Лекторий СВОП: Главный риск – в непонимании того, что происходит
27 июня Леонид Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, рассказал в Лектории СВОП о причинах экономического кризиса в мире. Он обратил внимание на то, что сама формулировка о потенциальных угрозах не корректна.Когда мы говорим об угрозах, нужно четко понимать, угрозы чему мы имеем в виду: угрозы развитию мировой экономики, угрозы развитию экономики в России – они имеют разные причины. Мир все еще находится в затяжном экономическом кризисе, отметил эксперт, и балансирует в таком состоянии практически на протяжении пяти лет.
Мировой кризис 2008 года оказался гораздо короче обычного – он длился приблизительно год. Техническая возможность быстрого обмена информацией позволила оперативно останавливать производство. Ранее чтобы отменить контракт на поставки, нужно было вести долгую переписку, за время которой накапливались большие запасы и большие финансовые убытки по всей цепи фирм. Сегодня остановить производство можно практически мгновенно – с информационной и правовой точек зрения – или снизить его до какого-то минимального уровня. Тем не менее, текущий кризис все же оказался глубоким и очень тяжелым по последствиям.
В 1982 году вышла статья о реальном бизнес-цикле, в которой говорилось, что традиционных циклов не существует, а все колебания на мировом рынке связаны с технологическими шоками – экономический шок 2008 года опроверг эту теорию.
К 2008 году политики, международные организации, банки верили, что масштабных экономических кризисов не может быть. ВВП развитых стран планомерно рос с 1945 года. Развитые страны постепенно сравнялись по уровню ВВП с частью развивающихся. Доля развивающихся стран в мировом ВВП быстро росла в XXI веке: в 2013 году она должна была превысить 50%. В 2012 году доля развивающихся стран должна была составить 40% в мировой торговле. В докризисный период мировой ВВП рос гораздо быстрее мировой торговли – после кризиса в 2012-2013 годах мировая торговля стала расти более медленными темпами, чем мировой ВВП. Пока развитые страны торгуют больше, чем развивающиеся, однако разрыв существенно сократился.
Говоря о том, как экономический кризис интерпретируется в СМИ, Леонид Григорьев отметил важное недопонимание. «Дело не в итоговых числах падения чего-то, а в длительности и сложности последующего восстановления». За докризисный период развитые страны привыкли к постоянному росту доходов. Необходимость сокращать расходы привела к изменению потребительских привычек, депрессивному состоянию семей. «Credit crunch (кредитный кризис) – это то, что мы наблюдаем сейчас. Ставки повсюду крайне низкие, однако деньги никто не берет», – отметил эксперт.
Позитивный прогноз предполагает, что через 10 лет мировая экономика должна полностью восстановиться. В Европе следствием кризиса стало снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В Китае продолжается движение «наощупь». После кризиса темпы роста ВВП Китая снизились с 10% до 7,5%, при этом его промежуточной целью является снижение темпов до 5%. Тем не менее, пока Китай не знает, как это сделать», – добавил Леонид Григорьев.
Ближний Восток остается очень опасной зоной. В долгосрочном плане, через 10 лет, доля ОПЕК в мировых поставках энергоресурсов будет опять увеличиваться, а цены на нефть – расти. Источником цены на нефть являются высокие издержки добычи – никто не будет добывать сырье себе в убыток. Для западных компаний «убыток» означал бы убыток прибыли компаний. Для стран Персидского залива «убыток» – это дефицит государственного бюджета. Ключевым ближневосточным экспортерам хватит экономической мощности и политической устойчивости, чтобы обеспечить примерные цены на нефть, при которых балансируется бюджет. Поэтому цены на нефть в мире не могут быть ниже, чем требуется для сбалансированного бюджета Саудовской Аравии (сейчас 95 долларов).
Завершая лекцию, Леонид Григорьев отметил, что если мы переживем текущий кризис, в будущем угрозы мировой экономике могут исходить из двух источников. Первое – наращивание мощностей за счет технологических прорывов в развитых странах, что обеспечит еще больший их отрыв от развивающихся стран. Второе – политические конфликты, которые могут парализовать экономический рост, как это произошло, например, на Украине.
Материалы по теме
One Comment »
Leave a comment!
Главный советник, в свете сейчас…, так ничего и не понял.
Система ищет способ продлить агонию тупикового пути, и тут
любые экономико-политические гадания уже не работают.
Пргоноз… верен, только исходя из алогичности действий загнанной
системы.