадская сторона не выдала нам этого преступника, так они и не расследует его дело, и не судят. Но мы тут иллюзий больших не питаем, потому что был такой преступник, Владимир Катрюк, эсэсовец, 118-й батальон шуцманшафта, который сжигал Хатынь. Его преступление просто было доказано. Он спокойно умер здесь, в Канаде, не понеся наказания за свои деяния. Был такой Гельмут Оберлендер, который участвовал в уничтожении более 200 детей в нашем Ейске. И ему дали спокойно умереть.

В общем, из всех сюжетов, которые когда-либо кем-либо поднимались в Канаде, было возбуждено, мне кажется, только 12 уголовных дел. Два человека сбежали из Канады, всех оправдали, и какой-то обвинительный приговор был единожды только вынесен. Поэтому, знаете, досье по укрывательству очень плохое у канадцев. Нам пишут канадские граждане, в посольство пишут письма и по обычной почте, и по электронной почте. Это потомки тех канадцев, которые сражались вместе с нами, чтобы сокрушить Гитлера, которые высаживались в Нормандии. И они возмущены тем, что происходит.

«После двух с половиной лет простоя, конечно, будет сложно что-то сделать с самолетом»

— Еще один довольно актуальный вопрос — это украденное у России в 2022 году воздушное судно Ан-124. Ведут ли стороны диалог по этому самолету? И планирует ли Канада вернуть его владельцам?

— Канадское правительство, кабинет Трюдо, повели себя нехорошо и несправедливо. Самолет вез груз с COVID-тестами для Канады, которая тогда в этом очень сильно нуждалась. Как раз тогда канадское правительство объявило о том, что оно закрывает любое авиасообщение с Россией и с российскими юридическими лицами, оперирующими разными воздушными судами. Это произошло через два часа после того, как самолет приземлился. То есть даже юридически и этически: самолет привез помощь для Канады, и решение о том, что ограничивается воздушное сообщение, было принято уже после того, как он приземлился. Поэтому самолет должен был просто спокойно улететь обратно, и это решило бы все вопросы.

Канадское правительство стало вести себя по-другому. Они сказали, что не дают разрешения на его вылет. Разрешили улететь экипажу через некоторое время коммерческими рейсами. И вот сейчас 2,5 года этот самолет стоит в международном аэропорту Торонто рядом с шоссе. И ситуация, по сути, заморожена. Но мы знаем, что только в полетах живут самолеты. Мне сложно судить, но мои друзья-специалисты говорят, что после двух с половиной лет простоя, конечно, будет очень сложно что-то сделать с самолетом или это будет дорогостояще.

Компания «Волга – Днепр», которой принадлежит самолет, коммерческая. Она не имеет никакого отношения к правительству России. Они просто арестовали судно коммерческого оператора. Как это говорит о защите коммерческих интересов в канадской юрисдикции? «Волга – Днепр», как мы знаем, возбудила ряд дел. Одно в канадском суде против министерства транспорта и правительства Канады о том, что самолет был арестован незаконно. И второе — буквально в этом году при помощи независимой юридической фирмы в международном арбитраже, потому что между нашими странами до сих пор действует соглашение о взаимном поощрении и защите инвестиций. И согласно этому соглашению, не может быть никакая коммерческая собственность арестована без справедливого обоснования.

Мы находимся в контакте с министерством иностранных дел Канады по вопросу о самолете. Но ситуация подвисшая. Будем полагаться и на наши усилия, и на усилия юристов компании «Волга – Днепр» для того, чтобы они отстояли свою правоту.

«Кабинет Трюдо занимает агрессивную антироссийскую позицию»

— Как вы в целом оцениваете текущее состояние двусторонних отношений Москвы и Оттавы?

— Надо их назвать, наверное, замороженными, что, как мне кажется, не соответствует интересам канадской стороны. Но заморожены они в первую очередь именно по ее инициативе. У нас практически не осталось никаких каналов общения, кроме связи по линии соответствующих посольств и министерств иностранных дел. Кабинет Джастина Трюдо занимает очень агрессивную антироссийскую позицию и полностью поддерживает режим Зеленского. Никаких, к сожалению, возможностей достучаться или попытаться вывести канадскую сторону на какой-то предметный разговор хотя бы по политическим и геополитическим вопросам пока не просматривается.

— А как быть с торговыми отношениями? На каком уровне сейчас торгово-экономическое сотрудничество?

— Остаются крошки. У нас до начала СВО, по состоянию на конец 2021 года, взаимный товарооборот был на уровне примерно $2,2 млрд, что для наших стран, конечно, тоже мизер. Но сейчас вот то, что мы подсчитываем и рассчитываем, где-то в год мы упали до $88 млн. Канада в феврале-марте 2022 года просто обрушила все возможности для нашего экономического взаимодействия, закрыла, кроме всего прочего, свое воздушное и морское пространство для наших операторов. И даже пригрозила, если, например, на международных коммерческих транспортных средствах будут в числе экипажа граждане России, то им, этим транспортным средствам, грозят определенные негативные последствия. Вот эти 88 млн — это в основном гуманитарка, сельхоз, медицина. И какие-то закрытия прежних контрактов. Практически мы идем в ноль. Это очень печально.

