Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

КИТАЙСКАЯ ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

08.02.2021 – 22:20 Комментарии

Василий Кашин

Российский Совет по международным делам

Ревущие двадцатые

Уверенно можно сказать, что наступившее десятилетие станет временем нарастающей гонки вооружений: накопившиеся противоречия Запада, России, Китая и новых амбициозных держав, а также общая нестабильность дадут свои всходы. Можно, разумеется, посыпать головы пеплом по поводу миллиардов, выброшенных на игрушки для военных, которые, при хорошем исходе, они даже не пустят в дело. Однако нельзя отрицать, что никто другой так не толкал научно-технический прогресс в прошлом веке, как любящие красивые игрушки вечные дети в погонах, расплачивающиеся за них пусть и не своими, но большими деньгами.


Начиная с конца 1990-х гг. Китай провел несколько важных реформ структуры оборонной промышленности и системы управления ей. Результатами этой реформы стали резкое ускорение технической модернизации китайских вооруженных сил; диверсификация бизнеса и повышение финансовой устойчивости оборонной промышленности; быстрый прогресс КНР в сфере ключевых технологий двойного назначения, в частности, связанных с ядерной энергетикой, судостроением и космической деятельностью.

Структура управления промышленностью

После реформы 1998 г. промышленность курировалась обновленным Комитетом по оборонной науке, технике и оборонной промышленности (КОНТОП).

В отличие от прежней китайской практики, существовавшей еще в эпоху холодной войны, управление оборонной промышленностью и размещение военных заказов от имени вооруженных сил были жестко разделены. Тем самым устранялись условия для прежней порочной практики проталкивания на вооружение заведомо непригодных образцов военной техники.

Были ограничены возможности для лоббизма со стороны оборонной промышленности в ущерб интересам военных.

После реформы структуры китайского правительства в 2008 г. КОНТОП был преобразован в Государственное управление по оборонной науке, технике и оборонной промышленности в составе Министерства промышленности и информатизации КНР, потеряв роль самостоятельного ведомства. Данный орган вырабатывает единые нормы и стандарты для оборонной промышленности, выдает лицензии и разрешения, контролирует выполнение правительственных заданий. Он также контролирует Государственное космическое управление КНР — структуру, отвечающую за реализацию космической программы со стороны правительства.

В отличие от России, ведомство по делам космоса отделено от предприятий космической промышленности, главным образом сконцентрированных в Китайской корпорации космической науки и техники. Таким образом, исключается ситуация, при которой одна и та же структура готовит планы космической деятельности и реализует их, заказывает и производит космическую технику.

Госуправлению по оборонной науке, технике и промышленности также напрямую подчиняются несколько крупнейших китайских технических университетов, например, Пекинский и Харбинский политехнические университеты, Северо-Западный Политехнический университеты и некоторые другие. Эти университеты играют центральную роль в подготовке кадров и проведении исследований в интересах всей отрасли.

В 1998 г. был создан единый орган, отвечающий за отношения с промышленностью, в структуре Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК) — Главное управление вооружений и военной техники (ГУВВТ). ГУВВТ должен был отвечать за выработку научно-технической политики вооруженных сил и выступать в качестве единого заказчика по отношению к промышленности.

Из-за серьезного бюрократического сопротивления в полной мере централизовать закупочную деятельность в вооруженных силах так и не удалось — ГУВВТ смогло занять место единого заказчика лишь в интересах сухопутных войск НОАК и Народной вооруженной полиции (китайский аналог нашей Росгвардии). ВМС, ВВС и Вторая Артиллерия (ныне — Ракетные войска) НОАК смогли отстоять известную степень автономности в своей закупочной политике.

Полностью централизовать закупочную политику удалось лишь в ходе следующей волны реформ, когда в 2016 г. на базе ГУВВТ были созданы Управление по развитию вооружений и военной техники Центрального военного Совета (ЦВС) КНР и Научно-техническая комиссия ЦВС.

По мере обострения технологического соперничества с США и повышения внимания к вопросам военно-гражданской интеграции в 2017 г. был создан новый важнейший орган управления высокотехнологичными отраслями китайской экономики — Центральная комиссия по интегрированному военно-гражданскому развитию.

