Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

КОНФРОНТАЦИЯ МЕЖДУ ВАШИНГТОНОМ И ПЕКИНОМ БУДЕТ ВОЗРАСТАТЬ С НОВОЙ СИЛОЙ

29.06.2023 – 22:23 Комментарии

Елена Ларина, Владимир Овчинский

Завтра

Тайвань и Индо-Тихоокеанский регион как зоны конфликта


Блинкен назвал свой первый за пять лет визит в Китай, как серию «конструктивных» встреч, которые приведут к расширению диалога и снизят вероятность крупного конфликта между двумя крупнейшими экономиками мира.

Но тут же все его заявления были дезавуированы.

20 июня 2023 года Байден назвал Си Цзиньпина диктатором во время выступления на предвыборном мероприятии, где он сказал, что китайский лидер был смущен тем, что США сбили воздушный шар-шпион , потому что он не знал, что он сбился с курса.

«Причина, по которой Си Цзиньпин очень расстроился из-за того, что я сбил этот воздушный шар с двумя товарными вагонами, набитыми шпионским оборудованием, заключается в том, что он не знал, что он там был», — сказал Байден. «Вот что очень смущает диктаторов: когда они не знали, что произошло».

Китай расценил заявления Байдена как «открытую политическую провокацию», которой «Китай крайне недоволен и категорически против», заявила на брифинге 21 июня 2023года официальный представитель МИД КНР Мао Нин.

«Замечания, сделанные США, крайне абсурдны и безответственны», — сказала она. «Они являются серьезным нарушением основных фактов, дипломатического этикета и политического достоинства Китая».

Комментарии Байдена прозвучали всего через день после того, как Блинкен встретился с Си в Пекине , в попытке преодолеть напряженность, которая осложнила отношения после того, как в феврале 2023 года над Соединенными Штатами пролетел китайский воздушный шар-шпион.

Во время визита Блинкен и его помощники тщательно подготовили свои замечания, чтобы отметить серьезные разногласия в политике с Китаем, не оскорбляя и не проявляя неуважения к лидерам страны.

Когда во время пресс-конференции Блинкена спросили, считает ли Байден Си «равным», Блинкен не оспаривал недемократическую однопартийную систему Китая.

«Президент Си является лидером Китая, и это само по себе делает его человеком, имеющим огромное значение на мировой арене», — сказал Блинкен. «Как вы знаете, президент и председатель Си знают друг друга довольно давно. … Так что там долгие отношения, хорошее знание друг друга».

Представители Госдепартамента говорят, что они не знают, в какой степени замечания Байдена могут свести на нет достигнутый прогресс. Они считают неизбежным, что Пекин гневно отреагирует на действия, предпринятые после поездки.

Посол Китая в США Се Фэн 21 июня 2023 года выступил с серьезными заявлениями и решительным протестом перед высокопоставленными чиновниками Белого дома и Государственного департамента США» после комментариев президента Джо Байдена, в котором президент Китая Си Цзиньпин сравнивался с диктатором, говорится в сообщении посольства. Заявление, призывающее Соединенные Штаты «принять серьезные меры» или «нести все последствия».

В заявлении, опубликованном 22 июня 2023 года, резко осуждаются комментарии Байдена, называя их «клеветой», которая «серьезно противоречит основным фактам, нарушает дипломатический этикет, ущемляет политическое достоинство Китая, противоречит обязательствам, взятым на себя американской стороной, и подрывает взаимное доверие».

Есть все основания полагать, что основные узлы конфронтации между Вашингтоном и Пекином будут затягиваться с новой силой, особенно это касается проблемы Тайваня и Индо – Тихоокеанского региона в целом.

Тайвань

«Нет места для компромиссов или уступок по Тайваню», — предупредил во время визита в Пекин Блинкена, высокопоставленный чиновник внешнеполитического ведомства Китая Ван И. Министр иностранных дел Цинь Ган заявил, что Тайвань является «ядром основных интересов» и «наиболее заметным риском» в двусторонних отношениях.

21 июня 2023 года Китай обвинил США в фальсификации своих политических обещаний по Тайваню через несколько дней после того, как встреча на высоком уровне вселила надежду на стабилизацию отношений, продемонстрировав пределы разрешения фундаментальных разногласий между двумя крупнейшими экономиками мира.

Ян Тао, официальный представитель министерства иностранных дел, повторил критику США за якобы искажение их политики одного Китая на брифинге для СМИ через несколько часов после встречи председателя КНР Си Цзиньпина с госсекретарем США Энтони Блинкеном в Пекине.

«США на протяжении десятилетий заявляли, что их политика в отношении Тайваня «определяется» тремя совместными коммюнике, согласованными с Пекином, а также Законом об отношениях с Тайванем 1979 года и Шестью гарантиями, которые Вашингтон согласовал с Тайбэем в 1982 году во время переговоров по третьему коммюнике с Китаем. Пекин не поддерживает эти отдельные соглашения, которые, среди прочего, касаются продажи оружия Тайваню, а также исключают США как посредника между Тайбэем и Пекином».

Уже 21 июня 2023 года группа китайских военных кораблей во главе с авианосцем «Шаньдун» прошла через чувствительный Тайваньский пролив, сообщило министерство обороны Тайваня.

«Шаньдун», введенный в эксплуатацию в 2019 году, прошел в южном направлении через западную часть пролива и направил «соответствующие силы» для наблюдения за действиями Китая.

В апреле 2023 года авианосец участвовал в китайских военных учениях вокруг Тайваня, действуя в западной части Тихого океана. В марте 2022 года он проплыл через Тайваньский пролив всего за несколько часов до того, как лидеры Китая и США должны были поговорить.

В докладе Исследовательской службы Конгресса США от 13 июня 2023 года «Тайвань: вопросы политики и безопасности», помимо известных положений позиции США по Тайваню, отмечено:

«По мере модернизации Народно-освободительной армии (НОАК) КПК баланс военной мощи по обе стороны пролива сместился в пользу КНР. Бюджет тайваньских вооруженных сил составляет менее одной десятой бюджета НОАК, и тайваньские вооруженные силы сталкиваются с проблемами в области оснащения, готовности и личного состава. Директор ЦРУ Уильям Дж. Бернс заявил в феврале 2023 года, что Си Цзиньпин дал указание НОАК «быть готовым» к «успешному вторжению» на Тайвань к 2027 году, но добавил, что «это не означает, что он решил провести вторжение».

Правительство Тайваня обвинило КНР в использовании своей растущей военной мощи для проведения длительной кампании запугивания и принуждения против острова. Эта кампания усилилась в 2022 году, после того как спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси стала самым высокопоставленным официальным лицом США, посетившим Тайвань с 1997 года. После ее визита НОАК провела крупномасштабные учения вокруг острова, а корабли и самолеты приблизились к на Тайвань и с тех пор с большей регулярностью. Мониторинг и реагирование на такие операции утомили тайваньские вооруженные силы.

Официальные лица Тайваня и США в целом согласны с тем, что стратегия Тайваня по сдерживанию нападения КНР должна быть нацелена на слабые стороны НОАК и использовать естественные преимущества Тайваня, такие как географическое положение его островов. Иногда они расходятся во мнениях относительно того, как реализовать такую асимметричную стратегию. Соединенные Штаты — основной поставщик оружия Тайваню — стремятся сформировать стратегию Тайваня, чтобы сосредоточиться на сдерживании десантного вторжения. Некоторые на Тайване утверждают, что такой подход делает Тайвань уязвимым для военного принуждения, если не считать вторжения. Неуверенность в том, может ли Вашингтон помочь Тайваню в случае нападения, и если да, то каким образом, подпитывает эти дебаты».

