Лекторий СВОП: Империя разрушается – что остается?
17 сентября эксперты Совета по внешней и оборонной политике открыли новый сезон дискуссионных встреч в Культурном центре ЗИЛ. Первое обсуждение эксперты посвятили империям: почему они распадаются, существуют ли общие сценарии упадка, как формируются новые государства на осколках империй.
Тема сохраняет актуальность на фоне текущих международных процессов – референдум об отделении в Шотландии 18 сентября, споры об имперском наследии Советского Союза, возможности/необходимости пересмотра границ.
В дискуссии приняли участие главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская и профессор МГУ Александр Яковлев. Модератором выступил Федор Лукьянов, председатель СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».
«Империя – это прежде всего форма организации пространства. Важно понимать, что именно это определение задает ключевую логику взаимоотношений между центрами и регионами», – подчеркнула Ирина Звягельская. В классических империях не ставится целью унификация политических систем и распространение доминирующей религии на присоединенных территориях. Безусловно, империя организует жизнь внутри пространства, но ради самосохранения допускает разнообразие. И в Российской империи, даже в весьма специфической Средней Азии, не было попыток изменить сложившиеся социальные отношения.
Империя как геополитическая организация пространства всегда имеет экономический центр, вокруг которого собираются другие территории. Даже если центр подчиняет себе территории силой, периферия часто от этого выигрывает.
Так, в Туркестане генерал Кауффман (С 1867 — генерал-губернатор Туркестана, командующий войсками Туркестанского военного округа в Российской империи) провел правовую и образовательную реформу. Рядом с шариатскими судами создавались современные светские суды – жители имели возможность свободно выбирать между ними. Рядом с медресе возникали светские школы. Постепенно и дети коренного населения, понимая выгодность русского языка, начинали учиться в светских школах вместе с русскими.
Важным сдерживающим фактором территорий внутри империи является «соотношение пряника и кнута». Когда пряника становится все меньше, а использование кнута – все чаще, иррациональные минусы сохранения коренного населения внутри империи перевешивают рациональные плюсы. Александр Яковлев привел простую схему распада империи: как только центр слабеет, в экономическом, культурно-политическом плане, снижается легитимность центральной власти, возникает риск центробежных процессов.
«В империях присутствует не только рациональное политическое или экономическое начало, важную роль играет духовное начало – идея, вокруг которой формируется империя. Рухнула римская идея – рухнула Римская империя», – считает Александр Яковлев.
«Идеология может рядиться в разные одежды. Она может быть и светской, и религиозной. Часто кризис секулярной светской идеологии (например, недавний кризис на Арабском Востоке) приводит к выходу на авансцену религии и исламистских организаций», – считает Ирина Звягельская. Именно эти организации обеспечили политическую мобилизацию, которую раньше давали светские силы, национализм. Светская идея утратила привлекательность, а возникшие на Ближнем Востоке государства оказались неконкурентоспособными – это обусловило революционный процесс, приведший к распаду существовавших политических систем.
«Когда империя перестает выполнять свои функции – те, что устраивают периферию, – регионы исходят из простого рецепта: чтобы нам жилось хорошо, нужно чтобы нами правил представитель нашего этноса, – подчеркнула Ирина Звягельская. – Та культура, которой покровительствует государство, изначально пользуется большим преимуществом. Соответственно, та культура, у которой нет государства, стремится его создать».
Наконец, оценивая Советский Союз с точки зрения критериев традиционной империи, эксперты пришли к выводу, что он не был ни империей, ни конфедераций. Самое главное, Советский Союз имел некое унифицированное управление, с одинаковой структурой во всех национальных республиках. Его погубило то, что он был создан на этно-территориальной основе. Выстроенные в регионах институты управления, фактически копировавшие центр, решали проблему контроля центра за периферией, но когда Советский Союз стал разрушаться, на основе этих институтов (квази-государственных по сути) могли образоваться и образовались новые государства.
Материалы по теме
2 комментария »
Leave a comment!
После империи в колониях остается рабство и нищета, но и метрополия беззащитна перед своими рабами и нищими.
in tutta la casa. Angioletti e globi di vetro per l鈥檃lbero, stelle e gocce di cristallo, il tutto in abbinamento a decorazioni argentate e naturalmente tante candele che amplifichino l鈥檈ffetto luce. Se amate, invece, le cose semplici, i materiali poveri,Mcm Bags 2014, via libera alle decorazioni fai da te in carta, in feltro e pannolenci, in materiali riciclati. Deliziose anche le decorazioni in ceramica con temi tipicamente natalizi e gli addobbi in vetro smaltato. I