МОСКВА НАМЕРЕНА ОТКАЗАТЬ ЛОНДОНУ В ЛОВЛЕ РЫБЫ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ
Сенатор Контантин Косачев считает, что нашей стране стоит расширять практику денонсации договоров с недружественными странами
Правительство России намерено прекратить действие договора 1956 года с Великобританией, после чего британцам будет запрещено ловить рыбу в российской зоне Баренцева моря. В парламенте эту меру поддерживают и, более того, считают, что подобную практику надо расширять. Об этом в интервью «Парламентской газете» заявил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.
— Константин Иосифович, вы уже заявили, что категорически поддерживаете денонсацию договора между РФ и Великобританией о вылове рыбы в Баренцевом море. Поясните свою позицию?
— Договора, подобные тому, о котором мы говорим, предусматривают возможность для других стран работать в зоне интересов принимающей стороны, в данном случае России. Это всегда акт доброй воли, который подтверждает, что между странами складываются конструктивные и рабочие отношения. В таких случаях мы переуступаем часть своих прав, своих интересов странам-партнерам. Где-то это связано с упущенной выгодой, но она компенсируется продвижением отношений с той страной, с которой заключен договор.
В случае с Великобританией совершенно очевидно, что мы ничего не приобретаем на протяжении многих лет. Хорошо известно, что страна эта была соперником России на протяжении столетий, а непродолжительный период сотрудничества во время Второй мировой войны — скорее исключение из общего правила. Что касается современного этапа истории, то нынешнее противостояние, в частности, в двусторонних отношениях с Лондоном на протяжении последнего десятилетия и даже последних тридцати лет — это исключительно зона ответственности британской стороны, которая много раз инициировала создание проблем для нашей страны. Поэтому я не только приветствую денонсацию соглашения 1956 года, но и, признаться, несколько разочарован тем, какое обоснование этому дается в пояснительных правительственных документах.
— Чем именно вы разочарованы?
— Идет ссылка только на то, что 15 марта 2022 года Великобритания лишила Россию «режима наибольшего благоприятствования в двусторонней торговле». Но это, на мой взгляд, лишь последняя капля, а не ключевая причина, каковых у нас и до марта 2022 года в отношениях с британцами было предостаточно. В целом ряде случаев Великобритания проводит в отношении нашей страны не просто недружественную, а враждебную политику. И отсчет этому, пожалуй, был дан в 2014 году, когда началось массовое санкционное давление стран Запада на Россию — Великобритания выступала как основной инициатор и вдохновитель таких антироссийских ограничений.
При этом, подчеркну, в актуальности и адекватности решения нашего правительства о денонсации российско-британского договора никаких сомнений нет.
— Для прекращения действия международного договора Правительство России должно подготовить законопроект о денонсации и внести его на рассмотрение в парламенте. Как думаете, сколько времени на это уйдет?
— Сколько понадобится на это Правительству, не могу судить, а парламент, уверен, рассмотрит такой законопроект в приоритетном порядке.
— Стоит ли, на ваш взгляд, расширять практику подобных денонсаций в отношениях с недружественными России странами?
— Убежден, что это следует делать — надо еще и еще раз проанализировать всю правовую инфраструктуру наших отношений с государствами, которые оказались в категории недружественных. Думаю, что многие в России впервые услышали о существовании российско-британского договора о вылове рыбы в Баренцевом море именно сейчас, в контексте денонсации. Считаю, что таких примеров должно быть больше, они должны быть на слуху — и общественность, и политики других стран должны знать об этом, должны понимать, что подвергают риску национальные интересы своих государств, если будут продолжать линию на конфронтацию с Россией.
— А можете назвать какие-то конкретные договоры с недружественными странами, которые Россия могла бы денонсировать в ближайшее время?
— Они, безусловно, есть. Но пока воздержусь от таких предложений — это, во-первых, прерогатива исполнительной власти, во-вторых, тематика, которую надо дополнительно и профессионально обсуждать. Очень важно просчитать, каков будет обратный эффект от прекращения действия того или иного договора. Могу сказать, что в случае с договором с Великобританией мы не прогнозируем каких-то существенных негативных последствий для России в случае его денонсации. И в каждом случае такие расчеты, естественно, будут производиться.
Беседовал Никита Вятчанин