Марк Энтин: Кто наши партнеры?
Марк Энтин, главный редактор журнала «Вся Европа.ru»
Поскольку экономические и финансовые рычаги все больше и больше определяют международные дела – должна быть единая политика.
Фото: http://www.levichev.info
Экономическая составляющая внешней политики
Эффективность участия страны в международных делах все в большей и большей степени определяется именно экономикой. Что сделали наши партнеры из Европы. Они полностью перестроили структуру своих министерств иностранных дел и в территориальном плане, и в функциональном плане с тем, чтобы принять во внимание то, что параметры и силы меняются и нужно продвигать экономический интерес. Это было обусловлено тем, что нужно интегрировать национальные министерства иностранных дел в создаваемую общую службу Европейского Союза.
В том, что касается Министерства иностранных дел в нынешних условиях, оно действует максимально эффективно по решению проблемы создания политических рамок для решения экономических проблем. Но для того чтобы решать экономические проблемы, нужно принципиально иное взаимодействие между Министерством иностранных дел, Министерством экономики и Министерством финансов. А поскольку экономические и финансовые рычаги все больше и больше определяют международные дела – должна быть единая политика. Все-таки в решении принципиального вопроса в отношении торгпредств и каким образом распределяются полномочия в этом отношении должен быть единый кулак. Необходимы механизмы быстрого решения вопросов экономического сотрудничества и реализации тех проектов, которые в перспективе могут принести миллионы или миллиарды Российской Федерации. В какой-то степени их нужно создавать или переналаживать.
О проблеме мягкой силы и клише
То, что Константин Иосифович [Косачев] рассказал относительно китайской мудрости, что если у нас, с со стороны мягкой силы «ноль», и мы умножаем «ноль» на нашу жесткую силу, все равно получается не совсем то, что мы ожидаем. Нужно идти несколько дальше. В нынешних условиях был использован термин – идет шельмование Российской Федерации. Нет, идет нормальная информационная, идеологическая война или конкуренция, или борьба, или что-то еще. Инструментарий наших партнеров очень хорошо отлажен, великолепно, эффективно используется. Российская Федерация, нынешняя бандитская, преступная, олигархическая, авторитарная или прочая, полностью отрывается от наследия и Российской империи, и российской культуры.
Если среднего обывателя спросить о культуре Российской Федерации, очень мало кто будет вспоминать о Рахманинове, Чехове, Толстом и прочих. Потому что разделены та Россия и нынешняя Россия.
Очень большая работа в этом отношении проделана. Инструментарий известен. Для того чтобы сокрыть истину, надо говорить правду. Все время идет правда. Но это маленький кусочек общей картины, и он тоже эксплуатируется очень эффективно против нас. Каждый раз я прочитываю тот бред, который публикуется и тиражируется, представляю себе, каким образом я бы мог ответить на него. Но в том, что напечатано, действительно представлены только факты. Другое дело, что это маленький кусочек от общей картины и противодействовать на индивидуальном уровне или на уровне отдельной страны оказывается чрезвычайно сложно.
«Для того чтобы сокрыть истину, надо говорить правду… Все время идет правда. Но это маленький кусочек общей картины, и он тоже эксплуатируется очень эффективно против нас»
Другой инструментарий – это впечатывание в общественное сознание наших партнеров определенных клише. Ты разговариваешь с политиком, разговариваешь с бизнесменом… Ты с ним проводишь несколько дней вместе, и, казалось, ты его полностью во всем переубедил, он все полностью признал. Но срабатывает впечатанное в подсознание клише восприятия, клише тех действий, которые могут быть осуществлены. А тот подорванный имидж, который есть у России и с которым приходится работать – это колоссальнейший манипуляционный ресурс. Почему? Потому что современная экономика построена на реальном секторе экономики в очень небольшой и серьезно уменьшившейся степени.
Реальная экономика – это десятая часть современной мировой экономики. При этом большая часть ее построена на клише, на доверии, на том, что впечатано. И противодействовать этому чрезвычайно сложно. Но если мы хотим получить долгосрочное финансирование и серьезные инвестиции – обязательно нужно наращивать мягкую силу и создавать клише доверия к тому, что делается Российской Федерацией, к ее бизнесу, к ее представителям и всему остальному.
«Решая вопрос об информационной, идеологической и другой борьбе и создавая образ другой России, мы создаем одновременно и образ партнера, на которого можно рассчитывать, а это уже совершенно другая политика»
Сейчас мы находимся на переломном этапе в очередной раз. У нас все время это происходит. Но сегодня мы наблюдаем переломный этап во внешней политике практически всех стран, потому что все страны перешли к переосмыслению своего места в мире и мира как такового.
Уважаемые европейцы, говорят ведущие политики, нам надо полностью переосмысливать свою внешнюю политику, внешнюю экономику и все остальное. Почему?
Первое, потому что мы демографически скукоживаемся. Нас сейчас осталось 7% населения земли. Через десятилетие будет 5%, и дальше численность нашего населения будет уменьшаться. Не может быть мировым лидером система стран или Европейский Союз, который настолько ослаблен в демографическом плане. Поэтому надо перестраивать отношения, надо смотреть, каково место таких новых гигантов, как Китай, Индия, Бразилия, Нигерия. Нужно смотреть, кто в этой меняющейся системе отношений наш естественный исторический, культурный, религиозный и т.д. союзник. Исторический союзник Европы – Российская Федерация.
В экономическом плане, да, Европа – лидер. Но что произошло в последние 20 лет? Случился колоссальный откат в том, что касается удельного веса европейской экономики в мировых делах. За последние пять лет этот тренд только усилился.
Что будет меняться в ближайшем будущем? Ничего не будет меняться. Этот тренд продолжится, поскольку наделано колоссальное количество экономических ошибок в том, что касается управления своей собственной экономикой в результате осуществления политики жесткой экономики, которая в какой-то степени подорвала социальную ткань общества вместо того, чтобы консолидировать правящий класс и население разных стран. Значит, экономика будет сокращаться, ее роль будет снижаться.
«Мы демографически скукоживаемся. Нас сейчас осталось 7% населения земли. Через десятилетие будет 5%, и дальше численность нашего населения будет уменьшаться. Не может быть мировым лидером система стран или Европейский Союз, который настолько ослаблен в демографическом плане»
Опять-таки нужно перестраивать систему международных отношений, разыскивая новых партнеров и устанавливая с ними принципиально новые отношения, если они к этому готовы и в этом заинтересованы.
Идет стремительное старение населения. Соответственно все больше и больше ресурсов тратится непроизводительно, это тоже в какой-то степени тупиковая ситуация.
Идет утрата главного – утрата культурной идентичности, ощущения европейцев того, что они европейцы. Потому что общество меняется. И быстро меняется. И очень серьезно. Рост популизма, крайне-правых движений, усиление антиевропейских антиинтеграционных тенденций – это реакция на то, что затрагивается уже фундамент европейского общества, из которого это общество состоит.
И задается вопрос, а кто в этих условиях наши партнеры? Решая вопрос об информационной, идеологической и другой борьбе и создавая образ другой России, мы создаем одновременно и образ партнера, на которого можно рассчитывать, а это уже совершенно другая политика. И в перспективе совершенно другая система международных отношений. Но этим надо вовремя воспользоваться.