Черкесская (адыгская) диаспора: история и современные проблемы
Краткая историческая справка
В странах Европы и Азии черкесами называют представителей всех народов Северного Кавказа. В последние годы в исторической литературе термин «черкес» закрепился за представителями народов адыгской языковой группы (адыгейцев, черкесов, кабардинцев, шапсугов). Черкесская (адыгская) диаспора сформировалась в результате массового исхода народов Северного и Северо-Западного Кавказа на территорию Османской империи в ходе и после Кавказской войны XIX века. По итогам войны все земли, населенные черкесами, вошли в состав Российской империи, а черкесское население понесло существенные потери.
По официальным данным царских военных властей, число депортированных адыгов составило 493 тыс. человек. Специальные научные исследования (отечественные, европейские и турецкие) насчитывают более 1,5 млн изгнанников. Черкесы (адыги) стали для Османской империи ценным источником человеческого капитала в дряхлеющей, раздираемой противоречиями стране. Черкесы были расселены в основном в настроенных против центральной власти регионах империи – в районах с преобладанием курдов, арабов и на Балканах.
После распада Османской империи потомки мухаджиров (такое название укрепилось за переселенцами с Кавказа) оказались рассеяны по территории Турции, Иордании, Сирии, Палестины и Сербии. Гражданская война в России спровоцировала вторую волну эмиграции из России в зарубежные страны – во Францию, Германию, США и другие.
Победа Советской власти запустила на окраинах Российской империи с автохтонным населением процесс национально-территориального строительства, в результате которого народы получили право на создание государственности. Форма государственности условно базировалась на двух принципах: демографическом (численность этноса) и географическом (компактность проживания этноса на конкретной территории). Эти принципы способствовали созданию трех российских автономий (субъектов), в которых черкесы (адыги) выступали как титульные национальности. В настоящее время это Адыгейская (титульный народ – адыгейцы), Кабардино-Балкарская (титульные народы – кабардинцы и тюркоязычные балкарцы) и Карачаево-Черкесская Республики (титульные народы – черкесы и тюркоязычные карачаевцы). Следует отметить, что в советский период субэтнические группы черкесов (адыгов) выступали как отдельный народ со своей территорией. Потому в 1921–1922 г. были созданы три национально-территориальные автономии: Адыгейская АО, Черкесская АО и Кабардинская АО. На территории Черноморского округа, где компактно проживали 3,4 тыс. шапсугов (субэтническая группа адыгов), в 1924 г. был создан Шапсугский национальный район, просуществовавший до конца 1930-х годов. Суждения последних десятилетий о том, что «советская власть целенаправленно и “искусственно” разделила “единый этнос” между тремя национально-государственными образованиями, не имеют убедительных подтверждений и основаны на экстраполяции в прошлое современных этноидеологических представлений. Территориально и административно черкесы были разделены еще в ходе Кавказской войны XIX века, и такая проблема (т.е. “черкесский вопрос”) перед советской властью просто не возникала», отмечает известный адыгский историк Аслан Боров.
Советское государство прекратило и запретило контакты и иные связи между черкесами (адыгами) Северного Кавказа и диаспорой. Зарубежным черкесам отказывали в репатриации, в посещении исторической родины, что способствовало изоляции диаспоры от материковой части этноса. Такой изоляционизм вел к размыванию этнической культуры как в диаспоре, так и на исторической родине. Диаспора подвергалась влиянию арабских и турецких культур и языка, а материковая часть испытывала давление политики русификации, проводимой в СССР.
Столкнувшись с опасностью потери этнокультурной самобытности в иноэтническом окружении, черкесская элита в начале ХХ века предпринимает весьма удачные попытки создания общественно-благотворительных и культурно-просветительских объединений. Первая такая организация появилась в 1908 г. в Стамбуле – Черкесское общество единения и взаимопомощи (ЧОЕВ); его идеологи ставили целью решение трех задач: укрепление традиционной культуры и морально-этических ценностей; национальное просвещение широких масс населения; упрочение экономических позиций диаспоры. Членов диаспоры призывали развивать сельское хозяйство, налаживать производство, создавать предприятия, основанные на совместном капитале.
