Самоопределение в эпицентре шторма: краткие итоги XXXI Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике
20–21 мая 2023 г. Совет по внешней и оборонной политике провёл ежегодную XXXI Ассамблею. В ней приняли участие видные представители академического и экспертного сообщества, дипломаты, военные, предприниматели, журналисты. Публикуем краткий отчёт по трём тематическим сессиям.
Мы пойдём своим путём? Российское общество перед вызовами необратимых перемен
В рамках первой сессии «Мы пойдём своим путём? Российское общество перед вызовами необратимых перемен» 20 мая 2023 г. члены СВОП и приглашённые эксперты обсудили, что необходимо для обеспечения нужного уровня устойчивости РФ для развития на новой основе.
Участники отметили, что путь, который прошла Россия до 2022 г., завершён по объективным причинам. Дальнейшее развитие зависит от нас, а внешние обстоятельства подкрепляют или ослабляют тенденции в нашем обществе и государстве.
Один из экспертов в своём выступлении подчеркнул, что последние годы Калининградская область столкнулась с сокращением пространства для сотрудничества. Для развития региона требуется суверенитет: технологический, информационный, продовольственный и идеологический. Калининград был в авангарде вестернизации: после распада СССР Россия «безответно полюбила» коллективный Запад. Сейчас регион оказался на задворках разворота России на Восток, в его арьергарде, и прежнее преимущество (близость к Европе) стало проблемой.
Выступающий предложил создавать условия для мягкой интеграции наших соотечественников. За рубежом проживает коло 40 млн этнических русских, и Калининград может выступить в роли «ковчега», куда могут приехать наши репатрианты. Докладчик обратил внимание слушателей на то, что после окончания украинского конфликта наступят новые договорные отношения с Европой. Если сейчас российская сторона начнёт формулировать переговорные позиции, мы окажемся в плохой ситуации. Поэтому такие условия, как суверенитет РФ над литовской железной дорогой или российская концессионная железная дорога в Литве, должны быть включены в нашу переговорную позицию.
Кроме того, участники рассказали о настроениях в российском обществе. Безусловно, их определяет СВО. Можно выделить два ключевых события: начало специальной военной операции и частичная мобилизация. Сначала общество было шокировано, затем произошло «объединение вокруг флага» перед лицом врага. Уровень поддержки специальной военной операции не снизился. Растёт гражданская осознанность. Люди смотрят в будущее с большей уверенностью. Отвечая на вопрос, как долго будет консолидировано общество, эксперты отметили, что в начале СВО преобладала тревога, но сейчас сформировалась надежда. Специальная военная операция стала рутиной, нашей повесткой, люди адаптировались.
В ходе обсуждения было высказано мнение о том, что российское общество стоит перед неотвратимыми изменениями. Эксперты считают, что для обеспечения устойчивости России и её дальнейшего развития необходимо переформатировать базис общественно-экономической формации и имплементировать во многом китайскую модель, в том числе расширить государственный контроль над производством, закрепить и проработать идею «Русского мира», приоритет духовного над материальным, отменить отдельные статьи Конституции РФ о запрете любой идеологии и приоритете международного права над национальным, совершенствовать военное строительство для обеспечения национальной безопасности России. Выступающие заострили внимание на том, что строить диалог с войсками нужно посредством мягкой силы.
Докладчики сообщили об эффективной работе государственных институтов в чрезвычайных условиях. Например, ЦБ извлёк уроки из ситуации, возникшей после 2014 г.: после начала СВО он резко повысил ставку, а затем снизил, поэтому деловая активность развивалась. Частный бизнес гибко реагирует и помогает государству быстро обходить санкции. Более того, наблюдается рекордно высокая готовность российских компаний инвестировать. Последний такой пик был зафиксирован в 2012 г., потом произошёл сильный спад. Благодаря «иранскому эффекту» рынок публичного капитала стал расти. Со снижением инфляции вложения во внутренний рынок превратились в хорошую возможность: было открыто 16–18 млн брокерских счетов. У этого есть и свои минусы, но ЦБ отрегулируют рынок. В целом эксперты отметили повышение качества государственного управления и необходимость распространения лучших практик на регионы.
Участники Ассамблеи поделились наблюдениями относительно тенденций в современной отечественной науке. После начала СВО были опасения, что многие коллеги покинут Россию. Есть большой процент сотрудников, которые не поддерживают специальную военную операцию и выступают за «мир во всём мире». Но их желание покинуть РФ оказалось обусловлено позицией их научных руководителей, ставших примером для своих подчинённых. В то же время более нейтральная позиция руководителей предотвратила массовый отъезд сотрудников.
Эксперты уверены, что необходимо поддерживать молодых исследователей, которые уже продемонстрировали высокие результаты, повышать привлекательность и уважение к карьере учёного. Это позволит молодёжи не уезжать за рубеж. Сейчас важнее не то, какие патенты ты регистрируешь, а какие люди работают с тобой – в идеологию нужно включить этот компонент. При этом не стоит ожидать, что наши учёные будут получать Нобелевские премии, учитывая, что китайским коллегам не всегда их присуждают. Можно создавать альтернативные премии в достойном мире, отличном от западного.
В ходе обсуждений выступающие рассказали, что российские элиты стали более гомогенными в идейном отношении через год после начала СВО, поскольку несогласные покинули страну. Уехавшие деятели культуры, претендовавшие на роль «совести нации», таковыми не воспринимаются, прежние авторитеты девальвировались, а новые не появились. Кроме того, участники дискуссии подчеркнули важность отношения разных поколений элит к идеологическому аспекту. Так, для бэби-бумеров (рождены до 1963 г.) характерна вера в одну правильную идею (модернизм), для поколения X (1963–1983 гг.) – признание права на существование многих точек зрения (постмодернизм), для поколения Y – метамодернизм (мой идеал внутри меня, он основан на личном уникальном мироощущении, которое предлагаю другим, но не навязываю). У поколения X есть страх стать «промежуточным» поколением: если бэби-бумеры передадут бразды правления своим детям Y, «иксы» рискуют стать техническим переходным звеном. Говоря о понимании СВО в России, участники дискуссии упомянули научные труды Джона Миршаймера, в которых учёный объясняет неизбежность войны постоянным расширением НАТО. С другой стороны, на Украине СВО рассматривается через призму трилогии «Властелин колец»: Россия – Мордор, русские – орки, Путин – Саурон, Москва – Барад-дур и так далее, а все, кто против России – силы добра. Эта аналогия проста и понятна, поэтому «продаётся» поколению Y.
