ОГРОМНАЯ БЕДА ОГРОМНОЙ СТРАНЫ
Почему Индия стала рекордсменом по заболеваемости коронавирусом
Сотни тысяч заболевших и тысячи умерших каждый день. Горящие прямо на улицах погребальные костры. Толпы людей, тщетно молящих богов в храмах о милости – и заражающих друг друга. Вторая волна COVID-19 накрыла Индию, и страна, которая до того лучше многих западных государств справлялась с эпидемией, пала под ее натиском. Мор обрушился на Индостан, смерть идет за ним по пятам.
В последние недели после чтения прессы – индийской и западной, а также общения с индийскими коллегами и друзьями у меня складывается впечатление, что в мире есть две Индии. Одна – страна воплощенного кошмара, где невозможно дышать от дыма чумных костров. Это Индия, существующая в воображении европейцев и американцев благодаря статьям живописующих ужасы журналистов. Другая Индия – обычная страна, где люди ходят в магазины за продуктами, стараясь сохранять социальную дистанцию, отмечают праздники и обдумывают, за кого отдать голоса на ближайших выборах. Реальная Индия – нечто среднее между двумя, описанными выше. Но, даже с учетом того, что западная пресса несколько драматизирует ситуацию, безусловно, Индии сегодня приходится очень тяжело.
Год назад власти сделали все, чтобы сдержать коронавирус на дальних подступах, бдительно проверяя температуру у всех приезжающих. Тогда еще мало кто знал: болезнь может распространяться бессимптомно. Когда же это стало известно, в стране был объявлен общенациональный карантин. О нем индийцы до сих пор вспоминают с содроганием: правительство не скупилось на жесткие меры для того, чтобы обеспечить его соблюдение, буквально палками загоняя людей в дома. Карантин убил малый и средний бизнес в индийских мегаполисах, лишив работы десятки миллионов сельских жителей, перебравшихся в города; чтобы не умереть от голода, они двинулись в родные деревни, надеясь хоть как-то прокормиться. И в довершение всего – коронавирус проник в трущобы, куда врачи в принципе заходят редко.
Поистине героические усилия, предпринятые индийскими властями и медиками, чтобы справиться с этой ситуацией, на Западе почти не заметили. А стоило бы, ведь условия, в которых оказались индийцы, были особенно тяжелыми. Существующая в Индии система медицины катастроф предполагает, что ЧП случается в одном, максимум в нескольких районах (наводнения, тропические циклоны, вспышки инфекции) – но не по всей стране.
Индийские правительства, сменявшие друг друга, особо не уделяли внимания развитию здравоохранения. Перед приходом коронавируса Индия тратила на здравоохранение менее полутора процентов ВВП, Россия, для сравнения, – более пяти. В результате в Индии один врач приходится на полторы тысячи человек; этого и в спокойные времена было недостаточно, а с началом пандемии ситуация стала критической. Тем не менее индийским медикам удалось, пусть и с большими потерями, справиться с первой волной эпидемии. Правительство и местные власти сумели организовать возвращение людских масс домой, а сочетание «кнута и пряника» – карантина и выдачи бесплатных пайков – помогло локализовать болезнь в трущобах.
Когда Нью-Дели официально объявил о снятии локдауна, Индия выдохнула. Многие полагали, что лекарство оказалось страшнее болезни, вогнав в нищету сотни миллионов людей, вынужденных оставить работу и заложить ценности и дома, лишь бы хватило на еду. Страна начала потихоньку оживать, когда в ноябре пришли новости о второй волне в Европе. В Индии ее ждали с ужасом, опасаясь нового локдауна, который добьет экономику. Но прошла зима, настала весна, а всплеска заболеваемости все не было. В январе началась постепенная вакцинация тех, кто старше 45. Решив, что с коронавирусом удалось справиться за один раз, власти дали добро на экспорт вакцин, и к 28 апреля Индия успела отгрузить за рубеж 66 миллионов доз. И тут страну накрыла вторая волна.
На этот раз правительство Моди, не желая терять политические очки, не стало объявлять локдаун, а делегировало вопрос на местный уровень – руководству штатов, которое само решает, какие ограничительные меры принять, рискуя при этом своим политическим будущим. Все проблемы, которые во время первой волны удалось смягчить при помощи локдауна, сразу вылезли на поверхность – нехватка медицинского кислорода, недостаток лекарств и вакцин, проблемы с доступом в отдаленные районы. Индия переживает сейчас самые тяжелые, пиковые недели заболеваемости, и благодарна за любую помощь, которая позволит смягчить последствия буйства болезни.
Через несколько недель пик, скорее всего, будет пройден, и число заболевших пойдет на спад; к этому времени как раз станет заметен первый эффект от кампании всеобщей вакцинации, объявленной правительством, а международные поставки помогут спасти сотни тысяч жизней. Но история индийской борьбы с пандемией уже дала миру ценный урок: экономия на системе здравоохранения оборачивается волной смертей, когда оказывается, что медицинская помощь одномоментно требуется повсюду.