В 1928 г. в Дамаске создается Черкесское общество по обучению и сотрудничеству. В октябре 1932 г. в Аммане – Черкесская благотворительная ассоциация. Эти организации в определенной мере способствовали кристаллизации и укреплению этнонациональной идентичности черкесов (адыгов) и формированию идейных и политических традиций диаспоры. Время институционализации черкесской (адыгской) диаспоры приходится на первую треть ХХ века, но этот процесс был прерван с приходом к власти кемалистов и проводимой властями Турции ассимиляционной и дискриминационной по отношению к меньшинствам политики, провозгласившей тезис, что в Турции все – турки.
В 1927 г. в Турции был принят закон, запрещающий гражданам страны разговаривать в публичных местах на любом языке, кроме турецкого. Сирия, Палестина, Иордания после распада Османской империи оказались под мандатом Великобритании и Франции, что делало проблематичным как формирование, так и деятельность обществ этнической направленности. Черкесские общества того периода немногочисленны, и их деятельность была кратковременной, за исключением Черкесского благотворительного общества в Иордании. Оно было организовано 25 октября 1932 г., и на первом учредительном собрании определены следующие цели и задачи: 1) проводить благотворительные акции; 2) проводить различные мероприятия, вечера дружбы для сплочения черкесов; 3) заботиться о моральном и физическом воспитании молодежи; 4) крепить дружбу и взаимопомощь между членами организации.
После окончания Второй мировой войны начинается процесс становления независимых арабских государств, в которых представители черкесской (адыгской) диаспоры играют важную роль в военных и политических структурах. Во второй половине ХХ века процесс институционализации черкесской (адыгской) диаспоры продолжился.
С середины ХХ столетия активизировалась международная трудовая миграция из арабских стран и Турции в страны Западной Европы – преимущественно в Германию, а позднее и в США. В этот процесс включились и потомки мухаджиров, что сопровождалось формированием диаспор в странах Запада. После распада Советского Союза отмечается экономическая миграция черкесов (адыгов) в западные страны и пополнение зарубежной адыгской диаспоры за счет материковой части этноса.
В настоящее время представители черкесской (адыгской) диаспоры представлены более чем в 50 странах мира. Местами компактного проживания остаются Турция, Сирия, Иордания, Израиль, Ливия. Примерная численность диаспоры в Турции, по данным Международной черкесской ассоциации (МЧА), составляет около 3 млн человек, а по другим данным – 5–6 млн человек. В Сирии проживает около 100 тыс., в Иордании – 90 тыс., в Ливии – 30 тыс., в Израиле – более 3,5 тысяч. Из западных стран черкесская (адыгская) диаспора наиболее многочисленна в Германии – 40 тыс., в США – 15 тыс., в Нидерландах (Голландии) – 500 чел.
Основная часть черкесской диаспоры проживает в современной Турции. На базе многочисленных черкесских культурных центров и землячеств в апреле 1993 г. образовано единое Кавказское общество Турции (КАФДЕР). Через 10 лет в Анкаре созданы «Федерация кавказских обществ» (КАФФЕД) и «Федерация обществ объединенного Кавказа». КАФФЕД с 2009 г. объединяет в своих рядах около 65 черкесских обществ (хасэ) и входит в Международную черкесскую ассоциацию. Помимо КАФФЕД в Турции заметную роль играет «Совет единого Кавказа», созданный в свое время бывшими парламентариями, отставными военными и крупными предпринимателями черкесского происхождения для лоббирования северокавказских интересов. Активно проявляет себя Фонд образования и культуры имени Шамиля, финансирующий множество культурно-просветительских мероприятий. В начале 1990-х гг., когда обострилась обстановка на Северном Кавказе («чеченский кризис» и грузино-абхазская война), в Турции были созданы Комитет солидарности с Абхазией и Комитет поддержки Чечни.