Государство-цивилизация» или «анти-Запад»? Выбор внешнеполитической стратегии
Вторая сессия под названием «Государство-цивилизация» или «анти-Запад»? Выбор внешнеполитической стратегии» состоялась 20 мая и была посвящена вопросам формирования России как «государства-цивилизации», проблемам понимания приоритетов и стратегии выстраивания внешних связей в новых условиях. Участники дискуссии отметили, что мир изначально формировался как многополярный, следовательно, это его естественное состояние. Конец многополярности мирового устройства положила эпоха Великих географических открытий. За первооткрывателями пришли колонизаторы, захватившие американский, африканский и азиатский континенты. В итоге к эпохе Новейшего времени доминирование Запада стало практически глобальным. Пожалуй, единственным исключением оказалась территория, исторически занимаемая Россией, для которой формат государства-цивилизации – историческая и геополитическая реалия, которую мы не утратили. Наша многонациональность – это уникальное достижение российской нации, недоступное для большинства других народов, нациями так и не ставших. Эта многонациональность должна превратиться из ахиллесовой пяты в фактор силы и привлекательности России.
Запад действительно не принимает нас как государство-цивилизацию. И под демократизацией РФ на Западе подразумевают не внутренние преобразования, а прекращение попыток играть самостоятельную роль на международной арене. В России видят, возможно, единственную силу, способную бороться с однополярностью до конца. Что противопоставить мягкой силе Запада, его ценностям, привлекательности? Его главная притягательная сила – в ощущении причастности к «хозяевам мира»: право писать правила для миропорядка, право трактовать, когда важнее суверенитет, а когда – право на самоопределение, право нарушать права меньшинств, право быть правым в любом территориальном споре, право переписывать прошлое и трактовать настоящее.
При каких условиях инструменты Запада не будут работать? В условиях многополярного мира, когда будут альтернативы, например, в сфере безопасности, которые Запад не приемлет. Если мы государство-цивилизация, то нам пора перестать определять себя через Запад. Если мы зацикливаемся на антизападности, то мы – не государство-цивилизация. Нужно быть ЗА многополярный мир, а не ПРОТИВ Запада. Мировое большинство не хочет ни диктата Запада, ни участия в новой холодной войне. Поэтому главная тема – институционализация многополярности и создание альтернатив в сферах безопасности, экономики, страхования, технологий. Это и будет демократизацией мирового порядка.
Читайте также: Россия: «государство-цивилизация» или «анти-Запад»? || Выступление Константина Косачёва на XXXI Ассамблее СВОП
Затем участники рассказали о работе Международного валютного фонда в новых условиях, о процессах деглобализации и последствиях международного разделения труда для России. Так, Совет директоров МВФ разделился пополам: 12 на 12 – по линии Запад и не-Запад. Руководство МВФ находится под давлением, чтобы Фонд помогал Украине – недавно была принята новая четырёхлетняя программа на 15,5 млрд долларов. Фонд потребовал финансовых гарантий от «друзей Украины», чтобы они могли погасить эти долги, поскольку не может списать или реструктуризировать долги.
Выступающие считают, что деглобализация началась ещё до СВО. Глобализация смогла вытащить миллионы людей из бедности, но она заставляла страны идти по пути специализации, как это описано в теории сравнительных преимуществ. Российский пример является показательным. Мы пережили последствия этого после введения санкций в 2022 г.: в России даже бумага хорошего качества импортировалась. Сейчас ситуация решилась: либо это произошло за счёт импортозамещения, либо благодаря альтернативным поставщиков. Теперь Россия не будет полностью полагаться на импорт.
Докладчики привели другой пример – гражданское авиастроение: вплоть до конца СССР мы летали на своих самолётах. Но потом мы согласились, что «Боинг» и «Аэробус» будут единственными производителями в мире. Не стоит повторять ошибок – нужно осуществлять диверсификацию. Фрагментация неизбежна и неотвратима: Запад использовал торговлю и финансы в качестве оружия. Новая глобализация невозможна. Незападные страны либо за Россию, либо против Запада. Но их выступление против Запада происходит молча, ибо они не хотят нарываться на санкции.
С приветственным словом к участникам XXXI Ассамблеи СВОП выступил Сергей Лавров, министр иностранных дел России, ветеран Совета по внешней и оборонной политике. Министр отметил, что западный трек в том виде, в каком он развивался до недавнего времени в российской внешней политике, себя полностью исчерпал. РФ вступила в фазу острейшего противоборства с агрессивным блоком в составе США, ЕС и Североатлантического альянса, который поставил задачу «победить Россию на поле боя» и устранить как «геополитического конкурента», как любую другую страну, претендующую на самостоятельное место в мировом раскладе. Западное экспертное сообщество уже открыто обсуждает полученный «заказ» на выработку сценариев расчленения нашей страны. Не скрывается, что существование России как самостоятельного центра несовместимо с достижением цели глобального доминирования Запада. Лавров подчеркнул, что возникла и линия разлома между «коллективным Западом» и глобальным большинством, странами Глобального Юга и Востока. Наступила эпоха перехода к многополярности и отказа от подчинения гегемону.
По окончании вступительного слова Лавров ответил на вопросы участников Ассамблеи в закрытом режиме.
В продолжение сессии, выступающие обратились к рассмотрению разных аспектов понимания России как «государства-цивилизации» и пользы «цивилизационного равнодушия». Так, парадоксальность термина «государство-цивилизация» заключается в том, что его использование означает разочарование в надеждах, которые мы питали в течение последних тридцати лет: о возможности стать «иной» Европой, частью «расширенного» Запада и так далее. Само использование этого термина – наше уподобление Западу. Появление данного понятия совпало по времени с возникновением другого термина – «коллективный Запад». «Коллективный Запад» перестаёт быть сообществом европейских национальных государств и становится единым цивилизационным блоком. Он возник в XIX веке, когда Англия и Франция сплотились на основе идей Просвещения, позитивизма и прочих и нанесли поражение сначала России в Крымской войне, а затем Китаю во Второй опиумной войне. Потом это объединение переросло в Антанту, НАТО и в «коллективный Запад», с которым имеем дело сегодня. Главный вопрос, как России к нему относиться.
Выступающие обратили внимание на нерациональность мысли о том, чтобы разрушить «коллективный Запад»/спасти его от фашизма. Они предложили идею «цивилизационного равнодушия» – относиться к Западу нейтрально, не следить столь пристально за его судьбой. Вся острота нынешней ситуации во многом была вызвана стремлением России отказаться от нормальной позиции изоляции и постоянными рецидивами европеизма: мы искали союзников, близкую силу в Европе, не понимая, что Европа сплачивается без России, против России и помимо России.
