ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ КОНФЛИКТА
Что будет происходить на Балканах
Обострения между Сербией и Косово происходят регулярно, косовский вопрос так и не решён с 1999 года, когда край де-факто получил независимость после кампании НАТО против Югославии. На сей раз есть риск перерастания более или менее рутинных трений в опасный конфликт, поскольку кардинально изменился контекст.
Проблема Косова решалась в конце ХХ века в строгом соответствии с доминировавшим тогда и казавшимся практически безальтернативным подходом. Европу обустраивали согласно представлениям ЕС о справедливости, а там, где полюбовно не получалось, на строптивых оказывалось давление вплоть до применения военной силы (прежде всего американской, как всегда). Собственно, строптивые были именно на Балканах — в первой половине 90-х случилась боснийская война, во второй — косовская.
Не оценивая качество и моральную сторону политики 25 лет, констатируем самое важное. Регион развивался в условиях, когда единственным образом будущего для государств там являлось членство в Евросоюзе — относительно близкое или весьма отдалённое, но неизбежное. Иных вариантов, планов B, C или D не предполагалось. Соответственно, именно ЕС регулировал происходящие там процессы и, в общем, это воспринималось как должное. Тем более что державы, традиционно активные и важные на Балканах — Россия и Турция, своё присутствие обозначали (иногда довольно явственно), но не претендовали на решающий голос в вопросах обустройства. Эта рамка определяла и пространство манёвра стран региона, в том числе и на словах фрондирующих, как Сербия.
Сейчас изменилось два основных обстоятельства. Первое: Европейский союз пребывает в настолько уязвимом состоянии, что не готов брать на себя полноценную ответственность за чрезвычайно сложную и запутанную политическую ситуацию на ближайшей периферии. И не может обещать спасительного членства, точнее — даже если оно наступит, оно ничего не гарантирует.
Европейский менеджмент балканских проблем — и боснийской, и косовской — за четверть века не привёл к желаемому результату. Тем менее вероятно, что получится сейчас. Потому что второе обстоятельство — Россия и Европа/США/НАТО пребывают в состоянии острой конфронтации. И рассчитывать на содействие Москвы в урегулировании ситуации (будь то Косово или Босния) нет никаких оснований. Любимая Западом практика «выборочного взаимодействия» (работаем совместно с Россией, где это нам нужно, по остальным вопросам противостоим) больше не применима. Сотрудничества не будет, Россия и Запад везде будут по разные стороны баррикад, в чём бы они ни заключались. То есть системная холодная война. И она может сильно повлиять на сценарий того, что будет происходить на Балканах.
Вопрос, насколько у участников региональных отношений сохранился реальный азарт по части разборок/реванша/экспансии. Есть подозрения, что его как раз, на самом деле, мало, вымотались и выхолостились. Но если он имеется, то внешние силы на сей раз вступят в неизбежный клинч, поддерживая противоположные стороны.