МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»
Выступление Сергея Рябкова,
замминистра иностранных дел РФ
Уважаемые участники Конференции,
Отрадно, что по мере выправления ситуации, вызванной пандемией коронавируса, мы шаг за шагом возвращаемся к привычному, очному формату международного общения и встреч.
Организованная Роспотребнадзором при поддержке МИД России, несмотря на непростую санитарно-эпидемиологическую обстановку, очередная конференция по биобезопасности является наглядным подтверждением поистине несокрушимого «духа Сочи», который только укрепляется со времени проведения первого такого форума в 2017 г.
Наблюдая последствия распространения COVID-19 для всех сфер жизнедеятельности, нетрудно предположить, насколько катастрофической может быть ситуация, если биологические агенты или токсины будут использованы в качестве оружия. На фоне пандемии приобретают особое звучание вопросы в отношении военно-биологической деятельности отдельных государств как на своей национальной территории, так и за её пределами. Несмотря на декларируемую приверженность транспарентности, некоторые наши коллеги действуют крайне непрозрачно, в т.ч. в отношении тех стран, на чьей территории осуществляется такая активность.
Проконтролировать все действия, предпринимаемые по линии иностранных военных ведомств, весьма затруднительно. Из-за отсутствия верификационного механизма в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) обязать страны делиться сведениями о военно-биологической деятельности тоже не получается. В этой связи требуются должный контроль на национальном уровне, а также консолидированные усилия мирового сообщества по укреплению режима КБТО.
С 2001 г. ввиду деструктивной позиции одного государства заблокированы переговоры по юридически обязывающему протоколу к Конвенции с эффективным механизмом проверки. В обоснование своих подходов американцы делают заявления, что КБТО якобы не проверяема и работа в данной сфере является бесперспективной. Однако подобные утверждения полностью противоречат, в частности, заключениям экспертов группы VEREX, которые еще в 1993 г. пришли к выводу, что верификационные меры могут быть полезными в плане обеспечения уверенности, что государства соблюдают свои обязательства по КБТО.
Параллельно со стороны США предпринимаются настойчивые попытки получить односторонний доступ на микробиологические объекты других стран. То есть «добавленную стоимость» инспекций Вашингтон не отрицает, но хотел бы использовать данный инструмент исключительно в своих целях, без увязки с КБТО. Требует прояснения, что мешает американским коллегам, рассматривающим эффективный механизм проверки в качестве ключевого элемента любой договорённости в области контроля над вооружениями и разоружения, согласиться на предполагаемую протоколом верификацию в рамках КБТО, если они, как они же и утверждают, не ведут никакой противоречащей Конвенции деятельности.
Наше предложение – возобновить работу над юридически обязывающим протоколом к Конвенции с эффективным механизмом проверки и создать с этой целью рабочую группу открытого состава, что отвечает интересам подавляющего большинства государств-участников КБТО. В 2015 г. совместно с Арменией, Белоруссией и Китаем мы распространили рабочий документ, предусматривающий начало переговоров по следующим направлениям:
- меры укрепления доверия;
- национальное осуществление;
- мониторинг научно-технических достижений;
- международное сотрудничество в мирных целях;
- помощь и защита от биологического оружия;
- расследование предполагаемого применения биологического оружия.
Примечательно, что в отсутствие прогресса в деле реального укрепления КБТО ряд стран продвигают идеи, нацеленные на формирование механизмов и инструментов, которые напрямую подрывают режим Конвенции. Имею в виду инициативу так называемых «добровольных оценочных посещений» микробиологических объектов двойного назначения (peer review). Такими посещениями предлагается подменить верификационный механизм КБТО.
При этом не даётся ответ на ряд базовых вопросов:
- на основании каких критериев будет проводиться оценка тех или иных объектов?
- насколько авторитетными будут результаты подобных «проверок», если отсутствуют согласованные консенсусом требования к их проведению?
Очевидно, здесь кроется безграничное поле для манипуляций, основанных в т.ч. и на политической ангажированности «проверяющих».
Считаем недопустимым формирование каких-либо международных инструментов, дублирующих функции КБТО и действующих в обход Совбеза ООН.
В последние несколько лет Россия представила ряд практических предложений, нацеленных на упрочение институциональных основ Конвенции. Среди них – создание под эгидой КБТО мобильных медико-биологических отрядов для оказания помощи пострадавшему государству в случае применения биологического оружия, для проведения расследования такого применения и содействия в борьбе с эпидемиями различного происхождения. Убеждены, что реализация данной инициативы внесла бы большой вклад в улучшение осуществления сразу трёх статей Конвенции: Статьи VII (помощь и защита от биологического оружия), Статьи X (международное сотрудничество в предотвращении болезней) и Статьи VI (расследование нарушений). Полагаем, что достигался бы синергетический эффект и значительная экономия средств, поскольку мобильные отряды многофункциональны и могли бы использоваться для решения широкого спектра задач.
