«ПОКА США ЕГО ПОДДЕРЖИВАЮТ, ИЗРАИЛЮ АБСОЛЮТНО ПЛЕВАТЬ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»
Экс-глава российского Интерпола оценил варианты ответа Ирана Израилю на гибель генералов
Мировое общественное мнение заметалось в сомнениях: ювелирно точный первоапрельский авиаудар Израиля по иранскому диппредставительству в Сирии и одновременно якобы случайное убийство в ходе ракетного обстрела безоружных (разумеется!) международных волонтеров, доставлявших гуманитарную помощь в Газу голодающим мирным жителям, – что это? Трагическое совпадение?
– Владимир Семенович, что произошло 1 апреля в Дамаске?
– Формально – агрессия против суверенного государства. Израиль нанес ракетный удар по территории Сирии. А по сути – откровенный теракт: убийство людей в иранском посольстве, расположенном в Дамаске и пользующемся, согласно международным законам, правом экстерриториальности. Кто бы там ни находился, в каких бы отношениях ни состояли государства, это моветон, причем открывающий ящик Пандоры. Глядишь, так и пойдет мода на стрельбу по «нехорошим» посольствам в других странах. Учитывая «титанические» размеры Израиля, там могут доиграться.
Кстати, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи пообещал израильтянам, что «с помощью Божией мы заставим их сожалеть об этом преступлении и подобных преступлениях».
Судя по сообщениям, убиты семь высокопоставленных руководителей сил «Кудс», курировавших тайную разведку и военные операции Ирана в Сирии и Ливане. Вот что известно о некоторых погибших командирах со слов иранских официальных лиц. Генерал Мохаммад Реза Захеди — ветеран Корпуса стражей исламской революции и его внешнего подразделения — Сил «Кудса». Он был высшим командиром корпуса в регионе и отвечал за сеть иранских прокси-ополченцев, особенно в Ливане и Сирии. Координировал поддерживаемые Ираном вооруженные группировки и выбирал цели в их атаках на интересы США и Израиля в регионе. Его смерть, по мнению аналитиков, стала серьезным ударом по военным операциям Ирана на Ближнем Востоке.
Согласно официальной биографии генерала, будучи командующим Силами «Кудс» в Ливане и Сирии с 2008 по 2014 год, он контролировал иранские силы, развернутые, чтобы помочь сирийскому президенту Башару Асаду выстоять в разгар гражданской войны в этой стране.
Другие высшие офицеры Сил «Кудс» — генерал Хосейн Аминоллахи и генерал Мохаммад Хади Хадж Рахими, заместитель генерала Захеди. По сообщениям иранских СМИ, оба генерала также были ветеранами войн на Ближнем Востоке. Также были убиты еще четыре офицера Сил «Кудса».
– Гибель этих военачальников сильно повлияла на Иран?
– Эмоционально – безусловно. Насколько сильно их потеря подорвала боеспособность Ирана – вызывает споры аналитиков. В прошлом Ирану в основном удавалось справиться с убийством своих старших командиров Израилем и Соединенными Штатами без особого влияния на его операции.
Но теперь, по мнению западных экспертов, потеря генерала Захеди и его заместителя, во многом сводит на нет многолетний военный опыт и личные связи, которые часто являются ключом к успешным операциям на Ближнем Востоке, говорят аналитики.
Считается, что Ирану был нанесен краткосрочный тактический удар, и ему сложно быстро перегруппироваться. По мнению аналитиков, в зависимости от того, как быстро Тегеран сможет найти сопоставимую замену генералу Захеди, его силы и доверенные лица могут оказаться уязвимыми.
Дана Строул, бывший высокопоставленный чиновник Пентагона по ближневосточной политике, а сейчас работающая в Вашингтонском институте ближневосточной политики, прокомментировала: «Это израильская версия американского удара по Касиму Сулеймани. Удар не только нанес ущерб непосредственно руководству КСИР, но и, уничтожив лиц, ответственных за тайные операции за рубежом, нанесет значительный удар по прокси-сети Ирана».