О некотором спаде экономики Китая и новом докладе Тайваньской целевой группы Совета по международным отношениям США о состоянии американо-тайваньских отношений.

«Некоторый спад экономики Китая может повысить вероятность военного кризиса в Тайваньском проливе».

Предупреждение содержится в обширном докладе, опубликованном 20 июня 2023 года двухпартийной целевой группой, созванной Советом по международным отношениям, и охватывает различные аспекты американо-тайваньских отношений, включая политику, дипломатию, экономику и безопасность. В нем эксперты предупредили, что схема отношений Вашингтона с Тайванем, существовавшая четыре десятилетия с момента установления дипломатических отношений с Китаем в 1979 году, становилась «все более и более хрупкой».

«Эта реальность в сочетании с беспокойством Си по поводу статус-кво и его решимостью добиться прогресса в направлении объединения увеличивает риск конфликта», — написала целевая группа под сопредседательством Майка Маллена, бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов, и Сью Гордон, бывший главный заместитель директора национальной разведки.

20 июня 2023 года центральный банк Китая снизил кредитные ставки впервые за 10 месяцев, что широко рассматривается как еще один признак того, что китайские политики все больше обеспокоены экономическим прогнозом страны.

The Economist (18.06.2023) дал оценку состояния экономики Китая:

Китай гордится твердым, непоколебимым руководством и стабильным экономическим ростом. Это должно сделать его состояние легко предсказуемым. Но в последние месяцы вторая по величине экономика мира была полна сюрпризов, как опытных наблюдателей за Китаем, так и опытных инвесторов.

Например, в начале 2023 года экономика Китая росла быстрее, чем ожидалось, благодаря резкому выходу страны из-под контроля COVID-19. Затем, в апреле и мае, произошло обратное: экономика восстанавливалась медленнее, чем ожидалось. Данные по розничным продажам, инвестициям и продажам недвижимости не оправдали ожиданий. Уровень безработицы среди городской молодежи Китая превысил 20%, что является самым высоким показателем с тех пор, как данные были впервые зарегистрированы в 2018 году. Некоторые теперь думают, что экономика может вообще не расти во втором квартале по сравнению с первым. По стандартам Китая это было бы «двойное падение», говорит Тинг Лу из банка Nomura.

К счастью, Китаю не удалось стать инфляционной силой в мировой экономике. Повышенный спрос на нефть в 2023 году не предотвратил падение стоимости нефти марки Brent, мирового эталона, более чем на 10% по сравнению с январским пиком. Сталь и медь также подешевели. Цены производителей в Китае, которые взимаются на заводе, в мае снизились более чем на 4% по сравнению с 2022 годом. И юань ослаб. По данным американского Бюро трудовой статистики, цена, которую американцы платят за импорт из Китая, в мае упала на 2% по сравнению с годом ранее.

Большая часть замедления может быть связана с рынком недвижимости Китая. Ранее в 2023 году казалось, что он восстанавливается после катастрофического периода дефолтов, резкого падения продаж и ипотечных бойкотов. Правительство упростило застройщикам-должникам сбор денег, чтобы они могли завершить отложенные строительные проекты. Домохозяйства, которые воздерживались от покупок в 2022 году, когда в Китае были введены внезапные блокировки, вернулись на рынок в первые месяцы 2023 года, чтобы совершить отложенные покупки. Некоторые аналитики даже позволили себе роскошь побеспокоиться о том, не слишком ли резко восстановится рынок недвижимости, возродив спекулятивный импульс прошлого.

Однако этот отложенный спрос, похоже, иссяк. Цены на новые дома упали в мае по сравнению с предыдущим месяцем, согласно индексу банка Goldman Sachs. Хотя застройщики стремятся завершить строительные проекты, они не хотят их начинать. Консультационная компания Gavekal Dragonomics подсчитала, что продажи недвижимости упали до 70% от уровня, на котором они были в тот же период 2019 года, последнего относительно нормального года в Китае. Начальное строительство жилья составляет всего около 40% от их уровня (см. таблицу).

Как должно реагировать правительство? Официальная цель роста на этот год — около 5% — лишена амбиций. Пекин, похоже, стремился сдерживать долги местных органов власти, которые часто вынуждены пускать пыль в глаза ради роста. Народный банк Китая ( НБК ), центральный банк, похоже, не был обеспокоен падением цен. Возможно, он также беспокоился о том, что снижение процентных ставок приведет к слишком сильному сокращению маржи банков, поскольку процентная ставка, которую они платят по депозитам, может не упасть до уровня, который они взимают по кредитам.

Но 6 июня 2023 года народный банк китая попросил крупнейших кредиторов страны снизить ставки по депозитам, что дало возможность центральному банку снизить учетную ставку на 0,1 процентного пункта 13 июня. Процентные ставки, которые банки взимают со своих «первоклассных» клиентов, затем одновременно снижаются, что еще больше снижает ставки по ипотечным кредитам. Хотя сокращение было незначительным, оно показало, что правительство не забывает об опасности. Заседание Государственного совета, кабинета министров Китая, состоявшееся 16 июня 2023 года, намекнуло на то, что грядет нечто большее.

Доклад Совета международных отношений появился на следующий день после встречи госсекретаря США Энтони Блинкена с Си в Пекине.

В докладе упоминается «особенно тревожный» сценарий конфликта, в котором Китай может потребовать от гражданских самолетов и грузовых судов, направляющихся на Тайвань, соблюдать требования пекинского авиационного и таможенного контроля, утверждая, что Китай обладает юрисдикцией над водами и воздушным пространством вокруг Тайваня.

Эта тактика может работать как эффективная блокада, препятствуя свободному перемещению товаров с моря и воздуха на Тайвань и подавляя экономику острова. Если Тайвань сорвет такую ​​операцию военным путем, это может привести к военному конфликту.

Когда в апреле 2023 года президент Тайваня Цай Инвэнь встречалась со спикером Палаты представителей США Кевином Маккарти в Калифорнии, китайские власти объявили о возможных проверках грузовых судов в Тайваньском проливе. Хотя власти в конечном итоге воздержались от проверок, в отчете утверждалось, что этот шаг мог стать «первым шагом в проверке такой тактики блокады».

Оперативная группа утверждала, что военная мощь была наиболее решающим фактором, поскольку Си взвешивает потенциальное вторжение на Тайвань, заявив: «Только ориентируя свою военную позицию в регионе на тайваньский конфликт и заручившись помощью своих союзников, Соединенные Штаты могут существенно изменить ситуацию».

Среди союзников США Япония была бы «безусловно» самой критической страной, если бы США решили встать на защиту Тайваня, подчеркивается в докладе и предупреждается, что истребительная авиация США не сможет быстро участвовать в конфликте без использования баз в стране.

«Соединенные Штаты сочтут практически невозможным быстро и эффективно отреагировать на китайскую агрессию против Тайваня, не имея возможности задействовать эти активы и объекты», — заявила оперативная группа.

Использование японских баз американскими войсками для ответа на вторжение на Тайвань потребует одобрения японского правительства. Ближайшая к Тайваню крупная база США находится в Кадене, Окинава, где ВВС США чередуют истребители, такие как F-22 и F-35.

«Самое главное, союзники должны вести регулярные серьезные диалоги, которые позволяют каждой стороне сообщать об ожиданиях друг друга и прокладывают путь для гладких предварительных консультаций во время кризиса», — рекомендовала оперативная группа.