Эта комиссия подотчетна Политбюро ЦК КПК и возглавляется самим Си Цзиньпином, в ее состав входит ряд представителей высшего партийного руководства, включая четырех из семи членов Постоянного комитета ЦК КПК.

Насколько можно понять, идея, лежащая в основе этой комиссии, состоит в реализации под непосредственным контролем высшего руководства страны серии прорывных проектов по различным направлениям высоких технологий как военного, так и гражданского назначения.

В основе модели лежит китайский опыт реализации в 1950–1960-х гг. прорывной программы «две бомбы и спутник», позволившей стране создать собственный ракетно-ядерный щит. В качестве ключа к успеху китайские руководители видят концентрацию ресурсов оборонной и гражданской промышленности на ограниченном числе приоритетных направлений.

Реструктуризация промышленности

В результате структурных реформ, проводившихся в конце 1990-х гг. образовалась довольно стройная многоуровневая структура управления оборонной промышленностью. В центре этой структуры находились гигантские военно-промышленные корпорации, специализированные по сферам деятельности. Их число колебалось от первоначальных одиннадцати до нынешних девяти корпораций с численностью работников от более 150 до более 450 тысяч человек.

Предполагалось, что подобные специализированные корпорации будут более устойчивы и смогут более эффективно распоряжаться контролируемыми ими ресурсами.

Наряду с прогрессом в производстве военной техники перед этими компаниями с 1990-х гг. ставились задачи повышения доли гражданской продукции. К настоящему времени эта задача решена: гражданская продукция доминирует в структуре выручки всех центральных оборонно-промышленных корпораций, причем ее доля может превышать 80%. Все они сейчас превратились в диверсифицированные промышленные корпорации.

Крупнейший китайский военно-промышленный конгломерат — это Китайская авиационно-промышленная корпорация (AVIC) с 446 тысячами работников, годовой выручкой в 2019 году в 458 млрд юаней (около 70 млрд долл.) при чистой прибыли около 19,8 млрд юаней (3 млрд долл.).

AVIC — монопольный производитель боевой и военно-транспортной авиации и авиационных двигателей, а также крупнейший производитель вертолетов в Китае, компания также производит авиационное вооружение, беспилотники и играет важную роль в китайских программах гражданского авиастроения. Его гражданский бизнес представлен прежде всего авиапромом и производством промышленного оборудования, в том числе для топливно-энергетического комплекса.

Среди других холдингов — китайская государственная судостроительная корпорация (CSSG), монопольный производитель военных кораблей и крупнейший гражданский судостроитель мира; Китайская северная промышленная корпорация (Norinco Group) и Китайская южная промышленная корпорация (CSGC), производящие вооружение сухопутных войск; Китайская корпорация космической науки и техники (CASC), специализирующаяся на производстве космической техники и стратегических систем оружия, включая межконтинентальные ракеты; Китайская корпорация космической науки и промышленности (CASIC), специализирующаяся на производстве тактического ракетного оружия, включая средства ПВО, крылатые ракеты, ракеты средней и меньшей дальности; Китайская корпорация электронных технологий (CETC), производящая военную электронику; Китайская национальная ядерная корпорация и Китайская ядерная инженерная корпорация, отвечающие за ядерный топливный цикл, ядерное оборудование и строительство ядерных объектов соответственно.

Каждая корпорация делится на несколько специализированных холдинговых компаний, отвечающих за направления бизнеса. Например, AVIC включает в себя подобные специализированные компании по боевой авиации, вертолетам, авиации общего назначения, авиационным двигателям, авионике и т.п. Холдинговые компании CASIC, именуемые «академиями», отвечают за производство ракет-носителей и баллистических ракет; производство жидкостных и твердотопливных ракетных двигателей; изготовление космических аппаратов и специальную электронику.