Черкесская диаспора в современной Турции не имеет единой политической платформы и стратегии: одни видят будущее этноса в возвращении на историческую родину; другие полагают, что необходимо добиваться благоприятных условий сохранения этнической идентичности в стране проживания; третьи считают более действенными работу через международные организации и политические институты, с помощью которых надо решать черкесскую проблему.
Оказавшись за пределами своей родины, черкесы (адыги) сумели адаптироваться в странах проживания и сформировать компактные этнодемографические сегменты. Несмотря на все негативные процессы, происходившие в политической жизни и идеологии стран проживания (Турции и стран Ближнего Востока), черкесская диаспора рассматривалась везде как надежная опора государства и имела репутацию лояльного и способного к военной и административной службе населения. Адыгов назначали на высокие посты в государственном аппарате, избирали в высшие органы законодательной власти. Наиболее серьезные и прочные позиции диаспора занимает в Иордании, т.к. складывание правящей (и в значительной мере военной) элиты Иорданского королевства происходило при участии выходцев из диаспоры (в которой наиболее многочисленной была адыгская). В законодательный орган Турецкой республики от различных политических партий традиционно избираются не меньше 30 депутатов – этнических черкесов. По мнению специалистов, депутатов, имеющих черкесское происхождение, значительно больше, но они, как и многие крупные военные чины или чиновники государственных структур высокого уровня, не обозначают свое этническое происхождение по карьерным соображениям.
Определенная часть черкесов, переселяясь на протяжении XX века в Европу, Соединенные Штаты и другие страны западного мира, стала частью ее политической культуры, приняла ее стандарты. Но где бы ни проживали представители черкесской диаспоры, они осознают свое этническое и культурное единство и считают себя частью целого черкесского этноса.
Развитие связей черкесской диаспоры с республиками Северного Кавказа во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. в СССР активизируются отношения с бывшими соотечественниками за рубежом. С 1960-х гг. в свете развития контактов со странами Ближнего Востока вопрос о черкесской (адыгской) диаспоре приобрел новое звучание. Активизация связей рассматривалась тогда как фактор усиления влияния Советского Союза на арабские страны. В этот же период в КБАССР и Адыгейскую автономную область стали переселяться первые репатрианты – отдельные семьи из Турции, Сирии и Иордании. Однако политика Москвы, которая не поддерживала репатриацию черкесов (адыгов), и объективные сложности, с которыми сталкивались черкесы, желающие переселиться в СССР (оформление гражданства, получение жилья, работы и т.д.) не способствовали активному возвращению на историческую родину. Советское руководство хотя и не поддерживало репатриацию, все же не ставило преград сдержанным официальным контактам с выходцами из Северокавказского региона. Обычно эти контакты развивались в сфере культуры и образования.
Со второй половины 1960-х гг. Кабардино-Балкарское отделение Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина») вело активную работу по установлению и дальнейшему развитию взаимодействия с черкесскими благотворительными обществами (ЧБО) Сирии и Иордании. Важную роль играл ансамбль «Кабардинка», выступления которого в рамках международных турне в Сирии и Иордании и в других странах, где имелись черкесские диаспоры, становились важным событием для черкесов (адыгов) и актуализировали связь с утерянной Родиной. Советская образовательная политика в отношении стран Ближнего Востока дала представителям черкесской (адыгской) молодежи возможность обучаться в советских вузах, в том числе в Кабардино-Балкарском государственном университете.
Во второй половине 1980-х гг., в период перестройки и демократизации, появляются возможности для более тесных контактов материковой части черкесского (адыгского) этноса с зарубежной диаспорой. Восстанавливались разорванные более века назад родственные связи. На фамильные сборы, которые в 1980-е гг. приобретали популярность в Кабардино-Балкарии, стали приезжать представители родов из зарубежных стран, что дало мощный толчок актуализации этничности и родовой принадлежности в диаспоре. Разрешены поездки родственников из Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии к сородичам в Турцию, Сирию, Иорданию.