Они также призвали США добиваться большей ясности в отношении объема и масштабов военной помощи, которую Япония, Австралия и Филиппины готовы предоставить в случае китайской агрессии против Тайваня. Эта ясность поможет определить роль и миссию каждой страны и проложить путь к «более интегрированному плану войны», говорится в докладе.

Чтобы противостоять предполагаемой практике экономического принуждения Китая, целевая группа рекомендовала США сформировать Индо-Тихоокеанскую экономическую коалицию с Тайванем, Японией, Южной Кореей, Австралией и Филиппинами, блок, на который вместе будет приходиться около 35% мировой экономики.

Целевая группа призвала Государственный департамент и Департамент торговли США определить «наиболее уязвимые отрасли промышленности» Китая и определить, «какие санкции окажут максимальное давление на Пекин», а затем поделиться этими выводами с другими членами предлагаемого альянса для принятия скоординированных действий.

В докладе также предлагалось администрации Байдена провести пострановой анализ экономических последствий столкновений в Тайваньском проливе. В рамках этой инициативы посольства США будут делиться оценками с правительствами принимающих стран, чтобы повысить их осведомленность о серьезности такого кризиса.

Правительство США также должно уделить первоочередное внимание информированию американской общественности о влиянии тайваньского кризиса на их повседневную жизнь, подчеркивается в докладе, поскольку расколотое общественное мнение может помешать Вашингтону быстро отреагировать. Целевая группа предложила, чтобы высокопоставленные чиновники Госдепартамента выступили с речью о Тайване, а представители более низкого уровня совершили поездку в США для обсуждения этого вопроса.

Айлса Чанг из NPR 20 июня 2023 года беседует с сопредседателями Независимой тайваньской целевой группы Совета по международным отношениям адмиралом Майком Малленом и Сью Гордон:

«Чанг, ведущая:

Госсекретарь Энтони Блинкен завершил свой визит в Китай, где он встретился с председателем Си Цзиньпином и другими правительственными чиновниками. Среди обсуждаемых вопросов был самоуправляемый остров Тайвань, который Пекин считает своим. На пресс-конференции в понедельник Блинкен сказал, что выразил обеспокоенность по поводу действий Китая в Тайваньском проливе, но повторил, что политика США не изменилась.

Блинкен заявил в Пекине: «Мы не поддерживаем независимость Тайваня. Мы по-прежнему выступаем против любых односторонних изменений статус-кво любой из сторон. Мы по-прежнему надеемся на мирное урегулирование разногласий по обе стороны пролива».

Чанг: Этот статус-кво подвергается все большему напряжению, согласно отчету двухпартийной Независимой оперативной группы по Тайваню Совета по международным отношениям. Отчет опубликован сегодня, 20 июня 2023 года и в нем подчеркивается, что США должны принять меры сейчас, чтобы предотвратить будущую агрессию со стороны китайского правительства в отношении Тайваня. Учитывая тот факт, что Тайвань уже несколько лет имеет дело с угрозой более агрессивного Китая, что именно в этот момент кажется более неотложным?

Гордон: Я думаю, есть три вещи, которые особенно бросаются в глаза. Во-первых, это агрессивные действия Китая в регионе, причем не только в отношении Тайваня, но и в Южно-Китайском море, и вкупе с этим общее расширение военного потенциала. Так что это один. Во-вторых, заявления Си Цзиньпина по этой теме, которые, по его мнению, не решены, и даже указывают сроки, в которые должно произойти воссоединение. И затем, я думаю, в-третьих, это то, что я назову провокационными действиями конкретно в Тайваньском проливе, которые могут быть восприняты как принудительные действия, направленные на то, чтобы подорвать волю тайваньского народа иметь иное представление о том, какой должна быть его позиция. Так что я думаю, что это три, которые действительно приходят на ум.

Чанг: Верно. Вы упомянули сроки, которые Си Цзиньпин заявлял о возможном воссоединении. Что касается Тайваня, когда речь идет о возможном силовом воссоединении Китая с Тайванем, какие условия, по вашему мнению, должны быть соблюдены, прежде чем Си решит пойти на это?

Маллен: Я действительно верю, что дело не только в Си Цзиньпине. Я думаю, что любой китайский лидер, если он верит, что Тайвань должен стать независимым, а затем и сам Си Цзиньпин, он был очень конкретным, когда говорил своим вооруженным силам быть готовыми к 2027 году.

Чанг: Много ли мы знаем о том, заставит ли война на Украине Си Цзиньпина задуматься о вторжении или захвате Тайваня в один прекрасный день? Как вы думаете, это так?

Гордон: Я должен поверить, что видя, насколько сложно это было для Путина, Си должен задуматься о том, насколько он готов к любым силовым военным действиям на острове. А Тайвань — не просто военная цель.

Маллен: На ​​самом деле, это невероятно сложная, а некоторые считают, что это самая сложная военная операция, которую ему придется провести, чтобы успешно захватить Тайвань.

Чанг: Считаете ли вы, что США должны встать на прямую защиту Тайваня, если Китай однажды вторгнется на Тайвань?

Маллен: Это решение за президентом, на самом деле.

Чанг: Что бы вы посоветовали президенту, если бы вы были в состоянии сделать это по этому вопросу?

Маллен: Я сделал бы это только тогда, когда был в состоянии сделать это. То, что президент Байден сказал в четырех разных случаях, казалось, указывало на то, что он это сделает. Его сотрудники тогда поддержали те…

В этом отчете мы пытаемся сказать, что мы поддерживаем политику одного Китая. Целью по-прежнему остается мирное воссоединение. Нам просто нужно убедиться, знаете ли, что мы не воссоединимся в условиях конфликта.

Чанг: Давайте поговорим о политике одного Китая. Эта политика, которой придерживаются США, признает Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а Тайвань частью Китая. Политика требует так называемой стратегической двусмысленности. Но позвольте мне спросить вас, устойчива ли стратегическая неопределенность в долгосрочной перспективе, или вы считаете, что США необходимо придерживаться политики стратегической ясности? Сью, что ты думаешь?

Гордон: Мы так или иначе отказались от жестких ударов, вместо этого придерживаясь политики «Единого Китая». Но вот где, я думаю, мы пришли к необходимой ясности. Мы как нация должны ясно представлять себе, в чем состоят наши интересы в отношении Тайваня, и нам необходимо вести такой разговор с американским народом. Нам нужно четко прояснить с Тайванем действия, которые мы предпринимаем с ними, чтобы они были более устойчивыми, будь то больше оружия или больше обучения. И я думаю, что мы должны ясно дать понять Китаю, что мы не изменили пункт о том, есть ли у нас мнение о воссоединении или нет, а скорее о мирном.

Чанг: Что ж, один из самых важных выводов из вашего доклада заключается в том, что вы советуете США более активно наращивать потенциал самообороны Тайваня. Но позвольте мне спросить вас, не спровоцирует ли это по своей сути Китай?

Маллен: Я имею в виду, что мы находимся в одно и то же время в ситуации, когда, отношения в целом находятся в наихудшей форме, которая была с 1979 года. И напряженность резко возросла. Тем не менее, в это же время, когда эта напряженность сильно возрастает, становится намного труднее наращивать наши собственные возможности, если хотите, потому что это усилит напряженность. И я думаю, что это то, что мы должны сделать, чтобы создать такое сдерживание, которое со временем ослабло. Так что это необходимый шаг.

Чанг: Даже если Китай сочтет это провокацией.

Маллен: Я думаю, это риск, на который вы должны пойти.

