ПОЧЕМУ РОССИЯ И КИТАЙ НЕ СОЗДАЮТ ПОЛНОЦЕННЫЙ ВОЕННЫЙ СОЮЗ
Формальный союз Москвы и Пекина будет означать формальный же отказ от любых перспектив хотя бы частичного восстановления отношений с Западом в обозримой перспективе
На протяжении последних десяти лет, по мере того как сначала у Москвы, а затем и у Пекина начали стремительно портиться отношения с Западом, тема создания полноценного союза России и Китая вызывает во всем мире все больший интерес. И в течение всего этого времени и Россия, и КНР подчеркивают, что, с одной стороны, планов создания такого союза нет, но с другой – в перспективе ничего нельзя исключать. Причем, и это важно подчеркнуть, Москва и Пекин, по крайней мере в относительно недавнем времени, не пытались уходить от темы союза, а достаточно четко выражали свои позиции по этому вопросу.
В совместной декларации по итогам визита Си Цзиньпина в Россию в июне 2019-го говорилось: «Выработаны следующие базовые принципы, которыми Стороны руководствуются в своих двусторонних отношениях: …отказ от установления союзнических отношений, конфронтации и ненаправленность против третьих сторон».
Таким образом, отказ от союза был назван «базовым принципом» двусторонних отношений в ситуации, когда Россия и Китай уже находились в состоянии экономической войны и военно-политической конфронтации с Соединенными Штатами.
В то же время Владимир Путин на заседании клуба «Валдай» в октябре 2020 года, отвечая на вопрос о том, можно ли вообразить военный союз России и Китая, сказал: «Мы всегда исходили из того, что наши отношения достигли такой степени взаимодействия и доверия, что мы в общем в этом не нуждаемся, но теоретически вполне можно себе такое представить». В свою очередь, МИД КНР утверждал, что российско-китайские отношения «выше чем союзнические». А уже на фоне украинского кризиса китайское внешнеполитическое ведомство уверяло: сотрудничество с Москвой «не имеет границ».
Фактически в российско-китайском договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 2001 года (продлен в 2021-м) уже содержалась норма, позволявшая быстро трансформировать отношения в де-факто военный союз. В 9-й статье документа сказано: «В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы».
Таким образом, если стороны сочтут целесообразным, они хоть завтра могут провести соответствующие консультации, обозначив в качестве угрозы, например, поддержку Америкой сепаратистов на Тайване или угрожающую России концентрацию войск НАТО в Европе, и договориться о совместных действиях.
Для этого проделана большая подготовительная работа. Россия и Китай уже на протяжении длительного времени ежегодно проводят несколько крупных военных учений, причем их количество и сложность неуклонно растут. Продолжается, в том числе и на фоне украинского кризиса, активное военно-техническое сотрудничество. Стороны взаимодействуют в сфере подготовки военных кадров.
Об уровне оперативной совместимости и технической стандартизации, достигнутом в НАТО, между Россией и Китаем речи не идет. Стороны используют разные калибры во многих типах оружия, разные системы связи и управления. Существенно различаются и их подходы к тактике ведения боевых действий. Однако с момента проведения первых учений уровень взаимодействия достигнут значительный. Любой современный американский союз – иерархическая структура, где каждый партнер Вашингтона смиряется со своим униженным положением и существенными ограничениями суверенитета. Это облегчает принятие решений о стандартизации в основном на базе американских установок. В отношениях России и Китая такое немыслимо. Но если сравнить уровень их взаимодействия в военной сфере со «старыми» союзами великих держав, в которых у участников сохранялась независимость, то получится, что он очень высок.
Формальному объявлению союза мешают особенности устоявшейся внешнеполитической риторики двух стран и особенности их внутренней политики. И Россия, и Китай провели десятилетия после холодной войны, критикуя военно-политические союзы в принципе, как пережиток темного прошлого и дестабилизирующий фактор на международной арене. Россия занималась этим в контексте борьбы с расширением НАТО, Китай – пытаясь бороться с возрождением и усилением американской системы союзов на Тихом океане. Поэтому формирование российско-китайского союза невозможно без отказа от ряда принципиальных внешнеполитических установок двух стран и полной смены их внешнеполитической риторики.
Есть и еще одна проблема. И в России, и в КНР значительная часть общества и элиты была до недавнего времени крепко встроена в созданную США глобальную экономическую систему с ее космополитической атмосферой и правилами игры. В России эта «глобальная элита» слабела на фоне ухудшения отношений с Западом после 2012 года и была сильнейшим образом разгромлена и маргинализирована после 24 февраля 2022 года. Тем не менее она продолжает играть определенную роль в экономике, госуправлении и культуре. В Китае ее влияние также постепенно ослабевало, но все еще остается крайне значительным.
После начала СВО отдельные китайские интеллектуалы публиковали призывы свернуть сотрудничество с Россией и заняться возрождением отношений с Западом. Однако китайский официоз относился к таким взглядам неодобрительно.
Формальный союз Москвы и Пекина будет означать формальный же отказ от любых перспектив хотя бы частичного восстановления отношений с Западом в обозримой перспективе. Такой шаг будет болезненно воспринят частью общества в России и вызовет еще более серьезный раскол в китайском обществе.
Однако по мере дальнейшего обострения американо-китайских отношений и возможного военно-политического кризиса на Тайване события могут вдруг начать развиваться весьма стремительно. В ближайшие два-три года вполне может возникнуть ситуация, при которой старая внешнеполитическая риторика отомрет сама собой, а маргинализация «глобальной элиты» Китая станет еще более быстрой и явной, чем в России.
В этом случае союз может стать реальностью. Тем более что противник уже де-факто начал воспринимать Москву и Пекин как союзников, заявив по итогам саммита НАТО в Мадриде, что укрепление российско-китайского партнерства противоречит ценностям альянса, для которого Россия является угрозой, а китайская политика – вызовом.