Константин Затулин: «Референдум помог бы выявить волю восточных регионов Украины»
В самом центре красавца Киева западенское быдло разбило огороды и вдобавок строит там свинарник. Видимо, преисполненные счастья от прикосновения к Истории, революционеры скоро начнут хрюкать. Ситуацию на Украине комментирует директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН:
«Лидеры «Правого сектора» не имеют шансов победить в легальной политической борьбе»
— Во всей истории я не припомню ни одной революции, в которой победители не перегрызлись бы между собой на каком-то этапе развития этой самой революции. Так что, эта история стара как мир. В данном случае (на Украине) те, кто непосредственно осуществлял этот переворот (на мой взгляд, это именно переворот, а не революция), оказались постепенно оттерты от рычагов власти. И чем дальше, тем больше их уходит. Ну, если не в небытие, как Музычко, то, по крайней мере, во второй и третий ряд, а это им, то есть «Правому сектору» и подобного рода организациям, конечно, не нравится.
Судя по всему, никаких шансов победить в легальной политической борьбе, даже переименовав себя, назвав партией и переодевшись из камуфляжа в цивильный костюм, лидеры «Правого сектора» не имеют. С другой стороны, активность вышедших из-под контроля полубандитов (или бандитов на все сто процентов), естественно, компрометирует новую власть Украины.
Неспроста мы слышали сообщения о том, что Музычко предлагали сделку, поскольку пока он атаманствовал в Ровенской области, Запад не был готов финансировать нынешнее правительство. То есть, уж слишком одиозные персонажи крутятся вокруг этого «Правого сектора».
«Нынешним ставленникам Запада в Киеве удастся загнать боевиков в полуподполье»
В результате всего этого действительно начались разборки. Опасность этих разборок для нынешней власти Украины состоит в том, что, по сути, она не имеет за собой серьезной вооруженной силы, ибо сама пришла в результате переворота и не очень-то может рассчитывать на лояльность всякого рода подразделений.
Так что при всех прочих обстоятельствах, думаю, что соединенными усилиями и при поддержке западных спецслужб нынешним ставленникам Запада в Киеве удастся загнать боевиков в полуподполье. Но не исключены и разного рода неожиданности, как, впрочем, и нервное прохождение той самой избирательной кампании по выборам президента, которая официально началась на Украине.
«… не верят в эти выборы и не согласны признавать их законными»
Теперь по поводу того, что Янукович снова предлагает референдум, причем, в каждом регионе. По-моему, сейчас у противников действующей в Киеве власти наметились определенные расхождения в целях. Ни Янукович, ни те протестующие, которые все еще протестуют в областях и городах юга и востока Украины, вне всякого сомнения, не верят в эти выборы и не согласны ни признавать их законными, ни участвовать в них.
С другой стороны, целый ряд политиков, оппозиционных нынешней власти, втягиваются в избирательную кампанию. Вот и народный депутат Украины Олег Царев подал документы на регистрацию. А уж Царева-то уж точно нельзя заподозрить в любви к Турчинову, Тимошенко или боевикам «Правого сектора». Думаю, что все это сделано для того, чтобы навязать определенную конфигурацию.
«На этот вопрос нет однозначного ответа»
Но остаются проблемы и остается вопрос (в том числе и для меня), правильно ли поступают те противники нынешней украинской власти, которые своим участием в выборах, по сути, помогают счесть эти выборы законным действием?
На самом деле на этот вопрос нет однозначного ответа. Потому что есть и другая логика – добиваться серьезного диалога между разными частями страны и разными политическими силами (как теми, кто сейчас находится у власти, так и теми, кто в оппозиции) для того чтобы определить дальнейшую судьбу Украины и прийти к согласию или к какому-то компромиссу в отношении ее будущего устройства.
Но участие в выборах представителей Юго-Востока позволяет в будущем тем, кто не хочет политического диалога и игнорирует волю жителей Донбасса, Харькова, Луганска и т.п., сказать, что и на самом деле теперь нет никакой необходимости для разговора. Ведь они, представители Востока и оппозиции в целом, принимали участие в этих выборах, которые были демократичными…
То есть, это вопрос, какая тактика на самом деле правильнее – не участвовать в выборах и заставить Запад пойти на уступки и компромиссы или участвовать в них, заранее зная, что в такой обстановке, с такими избирательными комиссиями и с таким правосудием на Украине победа для оппозиции будет просто невероятна?
«Не до конца ясна воля восточных регионов»
А вот те силы на Украине, которые чего-то ждут (в том числе и противники действующей власти), должны понимать, что Россия не во всех случаях может предпринимать решительные и рискованные действия. Ведь не до конца ясна воля этих восточных регионов, и не совсем понятно, чего же они хотят. Собственно, референдум помог бы ее выявить, но я очень сомневаюсь в том, что его позволят провести.
Мне кажется, что восточные регионы настроены на то, что Украина должна быть перестроена на федеративных началах. Но ведь этого не хотят допускать захватчики власти в Киеве…
«Неминуема новая волна протестов»
Я думаю, что неминуема новая волна протестов, и она придет не только в связи с результатами выборов, которые как раз и предназначены для того, чтобы отвлечь внимание людей от этих обстоятельств и увести их в сторону.
Новые протесты придут в связи с неминуемым коллапсом украинской экономики, вопрос о котором — дело даже не лет, а месяцев. Поэтому сейчас и ведется борьба вокруг того, в каком состоянии к этому подойти с новым президентом Украины, которого протащат на выборах.