Чанг: Но это, я думаю, возвращает меня к предыдущему вопросу. Является ли политика одного Китая в конечном счете жизнеспособной? Эти жесты должны быть неопределенно молчаливыми со стороны США в отношении Тайваня?

Гордон: Я думаю, что время покажет, но я думаю, что политика одного Китая согласуется с предоставлением Тайваню и Китаю возможности решать, как они хотят решить эту проблему. И это в основном соответствует нашему взгляду на то, что допустимо с точки зрения враждебных действий. А еще, вы знаете, вы привели к визиту Блинкена. Я больше думаю об этих вещах — усиленной дипломатии, большем количестве связей и большем количестве визитов людей к людям — так что это не просто рассматривается как наращивание военной мощи, хотя это всегда является частью сдерживания. Есть и другие его части, которые, по нашему мнению, также необходимо усилить и в которых вы можете четко определить, каковы наши интересы в регионе, не вступая в прямую конфронтацию с Китаем».

В борьбе за Тайвань Китай присматривается к Окинаве

22 июня 2023 года The Economist сообщил, что когда Си Цзиньпин прогуливался по национальному архиву в Пекине в начале июня 2023 года, это походило на обычную экскурсию: «Верховный лидер Китая прокомментировал различные предметы, вызвавшие его интерес, такие как древние письмена, выгравированные на костях животных, и астрономическая карта династии Сун (960–1279 гг.). Но наибольшее внимание привлекли его замечания о рукописи династии Мин (1368–1644). В нем описывались давние связи между китайской провинцией Фуцзянь и независимым королевством Рюкю — совокупностью островов, позднее аннексированных Японией и превращенных в префектуру Окинава. Книга, по словам одного из сотрудников, «играет важную политическую роль». Г-н Си ответил, что, будучи высокопоставленным чиновником в провинции Фуцзянь, он знал о «глубокой» истории бирж».

Это может показаться не очень важным заявлением. Китайское правительство никогда не предъявляло претензий на острова Рюкю. Но в течение многих лет группа китайских ученых, аналитиков и военных чиновников подвергала сомнению правление Японии, причем некоторые утверждали, что жители островов платили дань уважения китайским императорам задолго до того, как признали власть Японии. Поэтому любопытно, что комментарии г-на Си были опубликованы на первой полосе «Жэньминь жибао», официальной газеты Коммунистической партии. Некоторые наблюдатели считают, что это должно было послать сигнал Японии.

Это была идея десятилетней давности, во время первого «бума Рюкю», как теперь называют это некоторые ученые. В то время Китай и Япония спорили из-за пяти островков Восточно-Китайского моря, которые Япония контролирует и называет Сенкаку, а Китай называет Дяоюйдао. По мере роста напряженности китайские комментаторы также начали освещать проблему Рюкю в государственных СМИ. Аналитики считают, что им позволили — и, возможно, поощряли — писать, чтобы укрепить позиции Китая на переговорах и дать понять Японии, что в Китае сильны националистические настроения.

Сегодня есть признаки нового бума Рюкю. Через несколько дней после того, как г-н Си сделал свои комментарии, репортаж государственного телевидения в южном городе Шэньчжэнь поднял многие из тех же вопросов об островах и процитировал китайских специалистов, которые едва не стали отрицать суверенитет Японии над префектурой Окинава. Они говорили о благожелательной роли Китая в ранней истории Рюкю, противопоставляя ее описаниям издевательств японцев.

Джун Тойфель Дрейер, специалист по Китаю и Японии из Университета Майами, видит знакомую закономерность. Когда Китай хочет сделать спорное заявление, он может сначала упомянуть об этом на скромной конференции, объясняет она, затем процитировать в правительственном документе или сообщении СМИ, после чего следует ссылка высокопоставленного чиновника. «Это способ создать свершившийся факт в дюймах», — говорит г-жа Дрейер.

В случае с островами Рюкю выводы китайских комментаторов распространяются и на другие территориальные споры. Претензии Японии к Сенкаку частично основаны на ее утверждении, что они давно управлялись Рюкю. Но некоторые наблюдатели считают, что вся шумиха на самом деле связана с Тайванем.

В 2022 году Япония, сославшись на опасения по поводу конфликта вокруг Тайваня, объявила, что наращивает свой военный потенциал на островах Рюкю, расширяя базы и добавляя войска. На острове Окинава (входящем в цепь Рюкю) уже находится несколько американских военных объектов. Китай может рассматривать бум Рюкю как способ выразить свое неудовольствие.

Когда дело доходит до войны с Тайванем, многие китайцы призывают к осторожности

Как пишет The Economist (18.06.2023):

«многие онлайн-комментаторы в Китае утверждают, что с Тайванем больше не стоит пытаться использовать тактику детских перчаток. «Сепаратисты», говорят они, там слишком окопались; только война может обеспечить его для Китая.

Если Си согласен, он не говорит об этом открыто. Его язык более сбалансирован. На съезде Коммунистической партии в октябре прошлого года он заявил, что Китай «продолжит стремиться к мирному воссоединению с величайшей искренностью и максимальными усилиями», не исключая при этом применения силы и оставляя за собой «возможность принять все необходимые меры». Несмотря на заявленное им уважение к общественному мнению, он не хочет, чтобы оно связывало ему руки.

На данный момент Си вполне может предпочесть осторожность. В конце концов, война с Тайванем может означать и борьбу с ядерной сверхдержавой. Он также может задаться вопросом, насколько его собственная публика поддержала бы это. Интернет предлагает грубое руководство. Не имея полезных подсказок, которые могли бы дать свободная пресса и открытые политические дебаты, китайские официальные лица уделяют много внимания онлайн-мнениям.

Они должны чувствовать, что на фоне шумихи в социальных сетях о военных действиях некоторые влиятельные пользователи сети выступают против этой идеи. Некоторые призывают с осторожностью начинать войну или даже утверждают, что война может никогда не понадобиться: Тайвань, естественно, капитулирует, когда станет очевидным, что мощь Китая затмила американскую.

В недавней статье Адам Лю из Национального университета Сингапура и Сяоцзюнь Ли из Нью-Йоркского университета в Шанхае и Университета Британской Колумбии утверждали, что поддержка войны в ближайшем будущем, за исключением всех других вариантов, была незначительной. Их выводы были основаны на опросе, который они провели в Китае в период с конца 2020 по начало 2021 года. Из более чем 2000 респондентов всего 1% хотели, чтобы их страна предприняла военное нападение на Тайвань (а не только на его отдаленные острова) до президентских выборов на острове. выборы в январе 2024 года. В ходе голосования будет избран новый лидер вместо Цай Инвэнь, который уходит в отставку и чья левоцентристская Демократическая прогрессивная партия возмущает Китай, подчеркивая отдельную идентичность Тайваня.

Даже если Китай решит начать войну к январю 2024 года, только 55% сказали, что это приемлемо. Одна треть сказала, что этого не будет. Авторы заявили, что их данные не подтверждают идею о том, что спрос на быстрое развертывание полномасштабной атаки резко вырос с тех пор, как Цай стала президентом в 2016 году. Напротив, их опрос, взятый вместе с выводами других ученых, показал, что «общественная поддержка вооруженного объединения остается относительно стабильной, несмотря на быстрое ухудшение отношений Пекина как с Вашингтоном, так и с Тайбэем», — пишут ученые.