Докладчики предположили, что трендом XXI века станет цивилизационное разделение мира. Будут устранены все лимитрофные зоны. Опасность «серых зон», которые разделяют цивилизации, окажется важным фактором. Рабочим способом развязывания конфликта цивилизаций называли провоцирование революций внутри отдельных стран. России нужно не отрицать революции, а вызывать их самим. Это было бы более успешной формой экспансии, чем прямое применение военной силы. Кроме того, России нужно научиться инициировать культурные и политические инновации во всех сферах жизни общества. Сила Запада – в способности постоянно производить новации – они могут быть вредными или полезными, но каждый год мы узнаём, что на Западе меняются идеи, мода, научные концепции и прочее. Цивилизация – это не застой, а продуцирование подобных изменений с целью вовлечения в свою сферу воздействия всё большего числа людей.
В завершение сессии участники обратились к проблеме понимания Китаем термина «цивилизация». Исторически термин для обозначения понятия «государство-цивилизация» 文明 («вэньмин») был тождественен термину 文化 («вэньхуа») – «культура». Цивилизация в исконном китайском понимании – состояние духовного развития, отличающееся от дикости, что во многом является отражением античного подхода. Для средневекового Китая «цивилизация» – это умение написать и понять иероглиф. Речь идёт не об этнической цивилизации: китайская цивилизация включала и другие этносы, находившиеся под контролем Китая. Давление Запада заставило Китай понять, что существуют и другие цивилизации, а это привело к появлению новой дихотомии, «китайская цивилизация – западная цивилизация» (Китай – «не-Китай»).
Выступающие заострили внимание аудитории на том, что Россия относится к Западу в цивилизационном плане, но не в геополитическом. Этот момент объясняет «теория трёх миров» Мао Цзэдуна. Помимо «первого мира» (сверхдержав) и «второго мира» (развитых государств), выделялся обширный «третий мир», состоящий из бывших колоний, полуколоний и зависимых государств. После окончания холодной войны Россия фактически попала из «первого мира» сразу в «третий» – то есть туда же, где, согласно официальной позиции Пекина, находится и КНР.
Участники отметили, что, хотя нынешнее противостояние России и Запада воспринимается китайцами как «противостояние разных стран внутри Запада», одновременно оно рассматривается и как «вызов со стороны развивающихся стран (они же – «мировое большинство», они же «Глобальный Юг») в отношении гегемона». Тут Россия и Китай являются естественными союзниками, поскольку ожидаемым исходом противостояние является «многополяризация мира» (世界多极化).
Можно только верить? Русская утопия – 2043
Третья сессия «Можно только верить? Русская утопия – 2043» состоялась 21 мая. Организаторы предложили участникам Ассамблеи посмотреть на двадцать лет вперёд и представить, какие темы могли бы обсуждаться на редакционной «Летучке-2043» в журнале «Россия в глобальной политике».
В начале сессии выступающие рассказали об образе будущего в понимании «русской» и «китайской» утопий. Утопии – не плоды выдумок отдельных мыслителей. Каждая культура осознаёт, о чём она мечтает. Если она мечтает о чём-то достаточно долго, мечта реализуется (например, ювенальная юстиция – реальное воплощение платоновской утопии).
Докладчики подчеркнули, что любая социальная система сталкивается с необходимостью оптимизировать деятельность своей бюрократии. В Европе опыт такой оптимизации невелик, формирование государства современного типа совпало с развитием национальных государств, где управленцам предложили роль патриотов. Они – дети нации и работают для того, чтобы народ и нация процветали. Для империи (многонационального и многоконфессионального государства с единым светским правом) управленческий корпус приобретает гораздо более важное значение, и его численность должна быть выше, чем в национальном государстве. В этом смысле Китай очень давно стал империей и столкнулся с необходимостью многочисленного диверсифицированного чиновничества, которое могло бы управлять огромным количеством общих дел: аграрных, транспортных и прочих. Большую территорию нужно было накрыть единым хозяйственным организмом. Но тогда же выяснилось, что бюрократический корпус – очень капризная вещь, которую нельзя принудить введением жёстких мер.
Бюрократа нельзя заставить приносить помощь, он должен сам этого хотеть. Кроме того, все бюрократы должны желать примерно одного и того же. На помощь пришло конфуцианство: идеальный управленец – не бессловесный исполнитель приказов, он заботится о благосостоянии народа, постоянно «совершенствуется в своём совершенстве». Чиновник хочет жить в том мире, который он создаёт, потому что именно в нём он может реализоваться как личность. Таким образом, утопия оказывается возможной именно в случае работы таких управленцев.
Безусловно, китайская традиция, существующая более 2 тысяч лет, работает и сегодня. Китайская утопия очень скромна: сытые люди, присмотренные старики, государство, заботящееся об отдельных группах людей – это не переустройство, а благоустройство мира. Однако наставления конфуцианства относились лишь к управленческой элите, высокие требования к «маленькому человеку» не выдвигались.
Когда в России мы стали больше знакомиться с европейской культурой, российская культура не успела выработать собственную утопическую концепцию и восприняла идеи Платона, Мора и Кампанеллы. Впервые в России его стали создавать советские фантасты в середине XX века. Человек будущего в советской фантастике мотивирован так же, как и идеальный управленец Конфуция: принципиальная разница заключается в том, что высокая мораль – удел всех, по мнению советских фантастов, и удел управленческой элиты, по мнению конфуцианцев. Подобное отличие можно объяснить влиянием христианства: советские фантасты, сами того не понимая, попытались адаптировать православие под текущие реалии.
Таким образом, без создания эмоционально притягательного образа не стоит ожидать прорывов в будущее. Нужно подхватить то, что создавали советские фантасты: снимать блокбастеры, делать компьютерные игры – но для этого нужны государственные инвестиции. Наш мир пропускает всё ядовитое к потребителю и не пускает то, что могло бы быть полезным. А поэтому массовое заражение людей «миром, в котором они хотели бы жить», пока невозможно – судя по опросам, люди не готовы жить в будущем.
Участники Ассамблеи также обсудили, чем именно «болен» современный капитализм и что такое «созидательный бизнес». Когда учёные говорят о том, что экономический рост рождает экологические проблемы, они подразумевают, что нужно менять модель, что «капитализм» работает неправильно. В этой связи ESG – это манипуляция, никто ничего не меняет, мы добавляем несколько букв и оставляем всё как есть. В аббревиатуре ESG последней должна стоять буква “O” – “ownership”, «акционеры», с которых нужно начинать. Эта буква отвечает на вопросы, сколько прилично зарабатывать и тратить, сколько инвестировать в науку и за что нести ответственность: за себя и свою семью, за бизнес и сотрудников или за свою планету или страну? Вообще все мы – «акционеры», собственники, владельцы своей жизни, семьи, «акционеры» планеты. Слово “ownership” – это производная от глагола “to owe” – быть должным (семье, обществу, планете). В этой связи интересно, что это созвучно библейскому «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:33). В этой фразе есть формула бизнес-успеха, которую мы забыли: нужно делать что-то доброе для других, и всё остальное «приложится вам».