Росло число представителей диаспоры, желающих обучаться в вузах Нальчика. Во второй половине 1980-х гг. учебники кабардинского языка из Нальчика тысячами отправляются в черкесские общины Турции, Сирии и Иордании. Кроме учебников в адрес черкесских благотворительных обществ отправлялись литературные журналы «Ошхамахо», «Нур», а также пресса, художественная литература, аудио- и видеоматериалы. КБР оказывала помощь в изготовлении национальных костюмов, головных уборов и обуви для ансамбля Черкесского благотворительного общества (ЧБО) в г. Дамаске. Участились туристические поездки черкесов (адыгов) из диаспоры в СССР и советских черкесов (адыгов) в Турцию, Сирию и т.д. Стали возможны официальные визиты зарубежных черкесов в Кабардино-Балкарию, Адыгею и Карачаево-Черкесию и ответные визиты в Сирию и Иорданию.
В 1988 г. через Кабардино-Балкарское отделение общества «Родина» организована первая научная полевая экспедиция из Кабардино-Балкарии в Сирию и Иорданию. Ученые посетили населенные пункты, где компактно жили черкесы, и собрали уникальный материал по истории, этнографии, языкознанию и фольклору. В 1993 г. была организована вторая комплексная научная экспедиция в Турцию и Сирию. Материалы, подготовленные по итогам этой экспедиции, не устарели и сегодня.
Развитие связей между диаспорой и материковой частью черкесского (адыгского) этноса пробудило в диаспоре этническое сознание, восстановило помять о потерянной отчизне и «великолепном» прошлом. Регулярные авиарейсы, а также регулярное паромное сообщение между Трабзоном и Сочи способствуют развитию тесных связей диаспоры с родиной. Радио- и телепередачи на черкесском языке, которые стали доступны зарубежным черкесам, способствовали усилению черкесской идентичности в диаспоре.
Политизация черкесской тематики
Начало 1990-х гг. характеризуется политизацией целей и задач черкесов (адыгов) как в республиках Северного Кавказа, так и в диаспоре. Этот процесс сопровождался формированием диаспоральной сети и активизацией общественно-политических организаций. 21–28 октября 1988 г. в Анкаре по инициативе Черкесского культурного центра прошла Неделя северокавказской культуры, ставшая своего рода собранием представителей черкесских общин. В его работе приняли участие делегации из Иордании, Сирии, Египта, США, ФРГ, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, а также представители северокавказских культурных центров ряда городов Турции.
По итогам работы собрания принята специальная декларация, зафиксировавшая желание ознакомить народы мира с проблемой черкесской диаспоры, стремление расширить связи диаспоры с исторической родиной, а также наличие в диаспоре желающих возвратиться на Северный Кавказ. Но каких-либо конкретных решений не было принято. Собрание носило характер ознакомления между делегациями от более многочисленных черкесских общин и определения проблем, важных для всей диаспоры.
4–5 мая 1990 г. в деревне Ден-Алердник (Голландия) прошла конференция зарубежных черкесских организаций, в работе которой также приняли участие представители общества «Родина» из Кабардино-Балкарии и Адыгеи. Обсуждалась возможность создания единой черкесской организации для координации всех черкесских общин мира. Местом проведения такой объединительной конференции была избрана столица Кабардино-Балкарии – Нальчик.
После конференции начался процесс организационного оформления международного адыгского движения. Появились низовые организации с общим названием «Адыгэ Хасэ». 20 октября 1990 г. в Нальчике состоялся I съезд кабардинской общественной организации «Адыгэ Хасэ». Она учреждена на основе кабардинского культурного общества «Ашамаз», которое создано представителями творческой черкесской (адыгской) интеллигенции столицы Кабардино-Балкарии. В программе организации было подчеркнуто, что интересы организации выходят за рамки проблем Кабардино-Балкарии и носят всеадыгский характер, также отмечалось, что организация «Хасэ, наряду с подобными организациями адыгейцев, черкесов, абазин и причерноморских шапсугов, является защитницей национальных интересов адыгов».