Но другой специалист, Сина Азоди, эксперт по иранским вооруженным силам и преподаватель Университета Джорджа Вашингтона, менее оптимистична: «С тактической и краткосрочной точки зрения их отсутствие будет ощущаться. Но со стратегической точки зрения это не повлияет на операции Ирана в регионе и не уменьшит его влияние».
– Как ответит Иран?
– Западные аналитики предполагают, что Иран будет реагировать таким образом, чтобы удержать Израиль от будущих убийств. У него есть несколько вариантов ответного удара, но ставки в каждом случае высоки. Да, Иран может запустить баллистические ракеты большой дальности по Израилю прямо со своей территории, как он это сделал по американской военной базе в Ираке в отместку за смерть генерала Сулеймани в 2020 году. Однако такой подход рискует спровоцировать тотальную войну с Израилем, потенциально втягивая в открытый конфликт Соединенные Штаты – сценарий, которого Иран в основном избегал после атак ХАМАС 7 октября.
Тегеран также может ответить через своих союзников, в частности «Хезболлу», что тоже может привести к эскалации атак вдоль границы Израиля с Ливаном.
Может Иран заказать и атаки своих доверенных лиц в Сирии и Ираке на американские военные базы, чтобы оказать давление на администрацию Байдена, чтобы она обуздала Израиль.
– То есть, внутри иранского руководства по этому вопросу идут дискуссии? Общего согласия пока нет?
– А что вас удивляет? Вопрос ведь не пустяшный – быть или не быть большой войне на Ближнем Востоке. По данным The New York Times, в иранских кругах, принимающих решения, в том числе в Высшем совете национальной безопасности и внутри гвардии, существуют разногласия по поводу того, как Иран должен реагировать.
Совет заявил, что созвал экстренное заседание 1 апреля вечером, на котором присутствовал президент Ирана для обсуждения нападения, и принял «соответствующее решение», не вдаваясь в подробности.
На встрече некоторые сторонники жесткой линии утверждали, что Ирану следует наносить ракетные удары по целям на территории Израиля. Они утверждали, что все, кроме прямого ответа, будет проявлением слабости. Но другие, более умеренные члены, выступили против, заявив, что Израиль подталкивает Иран к войне и Иран должен продолжать свою политику «стратегического терпения» и возмездия через своих «прокси».
В конечном итоге последнее слово о том, как реагировать, остается за Хаменеи, и его позиция станет более ясной в ближайшие дни и недели.
– Какие еще предполагаются варианты иранской «ответки»?
– Варианты, наверное, есть. Так, Ронен Бергман, израильский журналист New York Times, в своей книге 2018 года «Восстань и убей первым» не только описал возможности израильских спецслужб, но и последствия их действий: «Со времен Второй мировой войны Израиль убил больше людей, чем любая другая страна западного мира. По состоянию на 2018 год Израиль провел не менее 2300 таких операций. Послание заключалось в следующем: «Если вы враг Израиля, мы найдем и убьем вас, где бы вы ни находились».
Бергман считает, что этот государственный терроризм был призван запугать противников Израиля – и часто так оно и было. Но именно он стал частью высокомерия, которое привело к террористической атаке ХАМАС 7 октября. Израиль переоценил свое собственное военное мастерство и недооценил мощь ХАМАС.
Многие западные аналитики предупреждают, что удар по Дамаску может, наконец, подтолкнуть Иран и «Хезболлу» к более широкой региональной войне, которой они до сих пор избегали. Очевидно, Нетаньяху был готов пойти на такой риск. Возможно, он не сможет убить военного лидера ХАМАС Йехию Синвара в его укрытии в туннеле где-то под сектором Газа. Но он смог атаковать Захеди в центре Дамаска.
И автор задается вопросом: действительно ли такая тактика обеспечивает большую безопасность в долгосрочной перспективе?
