Константин Косачев: Иллюзий питать не следует
После встречи двух президентом в Гамбурге я высказал осторожную надежду, что она может стать предвестием прорыва в отношениях между Россией и США.
Надежда умирает последней, но она умирает.
Судя по монолитному голосованию в Палате Представителей по санкционному пакету против России, Ирана и КНДР, не будет не только прорыва, но и нормализации. Более того, дальнейшая деградация двустороннего сотрудничества становится неизбежной, хотя дальше вроде бы уже некуда.
Что происходит?
В широком смысле и безотносительно к нынешним сюжетам – американцы беззастенчиво уничтожают конкурирующее инакомыслие, видя в России диссидента, бросившего вызов их монополярной системе мироустройства. В более узком — сорвавшаяся с тормозов американская политическая элита, терпящая одно поражение за другим и внутри, и вовне, избрала нашу страну в качестве мишени или, точнее, тренировочной стенки. Конгрессменам кажется, что вмешательством России в выборы можно обосновать нелигитимность избрания Трампа. Поддержкой Россией Асада – легитимность действий США по свержению неугодных правительств по всему миру. Сотрудничеством России с Ираном – объяснить проблемы американцев в их безуспешных антитеррористических и нераспространенческих устремлениях. Украинским кризисом – российскую угрозу европейским союзникам США, цементируя трансатлантическую солидарность. И так далее.
Американцы пытаются вести себя как мировой жандарм. Но получается – как у капризного ребенка. Отобрали игрушку – рухнуть навзничь и стучать ногами по полу, заходясь в истерике. Не обоснованно и бездоказательно. Не взирая на последствия и не считаясь с обстоятельствами.
Что делать?
Первое – не суетиться. Наша официальная реакция должна последовать уже на вступивший в силу закон (в чем, увы, нет сомнений, но все же). Второе – готовить такую реакцию, потому что она обязательно должна быть. Не симметричная, но болезненная для американцев. И на закон, и на все предшествовавшие этому действия по недвижимости, дипломатам и проч. Третье – исходить из того, что с нынешним антироссийским консенсусом в Конгрессе (вчерашнее голосование 419 против 3!) диалог не получится, это надолго. А президент Трамп со своим Конгрессом не справится. Поэтому продолжать выстраивать отношения с остальным миром, который гораздо шире западного. Свет клином на США совершенно точно не сошелся. Четвертое – обязательно проговорить сложившуюся ситуацию с европейцами. Иллюзий питать не следует – нашими союзниками они не будут, но раз уж задеты их собственные экономические интересы, как минимум временный мезальянс получиться может. И пятое, самое главное – не скатываясь в самоизоляцию, сосредоточиться на внутреннем развитии, где у нас нет соперников и конкурентов. Освоить наконец-то Россию с ее колоссальными ресурсами и возможностями. Стать самодостаточными.
Ведь без всего этого с нами так и будут всегда пытаться говорить не на равных и свысока.