Выступающие высказали мысль о том, что капитализм «болен», так как мы забыли, что главная цель бизнеса – быть социально полезным. Что такое созидательное предпринимательство? Природа богатства имеет две составляющие. Первая – свобода в творчестве. Вторая – личное потребление акционеров. Созидательное предпринимательство ограничивает именно личное потребление акционеров.
В завершение докладчики напомнили о том, что, пока все пытаются заигрывать с трендом неосоциализма, Россия – единственная страна, которая испытала всё на себе. Чужая утопия – это наше историческое прошлое, и потому мы можем что-то предлагать от себя. Участники назвали две крайности, в сторону которых движется развитие капитализма: это новое капиталистическое рабовладельчество (когда внешне люди свободны, но настолько привязаны к благам и боятся их потерять, что являются рабами этих благ; кнут – доступ к медицине, которая может сохранить жизнь) или «цифровой ГУЛАГ», к которому подходят китайцы – общество справедливости, насаженное на матрицу цифровизации. В обоих случаях это приведёт к смуте. Кроме того, капитализм – главная причина климатических изменений, и переломить ситуацию надо внутри акционерного сообщества. России нельзя закрываться, изолироваться. Есть позитивная повестка, которую она может предложить вовне.
Выступающие рассмотрели, как влияют на общество мегапроекты. Они подчеркнули, что утопия – это стремление к миру, в котором хочется жить, а антиутопия – это попытка избежать мира, в котором жить не хочется. Это попытка сформулировать куда мы можем попасть, если не будем работать над тем, чтобы туда не попасть. Если мы не почувствуем угрозу и на неё не будет адекватной реакции, то получим антиутопию.
Есть несколько социокультурных особенностей русского народа. Первое – избегание опасности. Обычно мы не очень готовы к риску, а ещё больше боимся того, что он может реализоваться. Этот мотив движет многими нашими решениями, к сожалению или к счастью. Второе – способность к креативу, конструированию необычных проектов, но неспособность к серийному производству. В этом смысле то, что происходит в российско-китайском взаимодействии, очень интересно. Россия может стать конструкторским бюро, которое придумывает гигантские проекты, двигающие мир вперёд, а Китай – гениальным организатором серийного производства, способным из разовых образцов сделать технологическую конструкцию, которая дальше будет производиться в невероятных для нас объёмах.
Если смотреть на двадцать лет вперёд, то единственный шанс сформировать образ будущего – это придумывать и реализовывать очень большие цели или мегапроекты. В советское время таких мегапроектов было очень много. Сегодня мы можем сказать, что стоим на плечах тех гигантов, которые были созданы в течение прошлого века, начиная с 1930-х годов. Если мы попытаемся вспомнить российские мегапроекты за последние тридцать лет, то выяснится, что таких единицы: в частности Олимпиада в Сочи, строительство Крымского моста, космодром «Восточный». Такого рода проекты позволяют получить большое количество результатов, которые потом уходят в народную экономику и используются повсеместно. По мнению докладчиков, главный мегапроект – это ликвидация огромного дефицита кадров и формирование научно-технической, культурной и военной элиты нашей страны.
После этого участники обсудили тренды в области технологического развития, которые сохранятся к 2043 году. Есть точка зрения, что устойчивыми остаются так называемые экспоненциальные тренды – технологии, которые имеют тенденцию очень быстрого ускоренного роста, так что факторы, оказывающие негативное воздействие, не могут этот быстрый рост подавить.
Первый такой тренд – квантовые технологии. Квантовые компьютеры нового типа могут вычислять то, что принципиально недостижимо с помощью самого мощного обычного компьютера. Квантовый компьютер сможет взломать всю криптографию, которую мы используем на сегодняшний день. Это несёт угрозу информационной безопасности в её нынешнем виде. Хотя данная технология может принести много пользы, есть очень серьёзные угрозы, на которые нельзя не обращать внимания.
Второй тренд, который быстро развивается – это биотехнологии, активное долголетие за счёт биотехнологий. Обратная сторона медали связана с редактированием геномов: китайского учёного, который это сделал на живых детях, посадили в тюрьму. Такие технологии очень трудно регулировать и сдерживать, поскольку научный прогресс в этой области очень стремителен. Уже сейчас надо задумываться о том, как относиться к генетической модификации людей в ближайшее время.
Третий тренд – искусственный интеллект. Главное открытие для нас – для того, чтобы изменить мир, не нужно создавать мощный ИИ, достаточно лингвистического чата, который продуцирует предложения, выглядящие разумными. Надо быть готовым к тому, что аналитика, с которой мы сталкиваемся, очень сильно коррелирует с тем, что генерируют автоматизированные системы генерации текста. В ближайшее время мы будем анализировать не людей, а инструменты, которые люди используют для создания собственных прогнозов.
Россия сильна в квантовых технологиях, искусственном интеллекте, биотехнологиях. Но «культура съедает стратегию на завтрак» (Питер Друкер). Культура проведения научных исследований, культура технологического предпринимательства, работы с молодёжью очень сильно влияют на технологическое развитие.
В России есть две особенности. Первая – «нет пророка в своём отечестве»: сегодня в России стараются приглашать состоявшихся людей из-за границы, когда российские учёные не имеют достаточного уровня поддержки. Есть риск того, что российские исследователи не будут определять облик страны. В Китае это поняли и запустили программу «тысячи талантов», которая ориентирована на поддержку наиболее талантливых людей из Китая с международным опытом и создание условий для их международного развития. Вторая особенность – идея «хорошо там, где нас нет», навязанная мощной западной пропагандой. Научные сотрудники размышляют о том, чтобы куда-то уехать, хотя здесь даётся больше возможностей. Откуда возникла идея, что там так хорошо? Годами и десятилетиями навязывалось, что там прекрасно жить. Эти тенденции резонируют. Если удастся построить экономику, в которой получится максимизировать пользу от получения нетривиального знания и кооперироваться, это может привести нас к непротиворечивой модели будущего и мира, в котором «хорошо там, где мы есть».