Именно эту проблему Бергман исследовал в своей книге. Свою историю он рассказал отчасти глазами главы Моссада Меира Дагана, который, по его словам, спланировал убийство шести из 15 иранских ученых-ядерщиков, включенных в его список целей. По словам Бергмана, Даган считал, что убийство «гораздо более морально», чем ведение полномасштабной войны.
Но перед своей смертью в 2016 году Даган усомнился в том, что жесткая израильская военная мощь сама по себе может обеспечить ту безопасность, которую желает Израиль. Как объяснил Бергман, Даган пришел к выводу, что Израиль добился «длинной череды впечатляющих тактических успехов, но также и катастрофических стратегических (!) неудач».
Даган (вместе со многими самыми жесткими руководителями армии и разведки Израиля) решил, что безопасность страны требует политического урегулирования с палестинцами путем создания палестинского государства.
Нетаньяху категорически не согласен с этим и тогда, и сейчас.
– В Израиле понимают степень риска?
– Сложно сказать. Боюсь, что не очень. Там, конечно, разразились серией ярких эмоциональных заявлений, что, мол, Израиль готов к ответным действиям Ирана. Даже предположили варианты этих действий – мы о них уже говорили. Но полагаю, к сожалению, опасность ситуации понимают не все в руководстве этой страны.
Как пишет The Economist, «Израиль фактически воюет на два фронта: против ХАМАС в Газе и против более широкого спектра поддерживаемых Ираном ополченцев по всему региону. Самой мощной из них является «Хезболла», которая почти ежедневно наносит ракетные удары по городам и военным базам на севере Израиля. Но группировка воздерживается от полномасштабной войны: большинство ливанцев не хотят, чтобы их страна была втянута в нее, а Иран опасается рисковать своим самым полезным доверенным лицом.
Израиль, в свою очередь, избегает нанесения слишком глубоких ударов по Ливану, чтобы не вызвать более жесткую реакцию со стороны «Хезболлы». В основном они ограничили свои бомбардировки южным Ливаном, хотя в последние недели они нанесли удары и дальше, в долину Бекаа, плодородные просторы на востоке страны, где «Хезболла» также имеет большое присутствие. Однако у него нет подобных оговорок относительно нанесения удара по Сирии.
В Сирии для Израиля есть длинный список целей: иранские офицеры, ополченцы союзников и партии оружия, направляемые «Хезболле». Израиль с 7 октября нанес десятки ударов по Сирии, уничтожив большую часть высшего руководства КСИР в стране. В день Рождества он убил иранского генерала в Дамаске. В середине января они убили пять офицеров, в том числе главу разведки КСИР в Сирии. Другие удары были направлены против «Хезболлы», в том числе нападение на аэропорт Алеппо 29 марта, в результате которого погибли семь членов группировки и десятки сирийских солдат. Израиль ведет рискованную игру в Сирии. Он считает, что у него есть редкая возможность нанести ущерб доверенным лицам Ирана в регионе и что Иран слишком нервничает по поводу более широкой войны, чтобы принять масштабные ответные меры. На данный момент эта ставка пока оказалась верной. Но прошлые достижения не являются гарантией будущих результатов: если Израиль зайдет слишком далеко, регион может оказаться в гораздо более запутанном конфликте.
– Почти одновременно с авиаударом по иранскому посольству в Дамаске, Израилем была уничтожена колонна с гуманитарной помощью, направляющаяся в сектор Газа. Трагическая случайность?
– Именно так эту ситуацию представляет Израиль – мол, ошибочка вышла. Надо понять и простить.