Звучат призывы к осторожности в отношении масштабов задачи военного завоевания Тайваня. Один из них поступил от Ву Хайпэна, главного редактора главного правительственного портала China.com. В мае 2023 года Ву написал в своем блоге, что Китаю необходимо решить различные «проблемы», прежде чем он сможет использовать военные средства. Его предложения сделать это звучали как далекие цели. Одной из проблем, по словам Ву, являются поставки Америки оружия на Тайвань и усиление военной дислокации вокруг острова. Он предложил, чтобы противостоять этому, Китаю следует усилить свои воздушные и ракетные силы, а также военно-морской флот, подразумевая, что быстрое наращивание вооруженных сил Китая в последние десятилетия еще не дало ему необходимой силы. Он также сказал, что Китаю необходимо дать возможность своей экономике противостоять радикальным американским санкциям, которые повлечет за собой война.

В январе 2023года Ху Сицзинь, бывший главный редактор Global Times , изложил три условия для начала войны. Во-первых, Китай должен иметь не менее 1000 ядерных боеголовок (Пентагон считает, что в настоящее время у него их более 400, и он не достигнет цели Ху до 2030 года). Во-вторых, у него должно быть больше готовых к использованию в конфликте ракет и бомб, чем у объединенных арсеналов Америки, Японии и Тайваня. Наконец, он должен иметь возможность нанести быстрый и сокрушительный удар по всем военным объектам Тайваня. Он сказал, что эта задача потребует «гораздо больше» боеприпасов в день, чем самые интенсивные периоды бомбардировок Америки во время войн в Ираке и Косово в 1990-х и 2000-х годах. Подразумевается в его сообщении: требуется гораздо больше времени».

В январской (2023 года) служебной записке генерал Майкл Минихан, глава Командования воздушной мобильности Америки, написал: «Моя интуиция подсказывает мне, что мы будем сражаться в 2025 году». В 2021 году адмирал Филип Дэвидсон, в то время командующий Индо-Тихоокеанским командованием США, сказал: «Я думаю, что угроза проявляется в течение этого десятилетия, фактически в течение следующих шести лет».

«Объединённый фронт» как «мягкая сила» Китая в борьбе за Тайвань

13 июня 2023 года «Аль – Джазира» опубликовало журналистское расследование под названием «Китай раскручивает «паутину» кампаний влияния, чтобы завоевать Тайвань»:

«Прижатый к многоквартирным домам в глубине Нью-Тайбэя храм Гуанхэ Фудэ, посвященный богу земли Тудигуну, кажется типичным даосским святилищем.

Но тайваньские СМИ утверждают, что храм связан с рабочим отделом Объединенного фронта Китая, агентством Коммунистической партии Китая (КПК), которое ведет широкомасштабную кампанию влияния, чтобы «завоевать друзей и влиять на людей».

В беседе с «Аль-Джазирой» во время краткого тура по храму Лян Цу-вэй, почетный председатель храмового комитета, сказал, что средства массовой информации немного ошибаются. Он настаивает на том, что, хотя он является членом Объединенного фронта и Тайваньской прокитайской юнионистской партии, храм является нейтральной территорией.

Хотя Лян говорит, что однажды хотел бы увидеть мирное воссоединение Китая и Тайваня, он занимается в основном мелкомасштабной политической деятельностью. «У нас много демонстраций и протестов против правительства Демократической прогрессивной партии», — сказал он. «Если мы считаем, что их политика неверна, мы мобилизуем тысячи людей на демонстрации и протесты».

По словам Ляна, Объединенный фронт и Юнионистская партия звучат так же, как и любая другая политическая группа, действующая в демократическом обществе, а такие храмы, как Гуанхэ Фудэ, просто предлагают соседям непринужденную обстановку для общения и знакомства друг с другом.

Но есть и немало людей, в том числе политологов и специалистов по китайской политике, которые видят в деятельности таких групп и иное: как второй подрывной фронт в кампании председателя КНР Си Цзиньпина по достижению «воссоединения».

Объединенный фронт предлагает множество пряников для кнутов, привлекающих внимание заголовков – санкции, дипломатическая изоляция и открытые угрозы Народно-освободительной армии Китая (НОАК). . .

. . . Общая стратегия направлена ​​на «изменение восприятия тайваньцев». Это попытка углубить понимание тайваньцами того, что (1) воссоединение имеет преимущества; (2) независимость Тайваня — это тупик; (3) на посторонних нельзя положиться. Другими словами, приоритетом КПК в воссоединении является посеять семена мирного объединения народа Тайваня, а не полномасштабное вторжение».

Деятельность Объединенного фронта проявляется во многих формах, некоторые из которых направляются рабочим отделом Объединенного фронта в Пекине, но иногда и по менее формальным каналам, говорит Джон Дотсон, заместитель директора Глобального тайваньского института и эксперт по китайской пропаганде.

Объединенный фронт открыто работает через группы «мирного воссоединения» на Тайване и за границей, многие из которых восходят к Китайскому совету Объединенного фронта по содействию мирному воссоединению страны. Подобные группы и Юнионистская партия часто участвуют в «культурном обмене» с КПК посредством групповых поездок на материк.

Есть также хорошо известные связи между храмами на Тайване и в Китае, особенно те, которые посвящены буддийско-даосскому божеству Мазу — богине моря — и через деятельность преступного мира.

Не вся эта работа является позитивным панкультурным движением, говорит Джерри Гроот, старший преподаватель и эксперт по Объединенному фронту в австралийском университете Аделаиды.

«В то время как работа Объединенного фронта часто представляется как завоевывание друзей Коммунистической партии, другая сторона медали заключается в делегитимизации и изоляции врагов с целью их уничтожения», — сказал он. «В данном случае нужно убедить людей на Тайване поддержать объединение, а также лишить легитимности идею независимости и представление о Тайване как о каком-либо независимом образовании — и это относится не только к Тайваню, но и во всем мире».

Прошлые кампании Объединенного фронта также были сосредоточены на «трех средних» Тайваня: средний и низший класс, люди в среднем и южном Тайване, а также средний и малый бизнес, по словам Пума Шен, эксперта по китайским кампаниям по дезинформации и председателя тайваньской лаборатории Double Think Lab.

В последнее время он переключился на «низовые группы», такие как местные элиты и лидеры, а также на молодых людей до 30 лет, сказал он, описывая свою работу как «паутину» кампаний влияния.

Знаменитости и деловые люди, надеющиеся добиться успеха на гораздо более крупном рынке Китая, также могут оказаться в тупике, иногда очень прямо, в пользу Коммунистической партии и ее концепции «Единого Китая». Крайне предвзятый медиа-ландшафт Тайваня является еще одной серьезной мишенью.

В 2019 году расследование, проведенное британской Financial Times, показало, что WantWant Holdings, тайваньская транснациональная корпорация, владеющая пропекинской газетой China Times и телеканалами China Television и Chung Tien Television (CiTV), имела тесные связи с КПК и получало субсидии из Китая.

По мнению некоторых аналитиков, одной из самых известных целей Объединенного фронта является его исторический враг Гоминьдан.

Гоминьдан возглавлял раннее республиканское правительство Китая и был в разногласиях с Коммунистической партией с момента ее основания в Шанхае в 1921 году. Две стороны воевали друг против друга в разные моменты, пока Гоминьдан не бежал на Тайвань в 1940-х годах, взяв с собой 2 миллиона человек. и заменив японское колониальное правительство, правившее Тайванем полвека.

«Привязанность Гоминьдана к этой идее Великого Китая настолько сильна, что, несмотря на то, что исторически они были жертвами успеха работы Объединенного фронта, они считают эту идею Великого Китая более великой, чем они сами», — сказал он Аль-Джазире. «И они снова готовы присоединиться к целям Коммунистической партии, потому что это единственный способ добиться объединения в их сознании».