В завершение сессии участники поговорили о том, каким будет мир через двадцать лет. Нужно «подвести баланс» между мечтами и иллюзиями: через двадцать лет у нас будет больше мечтаний, а вот количество иллюзий относительно возможности решения большинства мировых проблем сократится. Мир через двадцать лет будет очень трудно удивить – и он вряд ли будет склонен удивляться сам. Чрезвычайные ситуации стали рутиной и перестали ошеломлять как исследователей, так и простое население. Вопрос перемещения людей и миграции будет содействовать распространению мечтаний и иллюзий.
Поднимался вопрос о существовании ООН – участники сессии предположили, что к 2043 г. она будет интенсивно функционировать и готовиться к 100-летнему юбилею. Организация станет глобальным «набатом», который будет не решать проблемы, но привлекать к ним внимание. Без России в будущем никуда: ресурсы, технологии могут позволить ей по-новому себя вписать в мироустройство. Поднимающиеся страны Африки и Азии не рассматривают нас в качестве крупного актора – не по территории, но по количеству населения.
Выступающие отметили, что им в своей утопии хотелось бы видеть право на созидание как ключевое право россиянина. Чувство причастности к чему-то большому позволяет привлечь молодых специалистов различных профилей: учёных, врачей, деятелей культуры. Если через двадцать лет число учёных и число охранников (сейчас их 600 тысяч и 2 миллиона соответственно) сравняются, это будет очень хорошо для России. Требуется также развитие регионов и образования в них, не только Москвы и Санкт-Петербурга. Конкретные региональные проекты должны быть привлекательными, а люди должны жить на местах в комфортных условиях.
Всё это предполагает открытость России для мирового большинства, для которого характерен мультикультурализм. Несмотря на декларируемую открытость и советский опыт, нам будет достаточно трудно адаптироваться к новым условиям. Скреплять разнообразный национальный и культурный состав без конкретной идеи станет гораздо труднее.
Подготовили Евгения Прокопчук, Егор Рыжкин, Елена Свиридова
Читайте также: Россия как цивилизация цивилизаций || Круглый стол СВОП
Материалы по теме
One Comment »
Leave a comment!
Господа, просто нужно предложить самой России и миру ДРУГОЕ видение общественного бытия!!!
Такое видение есть, без гражданских и прочих войн:
Размышления о Будущем России.
В основу предлагаемой концепции Будущего России автор предлагает положить духовно-нравственные принципы, выработанные всей историей человечества. Эти духовно-нравственные принципы изложены в фундаментальных трудах выдающихся мыслителей прошлого: Учение Будды, Учение Иисуса Христа и его последователей, Учение пророка Мухаммеда, Учения Иудаизма и т.д.
Сегодняшнее человечество, в лице её духовных лидеров, должно осознать тот простой факт, что, безотносительно нашего религиозного верования, мы люди, и, в каждом учении основателей нашего верования, есть положения, которые являются общими для всех представителей человеческого рода. Другими словами, нужно во всех религиозных вероучениях находить общие духовно-нравственные принципы и именно их закладывать в основу всеобщего понимания понятия справедливость.
Автор предлагает следующее понимание понятия справедливости для каждого отдельного человека, и для государства, как выразителя коллективных интересов больших групп человеческого общества:
‘Справедливость индивидуума’ — это отражение в сознании человека и гражданина его Прав и Обязанностей, как в отношении других членов общества, так и в отношении государства, представляющего законные коллективные интересы всего общества, в системе духовно-нравственных установок (принципов), выработанных всей историй человечества, и полученных им в процессе воспитания и формирования личности.
‘Справедливость социума (народа, государства)’ — это, изложенные в Конституции, и заложенные в сущность Законов государства, Права и Обязанности государства в отношении законных Прав и Обязанностей человека и гражданина, в рамках системы духовно-нравственных установок (принципов), выработанных всей историй человечества.
Здесь следует отметить присутствие понятий Права и Обязанности, как человека и гражданина, так и Права и Обязанности государства.
В сегодняшних конституциях почти всех государств упоминается понятие ‘Свобода’, но нет указанных выше понятий. При этом, Права и Обязанности человека и гражданина, как и Права и Обязанности государства в отношении человека и гражданина прописаны в Конституциях крайне поверхностно фрагментарно.
Формулировки понятия ‘Справедливость’ для индивидуума и государства почти одинаковые. Это связано с тем, что, как каждый индивидуум, имея свободу воли выбора, получив и приняв, в процессе воспитания соответствующие духовно-нравственные принципы, так и государство, как представитель интересов большинства членов общества, по Конституции, обязаны следовать духовно-нравственным принципам, сформулированным в Конституции России.
Источником духовно-нравственных принципов, полученных человеком, является семья и тот социум (государство), в котором он воспитывался, в России — это её Конституция.
Принципиально важно понимание понятия справедливости для социума (государства). Размытое и не чётко определённое понимание понятия справедливости социумом (государством) приводит к тому, что всё общество, и каждый индивидуум в нём, теряют духовно-нравственные ориентиры в жизни.
Именно по этой причине автор считает настоятельно необходимым, чтобы в самой Конституции России и в сущность её законов, входили эти духовно-нравственные принципы, выработанные всей историей человечества.
Автор полагает, что выбор духовно-нравственных принципов, выработанных всей историей человечества, и приемлемых для включения их в текст Конституции и в сущность законов России, принадлежит духовным лидерам гражданского общества в содружестве с духовными лидерами всех религиозных конфессий России. Все эти духовно-нравственные принципы на слуху, но автор воздержится от их написания в этой работе. Принятие этих общих духовно-нравственных принципов (установок), для данного конкретного социума (государства), следует делегировать даже не Думе, а СОБОРАМ этих религиозных конфессий
Понятие справедливости, изложенное выше, и включённое в сущность Конституции и законы России, должно иметь свою, ‘материализацию’ в саму СУЩНОСТЬ общественной жизни. То есть иметь соответствующую ФОРМУ и СОДЕРЖАНИЕ.
То есть нужно изобрести такую модель существования общественной жизни, которая позволяла бы эти принципы справедливости воплощать в повседневной жизни, как каждого отдельного человека, так и весь СОЦИУМ в России.
Здесь мы невольно должны говорить о реальной жизни каждого отдельного человека, государства, да и всего человечества. Каждый человек, в сегодняшнем мире, должен трудиться, чтобы, создавая определённые материальные и духовные ценности для других, смог иметь право получить материальные и духовные ценности, созданные другими людьми. Эти соображения однозначно диктуют нам необходимость обсуждения экономической деятельности каждого отдельного человек и экономической деятельности государства, как регулятора общественной жизни.