Напомню, израильтяне нанесли ракетный удар по колонне из двух бронетранспортеров и одного автомобиля с логотипом World Central Kitchen (WCK) – Всемирная Центральная Кухня. Это некоммерческая организация, помогающая голодающим во всем мире, независимо от причин возникновения голода. Накануне своей гибели они успели выгрузить голодающим мирным жителям 100 тонн продовольствия. Для двух миллионов людей не очень много, но – все-таки. И о маршруте колонны была официальная договоренность с израильскими властями, что ими не отрицается. Даже на расстрелянных машинах (есть фото) четко видны обозначения этой организации. Но израильтяне, снайперски уничтожившие иранское посольство, так же мастерски убили семерых сотрудников гуманитарных организаций — палестинца (что для израильтян — естественно), австралийца, поляка, троих британцев, гражданина США и гражданина Канады. Стрелявшие почему-то не заметили символики этой «кухни».
– Как на это отреагировало мировое сообщество и политический западный истеблишмент?
– О, со скорбным возмущением! Есть масса высказываний высокопоставленных лиц, в первую очередь США, о недопустимости произошедшего (Байден ужасно скорбит), руководства Израиля (такого не должно было произойти, проведем расследование). Ну и весь прочий мир негодует. Есть длинный список подобных цитат, которые произнесли известные люди.
Так, израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху 2 апреля опубликовал записанное на видео заявление, в котором он, похоже (!), признал, что ответственность несут израильские военные. Израиль начал расследование обстоятельств ударов: «К сожалению, в последний день произошел трагический случай, когда наши силы непреднамеренно ударили по невинным людям в секторе Газа. Такое случается во время войны, мы это полностью изучаем, мы находимся в контакте с правительствами и сделаем все, чтобы это не повторилось».
Дэвид Кэмерон, министр иностранных дел Великобритании, назвал смерть волонтеров «совершенно неприемлемой» в своем сообщении в социальной сети, добавив: «Израиль должен срочно объяснить, как это произошло, и внести серьезные изменения, чтобы обеспечить безопасность сотрудников гуманитарных организаций».
– А толку?
– Никакого — Васька слушает, да ест. Это стратегия Израиля – уморить Газу. Даже в ООН признают, что израильтяне используют голод как оружие. Почти все благотворительные организации вывезли своих сотрудников из региона после этого удара – кормить население Газы уже некому, благодаря «совершенно случайной» ошибке военных. Но цель – достигнута, палестинцы в этом регионе вымрут, освободив нужные для новых кибуцев земли. А Израиль – таки да, плачет, кается… Вот она, божья роса.
– Но ведь главный спонсор Израиля – США – призывали его поберечь мирное население?
– Любимая фраза драматических актрис 19-го века: «Ах, оставьте!» Пока США поддерживают Израиль, невзирая на любую собственную риторику, Израилю абсолютно плевать на общественное мнение. Есть единственный способ привести Израиль в чувство – прекратить военную помощь. И – финансовую. Но этого не происходит. А слова – это только слова: собака лает – караван идет. Так, администрация Байдена оказывает давление на Конгресс, чтобы тот одобрил план продажи Израилю истребителей F-15 на сумму 18 миллиардов долларов, поскольку президент Байден сопротивляется призывам ограничить продажу американского оружия Израилю в связи с его военным наступлением в секторе Газа.
Государственный департамент недавно направил неофициальное уведомление двум комитетам Конгресса о начале процесса законодательной проверки этого приказа, что является первым шагом на пути к выдаче департаментом официального разрешения на передачу до 50 самолетов.
О заказе F-15 ранее сообщили Politico и CNN, и его подтвердили два американских чиновника. Сделка, которая станет одной из крупнейших продаж американского оружия Израилю за последние годы, также будет включать в себя боеприпасы, обучение и другую поддержку.
По словам американских чиновников, хотя Соединенные Штаты ускорили поставки оружия для нынешней кампании Израиля против ХАМАС, F-15 не будут поставлены в течение как минимум пяти лет.
