«ОЧЕВИДНО, ЧТО МИР ДВИЖЕТСЯ К ВОЗОБНОВЛЕНИЮ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ»
Что означает сегодняшнее решение Госдумы и близка ли Россия к возобновлению ядерных испытаний
В практическом плане это (отзыв ратификации — прим. ред.) обозначает, что этот договор (о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, ДВЗЯИ — прим. ред.) никогда не вступит в практическую силу. Он до сих пор не вступил после подписания в 1996 году, потому что ряд государств, включая США прежде всего, его не ратифицировал. Теперь, когда, кроме США, Китая, Израиля, Ирана, Египта, еще и Россия отзывает ратификацию, надежды на то, что когда-то можно будет проводить инспекции, не остается.
В военном отношении это нам ничего не дает. Потому что, чтобы быть готовыми восстановить испытания, в случае если это США сделают, надо иметь готовые полигоны. А готовить полигоны нам ничего не мешает. Важный козырь политический, который состоял в том, что Россия, ядерная сверхдержава, его ратифицировала в 2000 году, был одним из первых внешнеполитических шагов Владимира Путина, когда тот пришел к власти. Мы теперь этот козырь взяли и выбросили. А козырь это потому, что мы имели право и обязательства вести мир к ядерному разоружению. Пусть это будет через 100 лет, но вести дело к этому. И то, что мы в свое время ратифицировали (а мы одна из двух сверхдержав), а США не сделали этого из-за глупого упорства нескольких сенаторов, нам давало большие возможности, в том числе и дипломатические.
Сам отзыв ратификации еще не обозначает, что испытания возобновятся. Мы остаемся членами договора. Кстати, из 193 стран – членов ООН 178 ратифицировали договор, а вместе с теми, кто подписал и не ратифицировал, 187, то есть почти все государства мира являются членами этого договора. А для того чтобы восстановить испытания, договор надо денонсировать. И с уведомлением за 6 месяцев, в документе это сказано. Мы уведомляем, проходит 6 месяцев, и после этого уже можно испытывать. Это с формальной точки зрения.
А с точки зрения военной очевидно, что мир движется к возобновлению ядерных испытаний. А там и договор о нераспространении ядерного оружия рухнет.