То же самое когда-то относилось к большей части тайваньского элитного общества, в котором на протяжении десятилетий доминировали семьи, бежавшие вместе с Гоминьданом и все еще ощущавшие глубокую связь с Китаем.

За последние 20 лет тайваньцы все чаще считают себя либо «тайваньцами», либо «тайвано-китайцами», а не «китайцами», согласно долгосрочному опросу, проведенному Национальным университетом Чэнчи, который резко изменил политический нарратив.

Однако лидеры Гоминьдана продолжают проводить регулярные встречи с официальными лицами Коммунистической партии, включая недавнюю знаменательную поездку (2023 года) бывшего президента Ма Ин-цзю, который стал первым тайваньским лидером, посетившим Китай с 1940-х годов.

Для Гоминьдана посещение Пекина важно для поддержания открытых линий связи во время спадов в отношениях между Пекином и Тайбэем, например, после избрания в 2016 году президента Цай Инвэнь из Демократической прогрессивной партии (ДПП).

Члены партии, такие как Цзо Чен-дун, директор партийного департамента по делам материка, отвергают опасения, что они подвержены влиянию КПК.

«Дело не в том, что Гоминьдан открыт для влияния КПК, я думаю, что мы должны изменить это уравнение в другом направлении», — сказал Цо. «Дело в том, что Гоминьдан все еще надеется повлиять на будущую политику КПК посредством диалога и социального взаимодействия, чтобы можно было сохранить статус-кво и стабилизировать отношения по обе стороны пролива…».

Тем не менее, Объединенный фронт достаточно беспокоит все тайваньские политические партии. Законодательный орган Тайваняв 2019 году принял закон о борьбе с проникновением в ответ на активизацию «работы Объединенного фронта по разделению и проникновению на Тайвань» в качестве угрозы его « безопасность, общественный порядок и нормальное функционирование демократической политики». Закон предусматривает уголовную ответственность за политические пожертвования, агитацию, лоббирование, срыв митингов или распространение дезинформации от имени «враждебных внешних сил», например, Пекина.

Правительство Тайваня имеет грозного врага в лице Объединенного фронта.

Хотя организация не проводит активных военных учений в Тайваньском проливе, ее деятельность носит широкомасштабный и более сдержанный характер, чем открытая демонстрация военной мощи.

Каждый комитет Коммунистической партии имеет свой собственный подкомитет Объединенного фронта, как и военные и другие крупные организации, работающие на общее дело. Существует «огромное количество» людей внутри и за пределами Китая, работающих над усилиями Объединенного фронта, хотя официальные цифры и его бюджет не разглашаются.

Фонд «Наследие», консервативный американский аналитический центр, известный своими ястребиными взглядами на Китай, подсчитал, что в 2020 году Объединенный фронт мог нанять до 40 000 человек. По оценкам Шэня из Double Think, их может быть до 600 тысяч, учитывая тот факт, что все национальные, провинциальные и местные члены Народной политической консультативной конференции Китая могут быть мобилизованы для выполнения работы Объединенного фронта.

С момента прихода к власти в 2012 году председатель КНР Си расширил работу организации, а также повысил заработную плату и престиж сотрудников ведомства.

«Объединенный фронт» — это «общепартийное усилие», — сказал Джон Дотсон, заместитель директора Глобального тайваньского института и эксперт по китайской пропаганде. Он сказал, что это сравнимо с «астротурфингом» или практикой создания поддельных организаций и заставляет влиять на общественное мнение или тайно продвигать определенные усилия по лоббированию.

Точно так же Объединенный фронт может работать за рубежом через группы по обмену иностранной валюты, посольства, зарубежные китайские организации и даже законодателей в зарубежных странах для продвижения повестки дня Пекина.

По словам Дотсона, с 2019 года пропаганда КПК в отношении Тайваня стала еще громче, с заявлениями о том, что «воссоединение» является важной и «неизбежной» частью национального омоложения, по словам Дотсона, поскольку она продолжает прилагать «значительные усилия, пытаясь провести тайные операции по влиянию на политиков».

Аналитики говорят, что это может сигнализировать о потенциальном изменении «идеологической структуры» КПК в отношении Тайваня и, однажды, обновленной модели «воссоединения», но предсказать что-либо более конкретное в настоящее время невозможно.

Тем временем политика кнута и пряника будет продолжаться, поскольку Тайвань не может ни помешать НОАК совершать ежедневные боевые вылеты через Тайваньский пролив, ни помешать своим гражданам посещать Китай или участвовать в свободе слова в Интернете. Они также смогут выбрать своего следующего президента и того, хотят ли они лидера, выступающего за независимость, или того, кто хочет ухаживать за Пекином».

Индо–Тихоокеанский регион

AUKUS — партнерство в области безопасности

Между правительствами США, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Австралии совместным заявлением в сентябре 2021 года образовано Партнерство в области безопасности – AUKUS. Оно призвано «продвигать свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион, который является безопасным и стабильным».

Естественно, главный противник у Партнерства – Китай.

Партнерство организовало свою трехстороннюю оборонную деятельность по двум направлениям, называемым «столпами».

Компонент 1 направлен на предоставление Австралии флота атомных ударных подводных лодок.

Компонент 2 предназначен для совместной разработки передовых оборонных возможностей в восьми технологических и функциональных областях.

20 июня 2023 года Исследовательская служба Конгресса США опубликовала обзор «Компонент AUKUS 2: предыстория и вопросы для Конгресса».

Деятельность по компоненту 2 координируется правительствами США, Великобритании и Австралии с помощью рабочих групп.

В настоящее время действуют восемь таких групп:

шесть занимаются конкретными технологическими областями (подводные возможности, квантовые технологии, искусственный интеллект и автономия, передовые кибер-, гиперзвуковые и противогиперзвуковые возможности и радиоэлектронная война);

две — более широкими функциональными областями (инновации и обмен информацией).

Учитывая его широкий охват, AUKUS привлек широкий круг заинтересованных сторон в правительстве США. В рамках исполнительной власти Совет национальной безопасности (СНБ) и ряд организаций в Государственном департаменте (включая Бюро по военно-политическим вопросам) и Министерстве обороны (включая Канцелярию министра обороны и Департамент ВМФ) участвовали в реализации мероприятий АУКУС. В рамках законодательной власти двухпартийная группа членов сформировала Рабочую группу Конгресса AUKUS в 2022 году, а ряд комитетов провел слушания по различным вопросам, связанным с AUKUS, в 2022 и 2023 годах.

Роль AUKUS в стратегии США, Великобритании и Австралии

Правительства США, Великобритании и Австралии определили AUKUS как важную часть своих национальных стратегий. В Индо-Тихоокеанской стратегии США на 2022 год администрация Байдена ссылается на усилия AUKUS в рамках своей линии усилий «Усилить сдерживание», заявляя, что партнерство будет поддерживать защиту интересов США, сдерживание агрессии противника и продвижение региональной безопасности.

В «Integrated Review Refresh 2023» Соединенного Королевства утверждается, что партнерство AUKUS «позволит Великобритании и ее союзникам коллективно уравновесить принудительное поведение и сохранить открытый и стабильный международный порядок». AUKUS занимает видное место в «Стратегическом обзоре обороны» Австралии за 2023 год, в первую очередь как средство обеспечения существенной «повышенной летальности» для Королевского флота Австралии (RAN) и «асимметричных возможностей» в целом.