Для материализации понятия справедливости, в реальную жизнь человека, нужно, чтобы, в сущности Конституций и законов государств, присутствовала гармонизация прав и обязанностей различных участников производственной (производительной) деятельности. В сегодняшнем законодательстве такой гармонизации прав и обязанностей нет, что обусловлено соответствующей диалектикой развития человеческого общества. Для реализации такой гармонизации, в теоретическом плане, не хватало определённой экономической категории (‘Категория’ — наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий), которая бы позволила пойти дальше, и сформулировать некоторые принципы такой гармонизации.
Автор, изобрёл и сформулировал эту категорию, дал ей однозначное определение. Такой категорией является: ‘Профессиональный капитал’. Такой категории, как научного понятия, в существующей экономической науке не существует.
‘Профессиональный капитал’ — Совокупность качеств (природные данные, знания, навыки, опыт) индивидуума, групп индивидуумов необходимых и достаточных для эффективного использования ‘Капитала’ (‘Капитал’ в его сегодняшнем понимании, всех видов и форм) в производственной деятельности (создания материальных и духовных ценностей для продажи их другим членам общества).
Почему, в приведённом определении, присутствуют два слова: профессиональный и капитал?
Слово ‘капитал’ (от лат. capitalis — главный, доминирующий, основной), в существующих сегодня экономических теориях и практиках, буквально именно так и понимается.
Это связано с тем, что автор ставит своей целью, в дальнейших рассуждениях, живой труд каждого человека, в процессе производства, считать столь же важным для производства, как и капитал!
Данное соображение крайне важно для понимания всего того, что далее будет написано. Больше того, это сама СУЩНОСТЬ всего того, что будет написано далее.
В сегодняшней научной литературе, и в сознании каждого человека, занимающегося вопросами экономики, понятие ‘капитал’ является тем самым ‘главным, доминирующим, основным’ вокруг которого и происходят все размышления о функционировании процесса производства.
Автор данной статьи ПРЕДЛАГАЕТ научной общественности и всему обществу принять понятие ‘Профессиональный капитал’, как в такой же степени: ‘главным, доминирующим, основным’, как и всем давно известное понятие ‘капитал’.
Представителям некоторых идеологических течений не нравится само понятие ‘капитал’. Но такое слово и понятие существует, и, при этом, оно очень существенно помогает автору раскрыть суть предлагаемой теории гармонизации экономической деятельности человечества.
Для этого, автор задал сам себе вопрос: ‘Кто сказал, что ‘Профессиональный капитал’ не такой же главный, доминирующий, основной’, в процессе производства? И сам себе ответил — никто не сказал. Так существует, просто в силу соответствующего исторического развития человечества. Суть этого исторического развития автор не будет здесь раскрывать в развёрнутом виде просто потому, что именно таким образом формулировалось и формулируется ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО России, да и законодательство во всех государствах.
Из выше изложенного следует, что необходимо данный принцип каким-то образом сформулировать.
Сформулировать его можно было в различной форме, но автор решил его сформулировать в виде — ‘Закона 50% на 50%’.
Дадим определение этого закона.
‘Закон 50% на 50%’ — это принцип, суть которого в том, что обладатели ‘Профессионального капитала’ (трудовой коллектив) и владельцы ‘Капитала’, через конституционные нормы и другие законодательные акты государства, будут иметь РАВНЫЕ ПРАВА на, созданную, в процессе производственной деятельности, ПРОДУКЦИЮ (товары и услуги).
Данную краткую формулировку предлагаемого закона необходимо детально расшифровать, чтобы было чётко и ясно понятна СУТЬ ‘РАВЕНСТВА ПРАВА’ на, созданную, в процессе производственной деятельности, ПРОДУКЦИЮ (товары и услуги).
В процессе производства и реализации (хозяйственной деятельности) каждое предприятие имеет СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА —
/// Средства Производства — совокупность средств и предметов труда, образующая вещественный фактор производства, использующийся в процессе создания материальных благ. С.П. включают в себя: основные средства (производственные здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, приборы) и оборотные средства (сырье, материалы, энергия, малоценный инвентарь), используемые в производстве; все, что создано людьми и используется ими в производственной деятельности///.
На приобретение средств производства тратится капитал владельцев предприятия.
В процессе хозяйственной деятельности, для воспроизводства процесса производства, для реализации расширенного воспроизводства, для модернизации производства, требуется быстрый или постепенный процесс возврата капитала (через механизм амортизации) от реализации произведённой продукции. Этот процесс характеризует существенную долю затрат предприятий, в процессе своей хозяйственной деятельности.
Рассмотрим теперь движение ‘Профессионального капитала’.
Живой труд работников любого предприятия (‘Профессиональный капитал’) тоже должен ‘амортизироваться’, для своего воспроизводства (возможности просто жить и выполнять свои производственные обязанности). Сегодня этот процесс происходит посредством выплаты заработной платы.
Если же мы примем утверждение РАВЕНСТВА ПРАВА ‘Капитала’ и ‘Профессионального капитала» в качестве Конституционно закреплённой АКСИОМЫ, то ‘амортизация’ ‘Профессионального капитала’ будет выглядеть как ‘минимальный прожиточный минимум’ в соответствующем регионе России, или иного другого государства.
Такая ‘амортизация’ должна учитываться, как затраты предприятия в процессе производственной и хозяйственной деятельности.
Итак, в процессе реализации произведённой продукции мы получим ДОХОДЫ (выручку) и РАСХОДЫ (затраты). Здесь нет смысла раскрывать все статьи доходов и расходов в процессе производственной и хозяйственной деятельности, ибо наша цель показать СУЩЕСТВО предлагаемого понятия ‘РАВЕНСТВО ПРАВ’.
Мы имеем: ДОХОДЫ — РАСХОДЫ = ПРИБЫЛЬ (валовая прибыль).
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ = ПРИБЫЛЬ х (- процент ВСЕХ НАЛОГОВ).
То есть результат того, когда из полученной прибыли вычитаются все соответствующие законодательству НАЛОГИ на прибыль.
‘РАВЕНСТВ ПРАВ’ (действие закона ‘Закон 50% на 50%’) ‘Капитала’ и ‘Профессионального капитала’ относится ТОЛЬКО и ТОЛЬКО к распределению ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ!!!
Другими словами 50% чистой прибыли распоряжаются владельцы КАПИТАЛА (собственники производства), а второй половиной чистой прибыли (50%) распоряжается трудовой коллектив (владелец ‘Профессионального капитала’).
Сегодня ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ — это сумма в бухгалтерском балансе предприятия, которая остается после формирования фонда оплаты труда и уплаты налогов, отчислений, обязательных платежей в бюджет, в вышестоящие организации и банки.
