Константин Косачев: Пора бы Вашингтону перестать бросаться словами
Первая неделя 2018 года, традиционно «тихая» в России, ознаменовалась как минимум тремя громкими событиями мирового масштаба. Они не сравнимы по содержанию, но могут стать предвестниками долгосрочных тенденций не на недели, а на годы вперёд.
В хронологическом порядке, не по значимости:
Пхеньян пошёл на прямой разговор с Сеулом. Пока по Олимпиаде-2018, но тут важно как решение участвовать в самих играх, так и использование такого решения как повода прервать, не теряя лица, политику игнорирования самого важного соседа. До сих пор северокорейские представители в унисон заявляли, что Южная Корея в их глазах не более чем марионетка США, с которой не о чем говорить. Говорить, как известно, есть о чем. И это не только безопасность спортсменов, но и сохранность в неприкосновенности ядерной кнопки, какого бы размера она ни была. Лиха беда начало. Лишь бы у Вашингтона хватило сейчас здравого смыла не меряться размерами.
Американцы с треском провалились в Совете Безопасности ООН, ничтоже сумняшеся пытаясь использовать его в качестве тарана своей антииранской политики. Иран, судя по всему, отстоял свою государственность внутри страны (время покажет), но он совершенно точно отстоял свой суверенитет в ООН. И это полезный урок для всего международного сообщества, почти отвыкшего от возможности действовать по здравому смыслу, а не по американскому разумению.
А госсекретарь Тиллерсон заявил, что в новом году США и России предстоят очень важные переговоры по договорам о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) и о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), при этом в Вашингтоне «признают обеспокоенность России». Давно пора. Ведь возможный выход США из ДРСМД неминуемо приведёт к резкому наращиванию американского военного присутствия с качественно более мощным оружием у российских сухопутных границ, а исчезновение в 2021 году краеугольного соглашения в сфере стратегического ядерного баланса аналогичным образом дестабилизирует и эту сферу.
Все три новости так или иначе — про США. Мир наблюдает, как американцы отчаянно цепляются за концепцию собственного исключительного лидерства, в реальности не будучи в состоянии предложить миру что-либо, кроме угроз и санкций. И проблема тут не в Трампе, а в том, что мир стал значительно сложнее, во-первых, и требовательнее к лидерским амбициям, во-вторых. Прокричать «мы первые!» уже явно недостаточно. Рано или поздно США предстоит не на словах, а на деле реализовать замечательную мысль, высказанную тем же Трампом в его первой речи на сессии ГА ООН в сентябре:
«Будучи президентом США, я всегда буду ставить Америку на первое место, как и вы, будучи лидерами ваших стран, будете всегда и должны всегда ставить ваши страны на первое место… Миру необходима коалиция сильных независимых стран, которые используют свой суверенитет для продвижения мира… Это основа для сотрудничества и успеха. Сильная, независимая нация позволяет развивать страну с различными ценностями. Разные культуры, разные мечты. (Страны) не просто сосуществуют, но работают друг с другом плечом к плечу, на основе взаимного уважения».
Пора бы Вашингтону перестать бросаться словами. Пора браться за реальное дело.