Официальные заявления Министерства обороны и исполнительной власти относительно AUKUS, как правило, избегают выявления конкретных угроз или проблем, вызывающих озабоченность, вместо этого ссылаясь на более абстрактные интересы и цели. Однако некоторые аналитики утверждают, что пакт является ответом на мнение его участников о том, что намерения и возможности Китайской Народной Республики (КНР) представляют собой значительную и растущую угрозу безопасности Индо-Тихоокеанского региона. Эта точка зрения была сформулирована рядом американских политиков, в том числе несколькими членами Конгресса. Например, в марте 2023 года председатель Комитета Палаты представителей по иностранным делам (HFAC) Майкл Маккол выступил в зале Палаты представителей относительно AUKUS:

«Мы сталкиваемся с вызовом поколений от Коммунистической партии Китая. Мы должны задействовать все инструменты в наших усилиях по противодействию попыткам председателя Си нарушить глобальный баланс сил. С AUKUS наши три страны могут достичь общей стратегической цели защиты Индо-Тихоокеанского региона, сохраняя при этом наше технологическое и военное превосходство».

Это мнение о том, что AUKUS является частью более широкого ответа на предполагаемую угрозу со стороны КНР, по-видимому, разделяют другие страны AUKUS. Например, во время объявления AUKUS Optimal Pathway премьер-министр Великобритании Риши Сунак объяснил необходимость повышенного внимания к обороне, упомянув ряд конкретных проблем, в том числе «растущую напористость Китая». В 2022 году тогдашний премьер-министр Австралии Скотт Моррисон описал AUKUS как ответ, отчасти, на «попытку КНР изменить наш регион и мир таким образом, чтобы он больше подходил для автократий, чем для либеральных демократий».

Компонент 2 Рабочие группы

Учитывая разнообразие технологических и функциональных областей, охватываемых AUKUS Pillar 2, каждая из восьми рабочих групп может вести свою деятельность по-разному. Кроме того, непрерывный и потенциально засекреченный характер многих таких видов деятельности может ограничивать объем информации, доступной для общественности. Вполне вероятно, что для достижения своих целей рабочие группы будут участвовать в ряде мероприятий, которые Министерство обороны США называет международным сотрудничеством в области вооружений. К ним могут относиться:

• обмен контролируемой технической информацией;

• обмен военным, гражданским и промышленным персоналом;

• проекты совместных исследований, разработок, испытаний и оценки (RDT&E);

• совместные закупки;

• другие партнерства по приобретению.

В отличие от деятельности по Компоненту 1, для достижения результатов которой могут потребоваться десятилетия, некоторые аналитики и политики ожидают, что Компонент 2 AUKUS приведет к более быстрому улучшению возможностей.

Подводные возможности

Подводные возможности в контексте AUKUS относятся к системам и технологиям, которые работают под водой, но не являются пилотируемыми подводными лодками. На сегодняшний день ВМС США (USN) предприняли ряд важных усилий в этой области, включая деятельность RDT&E, направленную на доработку, закупку и эксплуатацию беспилотных подводных аппаратов (UUV). USN годами разрабатывает различные UUV, и будущие системы могут иметь значительные различия по размеру, возможностям и роли. В USN беспилотные летательные аппараты могут применяться для разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR), борьбы с подводными лодками, борьбы с надводными кораблями, траления мин и других задач.

Другие страны AUKUS также развивают возможности UUV: Королевский флот Великобритании (RN) приобрел несколько малых UUV REMUS 100, а RAN инициировала партнерские отношения с несколькими оборонными компаниями для разработки больших и сверхбольших UUV.

Разработка беспилотных летательных аппаратов является частью более широкого стремления различных вооруженных сил использовать робототехнику для военно-морских целей. Например, в марте 2023 года в показаниях Конгресса председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли заявил, что «в будущем вы увидите, может быть, треть или более ВМС США, ВМС Китая или ВМФ России, эти будут беспилотные морские суда, беспилотные подводные суда и так далее».

Через рабочую группу Undersea Capabilities USN, RN и RAN учредили проект AUKUS Undersea Robotics Autonomous Systems (AURAS) — инициативу по совместной разработке и эксплуатации автономных подводных аппаратов. Белый дом заявил, что он намеревается использовать эту инициативу как «значительный фактор усиления морских сил AUKUS» и что он рассчитывает начать первоначальные испытания и эксперименты в 2023 году. Бюджетный запрос Министерства обороны США включал 10 миллионов долларов на разработку «полезной нагрузки для UUV» в рамках запроса на 25 миллионов долларов на «Инновационные инициативы AUKUS». Хотя точная связь с рабочей группой по подводным возможностям неясна из общедоступной информации, правительство Австралии и американская компания Anduril Industries заключили партнерство, чтобы к 2025 году доставить в RAN три сверхбольших прототипа автономных подводных аппаратов.

Квантовые технологии

В контексте оборонной политики квантовые технологии — это те, которые используют принципы квантовой физики (например, суперпозицию, квантовые биты и запутанность) для создания или усиления военного потенциала. Квантовые технологии имеют множество потенциальных применений, включая улучшение систем связи, сенсорных возможностей, обработки информации и безопасности. Одной из недавних квантовых инициатив в Соединенных Штатах является Закон о национальной квантовой инициативе 2018 года (PL 115-368), который создал основу для общегосударственных усилий «по ускорению квантовых исследований и разработок для экономической и национальной безопасности США». Соединенные Штаты. «Еще одна недавняя инициатива, ориентированная на квантовые технологии, — это Программа исследований и разработок в области квантовой информационной науки и технологий, учрежденная Законом Джона С. Маккейна о национальной обороне в 2019 финансовом году (NDAA, PL 115-232) для координации исследований и разработок в области квантовых наук и для обеспечить межведомственное взаимодействие.

Подобно усилиям США, правительства Великобритании и Австралии предприняли действия по расширению сотрудничества между правительством и промышленностью в области исследований и разработки квантовых технологий.

В рамках рабочей группы по квантовым технологиям страны AUKUS учредили Квантовое соглашение AUKUS (AQuA) — инициативу по координации усилий США, Великобритании и Австралии в области RDT&E, касающихся квантовых технологий. Ожидается, что первоначальные усилия AQuA будут сосредоточены на разработке альтернативных решений для определения местоположения, навигации и синхронизации (аналогичных возможностям нынешней глобальной системы позиционирования [GPS]) посредством испытаний и экспериментов до 2025 года.

Искусственный интеллект и автономия

Определения искусственного интеллекта (ИИ) и автономии различаются. В контексте обороны эти термины обычно относятся к технологиям, которые могут выполнять задачи в изменяющихся и непредсказуемых обстоятельствах без значительного человеческого контроля, таким образом, который воспроизводит определенные человеческие качества (например, обучение на собственном опыте). ИИ имеет чрезвычайно разнообразные защитные приложения, которые охватывают множество различных функциональных областей. В результате Министерство обороны США создало Объединенный центр искусственного интеллекта (JAIC) для управления разработкой и реализацией стратегии и программ в области ИИ в департаменте. По состоянию на июнь 2021 года JAIC частично добился этого, управляя шестью «инициативами миссии» ИИ, охватывающими различные тематические области.

Другие страны AUKUS применяют аналогичные широкие подходы к ИИ и автономии: Министерство обороны Соединенного Королевства (MOD) опубликовало «Стратегию оборонного искусственного интеллекта» в июне 2022 года, а правительство Австралии опубликовало «План действий Австралии в области ИИ» в июне 2021 года. .