Я уверен, что это будет один из тех, кто в той или иной форме представляет Майдан, и совсем не важно, кто это будет – Тимошенко или Порошенко, или все-таки это произойдет на основе какой-то договоренности между регионами, которая позволит каждому из этих регионов достойно выйти из ситуации, сохранить лицо и, самое главное, оградить себя от всякого рода радикалов и дестабилизации. Тем более, в условиях экономического кризиса.
«Добкин и Кернес ввели в заблуждение сторонников»
Что касается бывшего губернатора Харьковской области Добкина, то он, конечно, оказался совершенно не на высоте положения. Более того, Добкин и его партнер, мэр Харькова Кернес, своими звучными речами и категоричными заявлениями просто ввели в заблуждение своих же сторонников.
Ангажементы, которые раздавал Добкин, будучи губернатором, в сжатый срок сменились бегством в Швейцарию, обсуждением личных обстоятельств, состояния своих финансовых дел — и только потом, когда все было уже решено, возвращением в Харьков. Шансов победить на выборах он, конечно, не имеет, это же очевидно.
«Кернес помогал боевикам «Правого сектора», убившим людей в Харькове»
Да, Добкина с самого начала предполагали списать со счета, ибо он занимал должность губернатора, которая на Украине является не выборной, а назначаемой. По сути, у него не было никаких шансов удержаться в кресле.
А вот Кернес до сих пор в кресле мэра, и, собственно, сделка, на которую он пошел, именно в этом и состояла. Его поведение после возвращения из Швейцарии красноречиво говорит о том, что он на 180 градусов поменял свои позиции и свои прежние заявления. Я не могу назвать их убеждениями потому, что, судя по всему, ни у Добкина, ни у Кернеса (как, может быть, и у Януковича) стойких убеждений и не было.
Вернувшись в Харьков после промывки мозгов в Швейцарии, в которой, по некоторым сведениям, принимал участие господин Коломойский как главный кошелек днепропетровского клана и лично Юлии Тимошенко, Кернес сразу же стал выдавать заявления: «надо смириться», «победителей не судят», «надо перевернуть страницу» и т.п.
И в дальнейшем он занимался тем, что тушил харьковские протесты, дезориентировал людей, помогал боевикам «Правого сектора», убившим людей в Харькове. Ведь именно Кернес ассистировал тому, чтобы боевики смогли беспрепятственно покинуть Харьковскую область и затем были выпущены на свободу. Что ж, это абсолютно двурушническая линия.
«Цель — разделить восточный электорат»
И с этой точки зрения, выдвижение Добкина было согласовано и преследовало цель: разделить восточный электорат. Господин Добкин — это типичный спойлер на этих выборах. Это человек, который оттягивает от кого-то голоса и способствует тому, чтобы какие-то избиратели все-таки пришли на избирательные участки именно на востоке Украины. Ведь для власти в Киеве очень важно, чтобы там состоялось голосование.
Безусловно, нынешняя власть в Киеве знает, что в данном случае никакое голосование на Востоке не сможет превозмочь ту тягу к власти и ту борьбу за власть между сторонниками и кандидатами Майдана, которая должна привести одного из них в кресло президента.
То есть им нужна витрина для того, чтобы утверждать: эти выборы были всеобщими, они охватили и Запад, и Восток, Украина едина как политическая нация, есть разные кандидаты, а выборы вполне законные.
«Выборами дело не кончается, а у Востока должен быть лидер»
Что касается Царева, то я лично знаю его и далек от мысли, что он двурушничает. Я думаю, что Царев в этом вопросе сделал свои выводы и решил, что раз уж выборы могут состояться, нужно, чтобы на них прозвучал голос Востока, голос его избирателей! Что ж, это его выбор.
Я не готов сегодня осудить Царева так, как осуждаю Добкина. И я абсолютно ясно представляю, как повел себя Добкин и как себя повел Царев. Ведь они вели себя совершенно по-разному, и только время покажет, прав Царев или нет.
У меня такое впечатление, что Царев все-таки делает ошибку. С другой стороны, этими выборами дело никак не кончается, а у Востока должен быть лидер. И, кстати, в этом заключается еще одна логика поведения Царева: даже если не победить на этих выборах, то повести Восток за собой. Ведь впереди новая волна протестов, и у Востока действительно наконец-то должен появиться признанный лидер!
«Тимошенко находится в своем уме»
Что касается Тимошенко, то она находится в своем уме. Более того, я убежден, что утечку разговора с Шуфричем организовала сама Тимошенко, нарочно сделав фразы столь вызывающими. Ведь Юлия Владимировна, как в серфинге, хочет оседлать волну.
Она хочет проехаться на волне этой майданной революции и тем самым возглавить радикалов, которые в настоящий момент оказались чуть ли не в оппозиции к ее собственным представителям во власти.
Юлия Владимировна играет и, как всегда, играет рискованно. Но Тимошенко будет разной на востоке и на западе Украины. Она почувствовала, что радикалы на Майдане забыли про ее существование и относятся к ней, как к представителю старой генерации политиков, с определенным недоверием…
«Как сказал бы генерал Лебедь, это просто такой ум…»
Ведь Тимошенко уже из прошлого Украины, а она очень хочет быть ее будущим, поэтому и взяла на себя такую роль. Она хочет быть радикальнее радикалов, святее папы Римского и увлечь за собой их избирателей!
А вот на Востоке она рассчитывает на какое-то понимание со стороны таких представителей элит, как Коломойский и иже с ним, как бы подмигивая им, дескать, это всего лишь игра, призом в которой является Украина. Она поступает цинично, лицемерно, но осознанно. Нет, Тимошенко абсолютно не сошла с ума. Как сказал бы генерал Лебедь, это просто такой ум…