При реструктуризации промышленности китайское правительство стремилось устранить конкуренцию там, где она была бы деструктивна (например, в стратегических системах вооружений, боевой авиации), сохранив ее там, где она возможна и полезна. Тот же CASC, несмотря на основной фокус на производстве космической техники и «тяжелых» баллистических ракет, отчасти конкурирует с AVIC на рынке беспилотников и ракет «воздух-воздух», с CASIC на рынках систем ПВО и с Norinco Group на рынке РСЗО. Norinco Group активно пытается выйти на рынки систем ПВО и присутствует на рынке авиационного вооружения.

Наконец, на низшем уровне системы управления промышленностью находятся собственно подчиненные специализированным холдингам заводы и НИИ. Как правило, в рамках холдинга сконцентрированы основные предприятия, ответственные за разработку и производство того или иного образца вооружения. Как холдинговые компании, так и подчиненные им предприятия обладают значительной свободой в ведении гражданского бизнеса, включая создание новых юридических лиц и право на международное сотрудничество.

Особняком от системы военно-промышленных холдингов стоит Китайская академия инженерной физики (КАИФ) — китайский центр разработки и производства ядерных боеприпасов. КАИФ с 23 тысячами сотрудников — научно-производственное объединение со специальным статусом, напрямую подчиненное Центральному военному совету. Помимо разработки ядерных боеприпасов КАИФ решает важные исследовательские задачи в интересах других отраслей оборонной промышленности, в том числе в области разработки энергетических материалов.

Помимо гигантских «центральных» военно-промышленных корпораций в Китае сохраняется ряд менее крупных государственных военно-промышленных компаний регионального подчинения. Примерами могут служить Аньхойская военно-промышленная группа, Нанкинская компания специального оборудования «Цзихуа 3521» и др. Это меньшие по масштабу предприятия, которые либо представлены на низких уровнях производственной кооперации, либо выпускают относительно простые финальные изделия (боеприпасы к стрелково-артиллерийскому вооружению, гранатометы, мины, спецхимия, экипировка и обмундирование военнослужащих и т.п.).

Роль частного капитала и военно-гражданская интеграция

Начиная с 2000-х гг. китайское правительство вело планомерную работу по повышению роли частного капитала в развитии оборонной промышленности.

Целью привлечения частного капитала было повышение качества корпоративного управления и создание благоприятных условий для перетока технологий и научно-технических кадров между оборонной и гражданской промышленностью. При этом передача государственных предприятий оборонной промышленности под частный контроль исключалась в принципе.

Первым направлением был вывод на фондовые площадки миноритарных пакетов акций сначала отдельных военно-промышленных холдингов «второго уровня», а затем и военно-промышленных корпораций. К настоящему времени на площадках Шанхая, Шэньчжэня и Гонконга торгуются акции многих из военно-промышленных холдингов из состава всех «больших» корпораций, кроме атомных.

Второе направление состоит в создании условий для привлечения к выполнению государственного оборонного заказа частных предприятий за счет создания эффективной системы их лицензирования. Эта система контролируется Государственным управлением по делам оборонной науки, техники и промышленности и к настоящему времени к участию в военном производстве допущены многие сотни частных предприятий. Несмотря на постепенный рост их роли, примеры реализации частниками целиком крупных военно-промышленных программ отсутствуют и едва ли появятся в будущем. Их роль заключается либо в поставках компонентов, материалов, программного обеспечения и технических решений госпредприятиям, выступающим системными интеграторами больших проектов, либо в выпуске узко специализированных и не слишком сложных видов конечной продукции.

Китайский военный бюджет на 2020 год составил 1,27 трлн юаней или более 178 млрд долларов.

На серийные закупки вооружений и военной техники расходуется около 40% этой суммы, и данный показатель будет в обозримом будущем устойчиво расти. Китайская оборонная промышленность, в отличие от российской, почти не зависит от экспорта вооружений и военной техники. Доходы от такого экспорта несравнимы с масштабами гражданского бизнеса китайских оборонщиков и с закупками китайских военных. Отрасль ощутимо выигрывает от нынешнего роста напряженности в мире. Учитывая поставленные руководством КНР задачи в целом завершить техническую модернизацию НОАК к 2035 г., превратив ее в технически передовую армию мира, китайская оборонка вступает в новый период бурного развития.

Метки: , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>