По данным Белого дома, рабочая группа AUKUS по искусственному интеллекту и автономии сосредоточится на «повышении скорости и точности процессов принятия решений, чтобы поддерживать преимущество в возможностях и защищаться от угроз, связанных с искусственным интеллектом». Кроме того, бюджетный запрос президента на 2024 финансовый год для Министерства обороны США включал 5 миллионов долларов на разработку «Центра разработки искусственного интеллекта» в рамках более широкого запроса на «Инновационные инициативы AUKUS».

Продвинутые кибервозможности

Кибероперации министерства обороны разнообразны и включают военную, разведывательную и деловую деятельность, проводимую в киберпространстве или через него — информационная сеть, охватывающая Интернет, другие телекоммуникационные соединения и компьютерные системы. Кибервозможности стали постоянным центром внимания для всех трех стран AUKUS, особенно с учетом интенсификации среды угроз в том, что Министерство обороны США называет «киберсферой».

Киберстратегия Министерства обороны США на 2018 год определяет пять «целей киберпространства»: (1) дать возможность военным одержать победу в оспариваемой среде киберпространства, (2) проводить кибероперации для усиления национального преимущества США, (3) защитить критически важную инфраструктуру от кибератак, (4) защитить информацию и системы Министерства обороны США от кибератак, а также (5) расширение киберсотрудничества.

Австралия и Великобритания наметили стратегии, направленные на повышение киберустойчивости, чтобы обеспечить как коммерческую, так и оборонную деятельность. В апреле 2023 года Великобритания сообщила о существовании Национальных киберсил (NCF), обладающих расширенными возможностями оборонительных и наступательных киберопераций.

По данным Белого дома, рабочая группа Advanced Cyber ​​будет стремиться «усилить кибервозможности, включая защиту критически важных систем связи и операций». Учитывая растущую роль сетевых коммуникаций в военных операциях, рабочая группа Advanced Cyber может охватывать множество различных платформ, систем и функций. Некоторые аналитики утверждают, что кибербезопасность будет важным фактором для других рабочих групп AUKUS, особенно для обмена информацией. Кроме того, бюджетный запрос президента на 2024 финансовый год для Министерства обороны США включал 6 миллионов долларов на «Развитие кибервозможностей» в рамках элемента программы «Инновационные инициативы AUKUS».

Гиперзвуковые и контргиперзвуковые возможности

Гиперзвуковые и противогиперзвуковые возможности относятся к маневренному оружию, летящему со скоростью 5 Маха или выше, или к системам, предназначенным для противодействия такому оружию. Скорость и маневренность этих ракет в сочетании с малой высотой полета делают их более сложными для обнаружения и нейтрализации, чем баллистические ракеты. Министерство обороны США в настоящее время управляет рядом программ, направленных на разработку гиперзвукового оружия с обычным вооружением и противогиперзвуковых защитных средств.

Правительства Великобритании и Австралии также занимались развитием гиперзвуковых возможностей до заключения пакта AUKUS, включая, в случае Австралии, двустороннее сотрудничество с Соединенными Штатами, ориентированное на гиперзвук.

В апреле 2022 года Белый дом объявил, что партнеры AUKUS будут «совместно работать над ускорением разработки передовых гиперзвуковых и противогиперзвуковых возможностей» в рамках компонента 2 AUKUS. В открытом доступе мало подробностей об этой рабочей группе. Однако некоторые аналитики предполагают, что австралийская инфраструктура для испытаний ракет, включая недавно открытый «Гиперзвуковой исследовательский центр» в Брисбене, Австралия, может сыграть важную роль в первоначальных проектах.

Электронная война

Электронная война (РЭБ) относится к действиям, которые манипулируют и контролируют электромагнитный спектр (ЭМС) — диапазон частот электромагнитной энергии — в военных целях.

РЭБ была добавлена в сферу деятельности AUKUS Pillar 2 в апреле 2022 года. По данным Белого дома, эта рабочая группа будет стремиться «поделиться пониманием инструментов, методов и технологий, чтобы наши силы могли действовать в оспариваемых и деградировавших условиях». Возможности для рабочей группы РЭБ могут включать в себя электронную защиту, электронную атаку и электронную поддержку (т. е. сбор разведывательных данных и анализ EMS, которые поддерживают другие операции EW), все из которых укрепляют способность действовать в оспариваемой среде EMS. Эти возможности РЭБ особенно актуальны, учитывая, что все три страны AUKUS будут эксплуатировать E-7 Wedgetail ВВС США, бортовую платформу РЭБ.

Инновации

Как функциональную область оборонного сотрудничества инновации определить труднее, чем указанные выше технологические области. В широком смысле оборонные инновации относятся к целенаправленным изменениям в технологиях, операциях, процессах или организациях, используемых правительствами в военных целях.

По данным Белого дома, рабочая группа по инновациям будет стремиться «ускорить наши соответствующие оборонные инновационные предприятия и учиться друг у друга, включая способы более быстрой интеграции коммерческих технологий для решения боевых задач». Это может включать расширение сотрудничества между Отделом оборонных инноваций (DIU) Министерства обороны США, Агентством перспективных оборонных исследований и разработок (DARPA) и сервисными организациями RDT&E, с одной стороны, и аналогичными британскими и австралийскими организациями (например, Министерство обороны Великобритании), а также Технологическими лабораториями и Австралийской оборонной научно-технической группой), с другой. Кроме того, бюджетный запрос президента США на 2024 финансовый год для Министерства обороны США включал 25 миллионов долларов на «Инновационные инициативы AUKUS». Новая инициатива включает в себя предлагаемое финансирование усилий в области искусственного интеллекта, кибербезопасности, беспилотных летательных аппаратов, повышения осведомленности о боевом пространстве, а также инженерных и архитектурных исследований.

Обмен информацией

По данным Белого дома, рабочая группа по обмену информацией «расширит и ускорит обмен конфиденциальной информацией, в том числе в качестве первоочередной задачи, обеспечивающей рабочие потоки, которые лежат в основе нашей работы в согласованных областях расширенных возможностей других рабочих групп». Страны AUKUS имеют долгую историю обмена информацией об обороне, в первую очередь через разведывательный альянс Five Eyes (FVEY – Пять глаз).

По мнению некоторых аналитиков, эта рабочая группа могла бы попытаться устранить барьеры для трехстороннего обмена информацией, такие как экспортный контроль, классификация в более общем плане и бюрократическая культура, которая ставит во главу угла неприятие риска, когда речь идет об обмене контролируемой информацией.

Вопросы для Конгресса

Конгресс может рассмотреть варианты изменения экспортного контроля США и осуществления надзора за рабочими группами AUKUS Pillar 2.

К особым проблемам относятся:

• следует ли и как изменять законы и положения США об экспортном контроле;

• варианты оценки прогресса и измерения результатов;

• следует ли изменить технологический и функциональный объем рабочих групп Компонента 2;

• расширять ли участие в мероприятиях Компонента 2 за пределами нынешних членов AUKUS.

***

Конфронтация между США и Китаем после визита Блинкена в Пекин и заявлений Байдена вспыхнула с новой силой.

Ясно, что теперь, до избрания нового президента США в 2024 году, ждать улучшения отношений не приходится.

В выборах на Тайване в начале 2024 Китай попытается с помощью высоко технологических инструментов «мягкой» — «умной» силы добиться нужного ему результата.

Но, в этом случае, команда Байдена может пойти на серьезную провокацию с помощью своих партнеров по AUKUS, чтобы смоделировать военный конфликт и сорвать мирное воссоединение Китая. Тем более, что все технологические возможности у США и их союзников для этого имеются.

Метки: , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>