Обратим внимание на слова — ‘сумма, которая остается после формирования фонда оплаты труда’.
Выше мы нигде не упоминали о механизме формирования оплаты труда. Мы ранее говорили только об ‘амортизации’ ‘Профессионального капитала’, равной минимальному прожиточному минимуму в соответствующем регионе России.
То есть автор предлагает исключить из научного и общественного употребления понятие ‘заработной платы’, в её сегодняшнем понимании, как СТОИМОСТИ рабочей силы на рынке труда.
Другими словами, вместо стоимости рабочей силы на рынке труда мы вводим понятие ДОХОДА работников от их производственной и хозяйственной деятельности.
Этот ДОХОД равен сумме ‘амортизации’ ‘Профессионального капитала’ (равного прожиточному минимуму в конкретном регионе), и ДОЛИ ЧИСТОЙ прибыли, в соответствии с коэффициентом трудового участия (КТУ), установленным конкретному работнику по договору с предприятием, действующему на текущий момент.
+++
Мы знаем, что сегодня идёт процесс концентрации капитала, и спекулятивного его использования, без какого-либо создания материальных и духовных ценностей для общества. Большая часть этого капитала сосредоточена в руках узкого круга лиц, которые и манипулируют этим капиталом. С каждым годом концентрация этого капитала непрерывно увеличивается.
А что будет происходить, если будет реализован, в экономической жизни государства и всего мира, принцип ‘Закона 50% на 50%’? Первый и почти очевидный вывод — будет происходить процесс СНИЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ капитала в руках узкого круга лиц. Больше того, мы получим совсем ИНОЙ источник капитала, и получим ДРУГОГО владельца капитала, в обществе, в лице реальных работников предприятий, создающих реальные материальные и духовные ценности для общества (владельцев ‘Профессионального капитала’). Мы получим гражданина государства, по своему экономическому статусу, находящегося в двух ипостасях: обладателем ‘Капитала’ (если он часть своего дохода будет инвестировать в своё предприятие), и ‘Профессионального капитала’. Будет ликвидирован вековой антагонизм между ‘трудом’ и ‘капиталом’.
Выше мы рассмотрели один из возможных путей ликвидации векового антагонизма между ‘трудом’ и ‘капиталом’.
Анализируя решение этой проблемы, мы увидим ещё большую проблему, которая заложена в законодательстве, обеспечивающем функционирование самого, сегодняшнего существующего, капиталистического общества. Демократические принципы функционирования общественной жизни, хитрым образом, перенесены на функционирование экономических взаимоотношений между самими капиталистами.
О чём ведёт речь автор? Чтобы было совершенно ясно, рассмотрим этот вопрос на примере ‘Открытого акционерного общества’ (ОАО).
Мы знаем, что в ОАО есть мажоритарные (от слова majorité, что в переводе с французского означает ‘большинство’) и есть миноритарные (от слова minorité — ‘меньшинство’) акционеры.
Есть ещё ‘розничные’ акционеры. Это мелкие акционеры, имеющие право только на получение дивидендов. Мажоритарные акционеры — это самые крупные, главные акционеры в компании.
Здесь мы не будем рассказывать, чем эти акционеры отличаются друг от друга, и какими правами они пользуются. В каждом ОАО существует Устав и в нём описываются права и обязанности всех этих акционеров. Но, если отбросить все формально необходимые разделы Устава, главным разделом, в Уставе, является тот, в котором устанавливается, кто имеет ПРАВО РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ, и ЧИСТОЙ ПРИБЫЛЬЮ полученной предприятием.
В результате, в соответствии с существующими сегодня законами, в Уставе любой коммерческой организации, могут быть записаны такие положения, которые позволяют БОЛЬШИНСТВУ (безразлично, каким образом оно, это большинство, определяется в Уставе) акционеров РАСПОРЯЖАТЬСЯ чистой прибылью меньшинства акционеров, в соответствии с уровнем процента капитала, вложенного ими в данное предприятие. Другими словами, ‘большинство’ акционеров (с большим количеством акций) пользуется капиталом мелких акционеров в качестве БЕСПЛАТНОГО кредита. Больше того, дивиденды акционерам тоже определяются этим самым большинством. А это значит, что ещё часть чистой прибыли всякого акционера просто присваивается этим ‘большинством’ в качестве БЕСПЛАТНОГО КРЕДИТА для его использования в процессе производства. То есть крупный капитал грабит мелкий капитал через ПРИСВОЕНИЕ чистой прибыли мелких акционеров, в качестве БЕСПЛАТНОГО КРЕДИТА.
Миноритарным акционерам, чтобы хоть как-то получить большие доходы, приходится участвовать в спекулятивных операциях на биржах. Но и здесь их ‘стригут’ обладатели крупным финансовых средств. Только наивные мечтатели полагают, что с маленькими средствами можно играть на биржах. Это ещё один механизм присвоения крупным капиталом средств малого капитала.
То есть, в мире сегодня существующего капитализма, существует не только механизм ограбления работников предприятий (обладателей ‘Профессионального капитала’), но и открытое и узаконенное ограбление ‘большинством’ (обладающих большим капиталом) ‘меньшинства’ (тех, кто имеет малый капитал). А это приводит к тому, что концентрация капитала, узким кругом лиц, идёт по всем фронтам, в ускоряющемся темпе.
Почему такое положение узаконено и разрешает это положение включать в Уставы коммерческих организаций?
Ответ очевиден, если понимать, кто реально формулирует законы в государстве.
До сих пор автор, в своих рассуждениях, использовал категорию ‘Капитал’ — в качестве обобщённого определения ВСЕХ вместе собственников предприятия, а ‘Профессиональный капитал’ — в качестве ВСЕХ вместе работников предприятия. В общем случае, число собственников и работников предприятий, определяется некоторым количеством людей.
То есть, ‘Капитал’ предприятия слагается из ‘Капиталов’ отдельных собственников. А ‘Профессиональный капитал’ состоит из ‘Профессиональных капиталов’ каждого из работников данного предприятия.
Зададимся вопросом, почему ПРАВОМ ВЛАДЕНИЯ и РАСПОРЯЖЕНИЯ, полученной в процессе производственной деятельности, ЧИСТОЙ ПРИБЫЛЬЮ отдельных собственников и работников предприятий, по существующим законам, ПОЛУЧАЕТ некоторое большинство? Сегодня это объясняется демократическими процедурами, которые подразумевают право большинства подчинять своим интересам меньшинство. Допустим, это правомерно для общественной жизни, где просто невозможно учесть интересы каждого и даже меньшинства граждан.
