КРУПНЕЙШЕЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ОБОСТРЕНИЕ НАЧАЛОСЬ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Самым опасным сценарием может стать масштабное вторжение армии Израиля в Газу
Военно-политический кабинет Израиля проголосовал за введение военного положения, чтобы «начать крупномасштабные военные действия». Угнаться за текущими событиями нынешнего палестино-израильского противостояния невозможно. Потому что привычные ранее сценарии конфликта между движением ХАМАС и Тель-Авивом более не работают и в воздухе запахло не локальным – недельным или месячным боестолкновением, а полномасштабным конфликтом с вовлечением в него множества государств.
О том, что именно таким может оказаться уже ближайшее будущее, говорят как минимум два заявления израильского руководства. Первое премьера Израиля Беньямина Нетаньяху о том, что еврейское государство уже находится в состоянии войны, правда, без конкретного указания с кем именно. То есть гипотетическим противником могут оказаться не только боевики из сектора Газа. Второе заявление о планах Тель-Авива провести в Газе наземную операцию и направленное гражданскому населению предупреждение покинуть опасную территорию. В контролируемом ХАМАС регионе живет около двух миллионов человек, и такой масштабный исход приведет к гуманитарной катастрофе, за которой вряд ли равнодушно станут наблюдать исламские страны региона.
Границы не было
Больше всего сегодня вопросов к спецслужбам и армии Израиля – как получилось, что боевики ХАМАС практически без потерь прошли на территорию еврейского государства, захватили несколько населенных пунктов, уничтожили военную технику и убили военнослужащих? Почему «одна из самых охраняемых границ», как часто пишут мировые СМИ, оказалась «дырявой»? А широко разрекламированная система «Железный купол» бессильной перед ракетными ударами? Причина банальна – никакой «самой охраняемой границы» вокруг Газы не было. Колючая проволока, видеокамеры и дроны, наблюдавшие за обстановкой на неширокой полосе, проходящей по периметру стены, которой Израиль обнес территорию сектора, существовали. По этой полосе время от времени проезжал джип с военнослужащими – так осуществлялась пограничная охрана. Несколько воинских частей, расположенных на некотором удалении от Газы, привлекались в основном для вылова возможных диверсантов и нелегалов.
Как минимум 600 человек погибли, 1800 получили ранения в Израиле.
А те периодически прокладывали туннели под стеной, чтобы по ним проникнуть в еврейское государство. Но происходили такие инциденты нечасто. В Израиле рассматривали Газу чаще всего в качестве торгового партнера. На границе с сектором действовал большой по израильским меркам таможенный терминал, через который проходили в Израиль товары из Газы и где перегружались товары, предназначенные для палестинской территории (машинам с израильскими номерами въезд в Газу был запрещен). Торговля с хамасовцами шла бойко и потому в Тель-Авиве никто не предполагал, что те без явного повода нарушат мирные договоренности.
На дороге, ведущей от Газы до города Сдерот (а это всего пара километров), не было ни одного блокпоста, способного остановить или хотя бы задержать масштабное вторжение со стороны палестинских боевиков. В этом районе власти Израиля в основном строили убежища для населения, где оно могло укрыться в случае ракетных атак из сектора. Потому что наземного нападения со стороны ХАМАС никто не ждал – это казалось просто невозможным. Въезд в город Сдерот украшала арка из пышно цветущих цветов – никому в голову не приходило, что возле нее нужно разместить военных для отражения возможной атаки террористов.
А где «Железный купол»?
Рассказы о всесилии системы «Железный купол» и ее способности сбивать палестинские ракеты всегда подпитывали уверенность жителей Израиля в своей безопасности. При этом на очевидные слабости этой системы старались внимания не обращать, подчеркивая лишь ее достоинства. Однако «тревожные звоночки» давно были. В Израиле неоднократно наблюдали, как палестинцы запускали с территории сектора воздушные шары, наполненные горючим материалом. Эти шары незамеченными пересекали границу Газы и порой пролетали весьма значительные расстояния в глубь Израиля. Шары использовались для поджога лесов в еврейском государстве. «Железный купол» эти шары не видел, как не увидел и парапланы, на которых перелетели через окружавшую Газу стену боевики ХАМАС.
В отношении ракетных ударов с палестинских территорий Купол также работал не всегда эффективно. При отражении пусков самодельных ракет у израильских военных проблем не было – практически все сбивалось. Но когда счет выпущенным ракетам пошел на десятки, часть из них уже долетала до жилых кварталов близлежащих городов. Полностью же защититься от сотен более современных, чем прежде, ракет, способных за считаные минуты достичь Тель-Авива, Израиль не сумел, потому что к такому интенсивному обстрелу готов не был. Это стало причиной многочисленных жертв среди гражданского населения – палестинцы намеренно вели обстрел не избирательно, по жилым кварталам, стремясь посеять панику.
И снова в Шабат
Пятьдесят лет назад в еврейский праздник Йом-Кипур (Судный день) арабские силы совершили масштабное вторжение в Израиль. Нынешняя операция ХАМАС также началась в ночь с пятницы на субботу, когда жизнь в Израиле замирает. Особенно строго соблюдают Шабат в религиозных городах, подобных Иерусалиму, менее строго – в «светских» населенных пунктах. Тем не менее многие военнослужащие перед нынешним Шабатом по традиции отправились на выходные к семьям. Разумеется, такого рода религиозные правила не действуют в отношении боевых частей, размещенных на границе с Ливаном или в иных «горячих точках». Но граница с Газой «горячей точкой» не была. Поэтому в расположенных поблизости воинских частях служили женщины, поэтому командиры подразделений отпустили часть личного состава по домам, поэтому часть военнослужащих, приехавшая проведать родных, живущих в поселениях около Газы, была застигнута врасплох нападением, поэтому боевикам ХАМАС удалось захватить множество заложников – людей просто не успели предупредить о грозящей им опасности.