Имея максимальную скорость почти 2000 миль в час, F-15 способен вести как воздушный бой, так и бомбить наземные цели. Хотя Израиль использовал уже имеющиеся у него F-15 для ударов по сектору Газа, его запрос на эти самолеты, судя по всему, отражает долгосрочную озабоченность региональными угрозами, в том числе со стороны базирующейся в Ливане «Хезболлы», поддерживаемых Ираном ополченцев в Сирии и самого Ирана. Силы обороны Израиля, вероятно, будут использовать F-15 в любой потенциальной атаке на ядерную программу Ирана.
Израиль собирается разместить новый заказ и на самолеты F-35, сообщил американский чиновник.
– Но есть и осуществленные поставки, не одобренные Конгрессом?
– Безусловно! Ведь Израиль – не какая-нибудь там Украина! Администрация Байдена срочно отправила две новые экстренные поставки оружия в Израиль на общую сумму более 250 миллионов долларов после террористических атак ХАМАС 7 октября, минуя одобрение Конгресса на том основании, что это оружие, в основном артиллерийские и танковые боеприпасы, было необходимо немедленно.
И если заказы Израиля не достигают определенного порога в долларах, то администрации не нужно уведомлять Конгресс или получать его одобрение. По словам американских чиновников, некоторые заказы, размещенные с 7 октября, а возможно, десятки или более, не были публично раскрыты.
Критики израильской кампании в секторе Газа, в ходе которой, по словам представителей министерства здравоохранения, было убито более 32 000 палестинцев, говорят, что администрация Байдена должна использовать любые доступные рычаги, чтобы заставить Израиль изменить свой подход.
Выступая на пресс-конференции в Париже 2 апреля, госсекретарь Энтони Дж. Блинкен не стал конкретно говорить о потенциальной продаже F-15. Но он защищал продолжающуюся передачу оружия Израилю администрацией Байдена в целом и подчеркнул, что самые последние поставки не были напрямую связаны с текущим конфликтом в секторе Газа.
Такие передачи, по его словам, являются частью соглашений, которые «достигнуты десятилетие или более» и включают в себя системы вооружений, на производство которых могут потребоваться годы. Эти случаи, по его словам, «рассмотрены Конгрессом много лет назад, задолго до начала конфликта в Газе».
Блинкен отметил, что Соединенные Штаты полны решимости защитить более широкие интересы безопасности Израиля, помимо конфликта в Газе.
– Но ведь речь шла и о более мощном оружии, причем задолго до атаки 7 октября?
– Что и настораживает. После 7 октября Израиль запросил (что естественно) ускоренную передачу заказов, которые действительно были одобрены много лет назад, включая бомбы весом от 250 до 2000 фунтов, которые Израиль регулярно сбрасывает в Газу, но которые американские военные и многие союзники предпочитают не использовать в городских войнах (видимо, из гуманитарных соображений – добрые такие).
Однако Израилю нужны и другие самолеты — F-35. Израиль уже владеет десятками F-35, которые являются одними из самых современных вооружений в военном арсенале Америки.
У него есть и парк F-15, который он использовал для ударов по сектору Газа, но также использует эти самолеты и для выполнения «миссий» на большие расстояния в Ливане и Сирии. В информационном документе Еврейского института национальной безопасности Америки от 1 апреля говорится, что Израилю нужны истребители F-15 и F-35 для «уничтожения личного состава и арсеналов оружия «Хезболлы» в Ливане».
«Истребители также обеспечивают поддержку сухопутным силам ЦАХАЛа в Газе и позволяют Израилю проводить операции против враждебных субъектов в Сирии и других частях региона», — пишет Йони Тобин, аналитик аналитического центра, имеющего связи с правительством Израиля и военными. Тобин добавил, что эти самолеты были необходимы Израилю для поддержания решающего военного превосходства над своими региональными соперниками.
Можно не сомневаться, что США дадут Израилю то оружие и в том количестве, которое ему требуется. И не важно, сколько посольств он разбомбит и волонтеров убьет. А насчет умерших от голода жителей Газы – так кто ж их в Америке считает?