Но, при чём здесь ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ, которая получена от личного ‘Капитала’, конкретного человека, вложившего его в деятельность предприятия, и от личного ‘Профессионального капитала’ конкретного работника предприятия.
Почему СВОЕЙ личной ЧИСТОЙ ПРИБЫЛЬЮ, от своего личного ‘Капитала’ и личного ‘Профессионального капитала’, НЕ МОЖЕТ (???) распоряжаться лично ЕЁ ОБЛАДАТЕЛЬ, а распоряжается некоторое ‘демократическое большинство’?
Да, так сложилось исторически. Большинство — это та сила, которая имеет возможность присваивать себе права меньшинства.
В какой степени такое положение дел соответствует понятию ‘Справедливость’? Какими духовно-нравственными и прочими причинами обусловлено узаконенное ПРАВО такого распоряжения, личной ЧИСТОЙ ПРИБЫЛЬЮ участников производственного процесса, предоставлено ‘демократическому большинству’?
В силу выше изложенного, автор предлагает законодательно утвердить:
ПРАВО каждого конкретного участника производственного процесса (обладателя своим личным ‘Капиталом’ и личным ‘Профессиональным капиталом’) САМОСТОЯТЕЛЬНО владеть и распоряжаться своей долей ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ, от производственной деятельности предприятий.
А это значит, что ВСЕ участники, всякого производственного процесса, будут иметь право самим определять, КУДА направлять полученную от производственного процесса ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ.
Все они будут иметь право направлять свою ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ, полученную в процессе производственной деятельности, на следующие цели (как пример), с соответствующим налогообложением:
— реинвестирование в собственное предприятие — 0 % налога на прибыль;
— на потребление — (% налога на прибыль + % НДФЛ + % налог в ПФР (?) + налог в ФСС(?));
— покупка акций другого предприятия, в России — (% налога на прибыль + %(?));
— покупка акций другого предприятия, за пределами России — (% налога на прибыль + %(?));
— иные цели %(?).
Подведём некоторые итоги тому, что изложено Выше.
Автор полагает, что будущее гармоничное развитие России возможно при соответствующем изменении Конституции и законов России, реализации изложенных выше принципов функционирования экономики, и взаимодействия участников этой экономической деятельности.
Всё это может быть реализовано, при соответствующей политической воле: Президентов России, лидеров и партий, входящих в Государственную Думу, Гражданского общества России, политической, экономической и научной элиты России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Некоторые читатели предлагают автору описать полную модель функционирования общества с изложенными выше принципами и законами. Больше того, высказываются соображения о том, что ‘Капитал’, в его сегодняшней ипостаси, никогда не позволит ‘Профессиональному капиталу’ получить РАВНЫЕ ПРАВА на произведённую, в процессе производства, продукцию (товары и услуги). И самое убойное утверждение о том, что экономика на таких принципах просто не сможет функционировать. А, коль это именно так, то и не стоит огород городить.
Всем этим читателям я говорю следующее. Господа, давайте не голословно отвергать, а давайте осуществим моделирование процессов функционирования предприятий, и даже самой экономики некоторых небольших государств, по предлагаемым выше принципам и законам.
Сегодня у нас (в России, и в мире) есть суперкомпьютеры, есть специалисты в области законодательства во всех областях, есть программисты высочайшей квалификации, есть, наконец, приличные специалисты в области экономики. Сегодня пишутся миллионы всевозможных компьютерных игр на все случаи жизни, программы по управлению сложнейшими процессами. Давайте создадим, на суперкомпьютере, предлагаемую модель, ‘поиграем’ различными параметрами функционирования этой модели, а после этого — примем или отвергнем предлагаемую модель. Автор не утверждает, что эта модель идеальна. В процессе моделирования могут появиться такие открытия, о которых человеческое сознание просто не способно догадаться.
Реальным практическим шагом, на пути реализации предлагаемой экономической модели функционирования общества, сегодня является внедрение, в экономическую деятельность государства, ‘Народных предприятий’, и разработка законодательства для их эффективного функционирования.
Кстати, уже для ‘Народных предприятий’ можно законодательно установить предлагаемый закон — ‘Закон 50% на 50%’, где ‘Капитал’ (владельцы предприятий) и ‘Профессиональный капитал’ (работники предприятий) получат равные права на чистую прибыль от произведённой продукции. Это позволит эффективнее использовать инвестиционный механизм для развития предприятий.
Другими словами, уже сегодня можно многое сделать для внедрения предлагаемых принципов функционирования экономики России.
И, ЧТО нужно сделать?
НЕ НУЖНЫ никакие революции, а НУЖНЫ ТОЛЬКО поправки в Конституцию России и корректировка нескольких сотен Законов России!!!
А это, как мне думается, значительно ПРОЩЕ, чем ОТБИРАТЬ ВСЁ, УБИВАТЬ тысячи и миллионы своих сограждан в горниле гражданских войн!!!
2005, 2012, 2014, 2019 годы (с поправками и дополнениями на 16.07.2023 год).
Перепёлкин Николай Васильевич
P.S. Размышляя о том, почему Россия так долго не может выбраться из существующего в России, в настоящее время, безобразного капиталистического строя, автор осознал тот простой факт, что в 90-е годы, группой невежественных политиканов были осуществлены не просто экономические преобразования в России, а ГЛУБОКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ.
Результатом таких преобразований был УНИЧТОЖЕН СССР, и ВЕРНУТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ в СТРУКТУРУ БЫТИЯ России можно будет ТОЛЬКО и ТОЛЬКО — ПОЛИТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ (именно ПОЛИТИЧЕСКИМИ, а НЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ), а для этого должны СОЗРЕТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ условия!!!
И, как ни странно, поможет этому Специальная Военная Операция (СВО), и те воины, которые сегодня сражаются на полях Украины.
Экономисты просто элементарно не способны изменить ПОЛИТИЧЕСКИЙ строй в России по той простой причине, что как огня боятся заниматься политикой, ибо, как правило, их устраивает их социальное положение в любом СОЦИАЛЬНОМ устройстве общества. Они являются той прослойкой общества, которая просто ЭЛЕМЕНТАРНО ОБСЛУЖИВАЕТ ПРАВЯЩУЮ элиту общества.
В этом и состоит главная проблема в сегодняшней России.
В России ДОЛЖНЫ СОЗРЕТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ условия для того, чтобы был УНИЧТОЖЕН сегодняшний КАПИТАЛИЗМ в России, и Россия стала бы СОЦИАЛЬНЫМ государством!!!
Беда России в том, что эти вопросы НЕ РЕШАЕТ экономическая наука, а решает ПОЛИТИКА!!!
Жаль…
Придётся ждать ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ в нашем обществе, судьба…