— Раньше в наших отношениях был один положительный аспект — сотрудничество в Арктике. Как обстоит вопрос с ним?

— У нас худо-бедно продолжает дышать Арктический совет, несмотря на то что, кроме России, все остальные его члены стали членами НАТО, и это накладывает определенный отпечаток на качество нашего сотрудничества. Но в рабочих группах какой-то ручеек общения есть. Есть также такой тонкий канал связи между коренными народностями. Но в остальном всё заморожено. Нынешний кабинет Трюдо находится в полнейшей зависимости от политики США. У них очень мощное оборонное сотрудничество. Все подходы в проецировании своих интересов, в том числе которые касаются национальных интересов России, Канада сейчас выстраивает именно в конфронтационном ключе.

«С точки зрения безопасности ситуация очень-очень напряженная»

— Вы заявили, что между Москвой и Оттавой сохранился канал связи по линии МИДов. Планируются ли взаимные визиты министров России и Канады или, может быть, их встреча на международных площадках по типу G20?

— К сожалению, должен ответить отрицательно на этот вопрос. Последний полноценный контакт был в 2021 году в Рейкьявике между тогда министром Марком Гарно и нашим Сергеем Лавровым. Потом, когда главой МИДа назначили госпожу Мелани Жоли, они познакомились на совещании министров иностранных дел ОБСЕ, и после этого знакомства она выразила желание приехать в Москву для проведения двусторонних консультаций. Сергей Лавров ей направил официальное приглашение, но этим приглашением канадская сторона не воспользовалась. И с учетом политических реалий, тех заявлений и позиций, которые кабинет Трюдо в лице разных представителей, в том числе госпожи Жоли, излагает, вряд ли стоит надеяться на то, что двусторонний контакт состоится.

Хотя я хотел бы подчеркнуть и публично говорил об этом здесь, в Канаде, и приватно нашим коллегам в министерстве иностранных дел страны — российская сторона никогда от контактов не отказывается. Канадская сторона выбрала путь их ограничения. Это не наш вариант.

— Поступали новости о том, что посольство подвергалось акциям вандализма. Как сейчас складывается работа российской дипломатической миссии? Продолжаются ли противоправные акции против российского представительства?

— Начнем с хорошего. На бытовом уровне, как я вижу, ни мои сотрудники, ни я сам не сталкивались с какими-то проявлениями русофобии. К сожалению, наша дипмиссия, как посольство в Оттаве, так и наши два генконсульства в Торонто и Монреале, ежедневно подвергается давлению, нажиму со стороны демонстрантов. Пикетчиков, которые оплачиваются такой небезызвестной организацией, как «Конгресс украинцев Канады» (признан Минюстом нежелательной организацией, деятельность на территории РФ запрещена). На коммерческой основе они стараются воздействовать на наших дипломатов, когда они въезжают и выезжают из посольства, каждый день стоят, выкрикивают лозунги.

Полиция и правоохранительные органы реагируют на это далеко не всегда так, как надо, с задержками. У нас были чрезвычайные случаи забросов бутылок с зажигательной смесью на территорию посольства. Недавно закинули предмет типа телефона, в котором тоже могла быть взрывчатка. Обстреливали нас помповыми ружьями с краской. Обрызгивали красной краской наши ограждения, тротуар, пытались и пытаются до сих пор фотографировать наши номера машин, которые въезжают-выезжают, пассажиров внутри.

С точки зрения безопасности ситуация очень-очень напряженная. Вот эта бутылка с зажигательной смесью, которую забросили в посольство, она разбилась, фитиль прогорел, а жидкость не воспламенилась. А если бы воспламенилась? А если бы здание сгорело? А у нас тут люди живут, у нас тут дежурные. Люди могли погибнуть, это же теракт. Но ни по одному выпаду вот такого террористического характера против посольства мы до сих пор не получили ни одного разъяснения от канадской стороны.

Протестующие незаконно стоят прямо у калитки. К нам приходят люди, гости, дипломаты из других дипмиссий. И они подвергаются такому вербальному психологическому давлению, насилию. Им кричат, их фотографируют. Это совершенно неприемлемо. И я бы в этом контексте хотел бы заметить, что как раз канадская дипмиссия в Москве полностью защищена нашим государством. Никто их не трогает, никто на них не нападает, они работают и живут, как любое нормальное посольство. И сюжет с этой дискриминацией в отношении нас и таким давлением — это постоянная больная точка и предмет нашего общения с МИД Канады.

Беседовал Леонид Самуна

Метки: , , ,