Зачем это нужно ХАМАС?
Ответ на вопрос о причинах, по которым хамасовцы готовили это нападение, а к нему готовились, возможно не один месяц – запасали вооружения, ракеты, не очевиден. Заявления лидеров ХАМАС о желании отомстить за действия израильских военных в Восточном Иерусалиме – не более чем клише. Как, впрочем, и декларации о том, что теперь ХАМАС освободит палестинские территории и Иерусалим. Локальный успех боевиков, захвативших несколько поселений и городов на юге Израиля и взявших значительное число заложников из числа гражданского населения, – явление временное. Потому что и в Газе понимают – противостоять регулярной армии на территории Израиля ХАМАС не в состоянии.
Самой очевидной причиной нападения выглядит стремление палестинских лидеров к созданию пропагандистского эффекта – во многих исламских странах «улица» бурно отмечала успехи хамасовцев, что в перспективе будет способствовать росту популярности движения и получения им финансирования. Еще одна возможная причина – скрытая борьба за влияние среди военизированных палестинских группировок в Газе. Успешно проведенной против Израиля операцией ХАМАС подтвердил свое лидерство причем не только на территории сектора, но также среди живущих на Западном берегу Иордана палестинцев. С учетом того, что нынешнему руководителю палестинской национальной автономии Махмуду Аббасу через два года исполнится 90 лет, у ХАМАС появляется реальный шанс в будущем прибрать к рукам весь анклав.
Что будет дальше?
Дальнейшее развитие событий зависит от того, как далеко готов зайти Израиль в защите национальных интересов. И насколько жестко ответит на провокацию. Если дело ограничится воздушными ударами по объектам ХАМАС в Газе, это вызовет масштабные протесты в исламском мире, но не приведет к дальнейшей эскалации. Ведь даже находящееся в Ливане проиранское движение «Хезболла» заранее предупредило: для него «красная линия» – наземная операция израильских войск в Газе. Только в этом случае «Хезболла» пригрозила начать полномасштабные военные действия против Тель-Авива. Воздушные удары традиционно приводят к значительному числу жертв среди гражданского населения сектора, но не наносят существенного вреда боевому крылу ХАМАС. В итоге палестинцы демонстрируют миру погибших мирных жителей, что лишь увеличивает поток пожертвований в адрес хамасовцев.
В Израиле военные эксперты неоднократно предупреждали: без проведения наземной операции в Газе с полной очисткой от боевиков и разрушением военной инфраструктуры палестинских группировок обеспечить безопасность еврейского государства будет невозможно. Но непрекращающаяся внутриполитическая борьба в Израиле приводила к тому, что ни одно правительство ранее не могло следовать этим рекомендациям – у наземного вторжения в Газу остается множество влиятельных оппонентов, как в самом Израиле, так и за его пределами. Они не без оснований утверждают, что в этом случае на палестино-израильском урегулировании можно окончательно ставить крест. Как, собственно, и на примирении Израиля с его арабскими соседями. Поэтому администрация президента США Джо Байдена всегда призывала Тель-Авив к максимальной сдержанности в отношении палестинских территорий. Но теперь, если судить по риторике премьера Израиля Биньямина Нетаньяху, время дипломатии прошло.
Однако заявления главы правительства о необходимости объединения нации и предстоящих трудных временах не уточняют, получила ли армия Израиля карт-бланш на наземную операцию в Газе. В Белом доме уже объявили о готовности поддержать Тель-Авив политически и деньгами, но опять же не назвали «красных линий», которые не должен пересекать Израиль в своем возмездии. А они наверняка есть.
Дальнейшее развитие событий зависит от того, как далеко готов зайти Израиль в защите национальных интересов. И насколько жестко ответит на провокацию.
Самым опасным сценарием может стать масштабное вторжение армии Израиля в Газу. Помимо боев в условиях плотной городской застройки и как следствие большого числа жертв среди мирного населения (а оно в большинстве своем симпатизирует ХАМАС) это приведет к непредсказуемым геополитическим последствиям.
Огромный поток беженцев из Газы и как следствие гуманитарная катастрофа станут причиной осуждения действий Израиля в подавляющем большинстве мусульманских стран. Будут свернуты все неофициальные контакты Тель-Авива с влиятельными исламскими государствами. Добровольцы со всего исламского мира отправятся помогать палестинцам. Зачистка в Газе приведет к формированию антиизраильской коалиции из государств, готовых вступить с Тель-Авивом в войну, а также стран, готовых такую войну профинансировать. В том случае, если Вашингтон продолжит поддерживать еврейское государство, что весьма вероятно, США также окажутся втянутыми в военное противостояние.
Но нельзя исключать, что Тель-Авив ограничится грозной риторикой в отношении ХАМАС, кратковременными воздушными ударами по Газе и восстановлением «статус-кво» в отношении своей территории. Однако дальше этого не пойдет. После чего начнутся долгие закулисные переговоры – Израиль уже обратился к Египту с просьбой оказать содействие в возвращении на родину пленных и заложников, которых боевики ХАМАС увезли на территорию Газы. Из совершенного нападения и его последствий в Тель-Авиве сделают выводы – административные, военные, политические. Те, кто «проспал» нападение, отправятся в отставку.
В этом случае «большая мировая война», контуры которой просматриваются сегодня, не состоится, как бы внешние игроки не пытались ее разжечь.