Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Лекторий

Лекторий СВОП: Вспоминая холодную войну

07.06.2014 – 20:05 Комментарии

30 мая в Культурном центре ЗИЛ Совет по внешней и оборонной политике провел лекцию-беседу на тему, насколько международная обстановка повторяет события холодной войны прошлого века. Своими размышлениями с гостями Лектория СВОП поделился Юрий Рубинский, видный ученый и дипломат, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН.

«В период настоящей холодной войны обе мировые системы стремились выиграть всемирно историческое соревнование, избежав при этом катастрофы, которая могла бы оказаться их концом», – отметил эксперт.

Средством сдерживания было не только ядерное оружие. Были писаные и неписанные правила, которые соблюдали обе стороны. Два центра противостояния делали все, что было в их силах и возможностях, но старались не допускать лобового столкновения. То есть, холодная война – это попытка избежать втягивания в открытый военный конфликт.

Из чего состояла холодная война?

22 февраля 1946 г. Джордж Кеннан, временный поверенный посла США в СССР, отвечая на запрос правительства, написал «длинную телеграмму», в которой изложил прогноз поведения ведущих сил на мировой арене, подробно описав советский режим, его идеологию, отношение к западному обществу. И посоветовал США не иметь дел с Советским Союзом как партнером. При этом Кеннан заметил, что СССР первым не вступит в открытую конфронтации, так как считает, что его режим и так со временем одержит победу. Тем не менее, США должны давать отпор на любую провокацию, так как всякая уступка советской власти может быть расценена ею как слабость противника.

Советский Союз полон решимости выйти победителем из начальной конфронтации, поскольку это полностью диктуется его идеологией, а режим СССР может жить и сохраняться только благодаря тому, что режим представляет, что вокруг него враги…Избежать войну можно только твердостью, но так, чтобы наши противники не теряли престижа, писал Кеннан. Без этого они не смогут сохранить власть.

2 марта 1946 года Черчилль произнес свою знаменитую речь в Фултоне. Железный занавес опустился от Балтики до Средиземного моря, но единство англоговорящего мира (США, Великобритания, Канада), по словам Черчилля, должно было защитить западный мир.

Сталин отреагировал на речь Черчилля 14 марта 1946 года, дав интервью, в котором практически сравнил Черчилля с Гитлером, подчеркнув, что он призывает к созданию союза англоязычных народов, как Гитлер в свое время говорил о единстве немецкого народа.

Кеннан настоял, чтобы СССР обязательно предложили участвовать в плане Маршалла, но так, чтобы Советский Союз наверняка отказался и запретил бы участвовать также и Чехословакии, и Польше – это позволило США сохранить единоличный контроль за финансовыми потоками. СССР ответил речью Жданова в Польше, в которой четко звучала идея созданию двух полюсов.

Как осуществлялась стратегия сдерживания?

От упреждающего удара стороны сдерживало соотношение обычных сил в Европе. Советская армия была на тот момент достаточно оснащена, чтобы заставить Запад применить ядерное оружие против своих сухопутных войск в Европе. Но подставлять союзников под ядерный удар американцы не могли – поэтому применение ядерного оружия против советских войск в Европе было маловероятным.

Уже с 1947 года благодаря советской разведке и некоторым западным ученым-идеалистам секрет ядерного оружия был доступен в СССР, а в 1949 году была создана первая советская бомба.

Две основные пробы силы – блокада Западного Берлина советскими силами, когда Соединенным Штатам пришлось установить воздушный мост для снабжения города силами США. Конфликт закончился разделением Германии. Вторая проба – попытка втянуть Мао Цзэдуна в холодную войну.

Важными рубежами холодной войны стали: (1) испытание межконтинентальной ракеты и спутника – побочных продуктов гонки вооружения; (2) размещение ракет с ядерными боеголовками на Кубе. После Карибского кризиса прямых военных столкновений противоборствующих сил не было.

Что было важнее: геополитика или идеология?

В разные период складывалась разная ситуация: в сталинский период главную роль играла идеология, отражением этого в США был всплеск маккартизма. После Карибского кризиса установилось равновесие сил, что позволило постепенно перейти к разрядке.

В ходе разрядки стороны преследовали две цели: СССР был сторонником статус-кво, и это стало смыслом Хельсинских соглашений для советской стороны, а именно: обеспечить принцип нерушимости границ. Запад же стремился зафиксировать важность соблюдения прав человека, что придавало договоренности более общий ценностный характер. Каждый достиг своего, но впоследствии, как показала история, Запад смог более эффективно использовать результаты.

В современной ситуации возможна холодная война?

Некоторые ее элементы мы можем заметить. И со стороны России, и со стороны Запада. В России делается попытка противопоставить традиционные семейные ценности вседозволенности Запада. Тем не менее, раскол мира в идеологическом плане маловероятен, потому что, несмотря на проблемы в мировой экономике, общество потребления стало целью для миллиарда людей – вернуть человечество к аскезе невозможно.

Более того, важную роль играет экономическая глобализация. Если советская экономическая система являлась реальной альтернативой, то сегодня гипотетической альтернативой Западу является Китай, но это тоже рыночная экономика. Взаимозависимость мира оставляет пространство для региональных конфликтов, региональных союзов, но их совокупный потенциал весьма скромный. Каждый регион стремится к свободе действия, что понятно, но прийти к расколу систем, как в период настоящей холодной войны, вряд ли получится ни в идеологическом, ни в геополитическим смысле.

Видеозапись

Фотоматериалы

Метки: ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>