ОПРОС: А ВАМ ЧТО ПОКАЗАЛОСЬ САМЫМ ВАЖНЫМ В СЕГОДНЯШНЕМ ПОСЛАНИИ ПУТИНА?
Михаил Делягин, Андраник Мигранян, Евгений Минченко, Борис Межуев
«Это новый уровень демократии, вместо «эффективных менеджеров» у нас будут участники СВО»
Главным политическим событием дня в России стало послание президента РФ Федеральному Собранию. В течение двух часов в московском Гостином дворе Владимир Путин очерчивал тактику и стратегию государства на обозримое будущее. На какие из тезисов российского лидера обратили внимание эксперты нашей газеты? «БИЗНЕС Online» отвечают Михаил Делягин, Андраник Мигранян, Евгений Минченко, Борис Межуев.
Михаил Делягин — российский экономист, публицист и политик
— Самое яркое впечатление от послания — это целый пакет новых национальных проектов. Это принципиально новый уровень демократии, потому что, с одной стороны, вместо «эффективных менеджеров» у нас, видимо, будут участники СВО. С другой — программа стратегического развития будет формироваться, как заявлялось вначале, на основе прямого учета мнений и пожеланий людей.
Андраник Мигранян — политолог
— Если я правильно понял, вообще не было внешнеполитического раздела, Владимир Путин ничего не сказал о внешней политике. Действительно, он решил полностью посвятить это послание проблемам внутренней, социальной политики, экономике. Послание длилось два часа с лишним, такого еще не было. Довольно детализирована была вся экономическая часть, очень подробно отмечены источники финансирования, приоритетные направления развития, тут и промышленность, и наука, и образование, и медицина — это болезненные вопросы, которые есть и представляют важность для жизнеобеспечения страны.
Мне показалось, что это был откровенный разговор. С одной стороны, что мы собираемся делать и какие у нас есть ресурсы, насколько это даст возможность России превратиться в модернизированную державу, ориентированную на будущее. Не помню, чтобы такими детализированными были даже доклады генеральных секретарей на съездах КПСС, там было гораздо меньше цифр и конкретики. Здесь же имелась попытка все предельно конкретизировать, сориентировать тех, кто призван выполнять эти цели, чтобы они имели ориентиры и временные, и финансовые. Послание — это его, Путина, платформа перед выборами в марте и программа, которая ориентирована на 6 лет, по многим вопросам рубеж определялся 2030 годом. Это срок президентства, мы и не сомневаемся, что он победит на выборах, поэтому Владимир Путин и определял перспективы развития страны именно на такой период времени. (Фото: By Council.gov.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org)
Евгений Минченко — политтехнолог, президент «Минченко консалтинг»
— Я обратил внимание на несколько моментов. Первое — масштабная программа социальных выплат и продление уже существующих вещей. Второе, носящее стратегический характер, — новые национальные проекты, большие планы. Из того, что я услышал, самые длинные планы — до 2044 года. То есть сильно за границы президентского срока. Большая программа по развитию инфраструктуры и связанности страны. Акцент на промышленную политику и развитие «цифры» и искусственного интеллекта. И, что немаловажно, программа развития комфортной городской среды, которая будет расширена на меньшие размером муниципалитеты, и в целом большое внимание муниципалитетам и регионам. То есть это большая системная работа, требующая больших денег.
Поэтому, видимо, президент и анонсировал, что будут и какие-то изменения в налоговой политике, но, видимо, уже после инаугурации.
Борис Межуев — политолог
— Было заметно, что это предвыборное выступление, 6 лет явно выделялись до окончания следующего президентского срока. Речь шла о разных направлениях развития. Очевидно, что тема суверенитета в разных областях имеет важное значение, было приятно увидеть, что суверенитет не сводится только к военной теме, это и технологическое обновление страны.
Я обратил также внимание на сферу образования. Вхождение в проблемы экзаменов, пересдача одного из профильных предметов ЕГЭ. Это хороший факт. Такой предвыборный подарок родителям. Послание было умеренно либеральное и умеренно консервативное. Враги пусть боятся, а жители страны — сплотятся вместе для будущего развития.
Конечно, я думал, что будет гораздо больше о внешней политике. Видимо, что-то у них поменялось. Может, это из-за того, что в зале не было министра иностранных дел: не основной фактор, но тоже важный. Есть вопросы, связанные с Китаем, например, все это осталось за скобками. Практически не было политических вопросов: перемен или реформ, партийного строительства.