В целях обеспечения эффективного функционирования КБТО необходимо иметь в готовности силы и средства быстрого реагирования, способные оперативно разобраться с ситуацией на месте и предпринять безотлагательные действия по купированию эпидемии и её дальнейшей ликвидации. В случае обнаружения признаков преднамеренного распространения инфекции следует также провести соответствующее расследование с целью установления фактов и привлечения виновных к ответственности. Кроме того, само наличие в распоряжении участников КБТО механизма, с помощью которого может быть подтверждено применение биооружия и выявлены причастные, будет играть роль сдерживающего фактора для разного рода злоумышленников. Замечу, что созвучную логику мы всё чаще слышим в оценках многих иностранных экспертов.
Не могу не затронуть немаловажный финансовый аспект. На основе опыта применения аналогичных механизмов в Советском Союзе и Российской Федерации подсчитано, что затраты на использование и применение отрядов приведут лишь к незначительному увеличению взносов государств-участников в бюджет КБТО с учётом того факта, что сторонами Конвенции являются уже 183 государства.
Не менее важным является мониторинг научно-технических достижений, имеющих отношение к КБТО. Его целью, с одной стороны, видится выявление и анализ рисков, связанных с теми или иными направлениями исследований и технологий, для сокращения таких опасностей до приемлемого уровня без ущерба научно-техническому прогрессу. С другой стороны, требуется повышать осведомлённость и широко распространять знания и достижения, способные помочь в реализации целей КБТО, прежде всего, в предотвращении инфекционных болезней независимо от природы их возникновения.
В этой связи предлагаем создать под эгидой Конвенции представительный Научно-консультативный комитет с целью анализа научно-технических достижений, имеющих отношение к КБТО, и подготовки государствам-участникам соответствующих рекомендаций. Структуры подобного рода широко используются в международной практике. На сегодняшний день, и это не только наше мнение, соответствующая российская инициатива представляется наиболее проработанной из всех рассматриваемых на площадке КБТО подобных идей.
Выступаем за повышение транспарентности биологической деятельности, имеющей отношение к КБТО. Здесь особым фактором риска является всё та же военно-биологическая деятельность за пределами национальной территории. Считаем, что предоставление государствами-участниками КБТО в рамках мер укрепления доверия информации о такой деятельности способствовало бы улучшению взаимопонимания и реализации целей Конвенции.
Рассчитываем на поддержку наших инициатив в ходе предстоящих встреч экспертов государств-участников КБТО и Совещания государств-участников Конвенции. Подготовка консенсусных рекомендаций по укреплению режима КБТО заложила бы прочный фундамент для принятия решений Девятой Обзорной конференции КБТО.
Уважаемые коллеги,
Убеждены, что решать проблемы биобезопасности, а также развивать сотрудничество в данной области можно только совместными усилиями. Со своей стороны намерены вносить свой конструктивный вклад в рассмотрение данной проблематики как в многосторонних форматах (в т.ч. в рамках КБТО, ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС), так и на двусторонней основе.
В качестве наглядного примера такой деятельности приведу заключаемые Россией с нашими ближайшими партнёрами по ОДКБ/СНГ меморандумы о взаимопонимании по вопросам обеспечения биобезопасности. В них зафиксированы конкретные меры транспарентности и укрепления доверия, а также намечены направления практического сотрудничества в данной области.
Хотел бы также привлечь внимание к подписанному 19 мая с.г. министрами иностранных дел государств-членов ОДКБ совместному заявлению об укреплении КБТО. В нём подтверждается принципиальное значение Конвенции как одной из опор международной архитектуры безопасности, а также предлагаются меры укрепления режима КБТО.
Уважаемые коллеги,
Мы не вправе сбрасывать со счетов возрастающие угрозы использования террористами биологических агентов в качестве оружия, тем более что их применение может быть замаскировано под естественные вспышки инфекционных заболеваний среди людей, животных или растений. В этой связи ещё в 2016 г. мы выступили с инициативой по разработке на Конференции по разоружению (КР) в Женеве международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма (МКХБТ). МКХБТ призвана (в дополнение к уже существующим международным инструментам) устранить пробелы в контексте противодействия ОМУ-терроризму, а также способствовать разблокированию переговорной деятельности в рамках одного из важнейших разоруженческих форумов ООН – Конференции по разоружению. Рассчитываем на подключение к соответствующим усилиям по МКХБТ всех заинтересованных государств на основе сбалансированной Программы работы КР.
Уважаемые коллеги,
Я коснулся лишь наиболее существенных аспектов международной повестки дня по вопросам биобезопасности. Широкий спектр вопросов, связанных с данной проблематикой, будет рассмотрен в ходе работы Конференции, на предусмотренных её программой пленарных заседаниях и тематических секциях.
Желаю успехов в совместной работе.
Благодарю за внимание.