19–20 мая 1991 г. в Нальчике состоялся I конгресс всех черкесских обществ. В работе конгресса участвовали делегации от черкесского зарубежья Турции и Ближнего Востока (Сирии, Иордании и Израиля), Европы (Германии, Голландии и Франции), США, а также делегаты от общественных организаций Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Шапсугии, Абхазии, официальные делегации названных республик и регионов. Конгресс создал Всемирную черкесскую ассоциацию, позже переименованную в Международную черкесскую ассоциацию (МЧА).
МЧА создавалась с целью сплочения черкесского (адыгского) народа во всех странах проживания. По ее рекомендации во всех странах, во всех регионах Российской Федерации, где проживают черкесы (адыги), во всех населенных пунктах с компактным адыгским населением действуют хасэ (общества или культурные центры), работают комитеты по сохранению и возрождению черкесского языка; по вопросам истории; по культурным связям и т.п.
Одним из актуальных направлений деятельности МЧА стала работа по объективной оценке характера и последствий Кавказской войны, а также признания и осуждения геноцида черкесов, осуществленного царской Россией. В 1994 г. МЧА становится членом Организации непредставленных наций и народов (ОНН), которая действует под патронатом ООН и объединяет более 50 народов. В июле 1997 г. в городе Тарту при участии делегации МЧА на V Генеральной ассамблее ОНН была принята «Резолюция о положении черкесского народа», в которой в императивной форме декларировались политические цели черкесского движения. Впоследствии ОНН обратилась к правительству РФ и ко всему международному сообществу с предложением содействовать черкесам в реализации их этнических прав. В 1998 г. черкесский вопрос был включен в повестку работы различных комиссий ООН. 11 октября 2006 г. двадцать черкесских организаций из девяти стран мира обратились в Европарламент с просьбой о признании геноцида черкесов. С этого времени при участии черкесской диаспоры в Европарламенте проводятся «черкесские дни».
В разные периоды исполком МЧА обращался к руководителям КБР и РА, Российской Федерации по вопросу признания геноцида черкесов. МЧА, работая в тесной взаимосвязи с «Адыгэ Хасэ» КБР и РА, добилась принятия законодательными органами республик постановления «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-кавказской войны». Были приняты многочисленные заявления от МЧА о Дне памяти в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, о 130-летии, 145-летии, 150-летии со дня окончания Кавказской войны XIX века. Делегаты разных конгрессов МЧА обращались неоднократно к руководству различных ветвей федеральной власти о разработке и принятии Закона о преодолении последствий Кавказской войны в отношении черкесов (адыгов), а также признания статуса народа-изгнанника по отношению к черкесам.
С первого дня существования МЧА работает над одной из самых важных и трудных проблем – проблемой репатриации. Для большинства адыгов объединение нации на исторической родине является привлекательной национальной идеей. МЧА не ставит цель разом вернуть всех адыгов «домой». Репатриация – сложный и длительный процесс, требующий осознания ее необходимости не только лидерами и отдельными группами населения. Важнейшим общественно-политическим событием в РФ и для всех черкесов (адыгов) стало возвращение соотечественников из Косово после начала вооруженного конфликта в бывшей Югославии. 1 августа 1998 г. на российский Кавказ возвратилось 174 черкеса. Положительное решение этой проблемы имело большое политическое значение в черкесском мире и в международном сообществе.
Современный этап деятельности МЧА отражает укрепление российской государственности в начале 2000-х гг., перелом в тенденциях этнополитического развития на Северном Кавказе и позитивный поворот в положении национальных меньшинств в Турецкой Республике. Все это позволило вывести деятельность МЧА на новый уровень, наладить систематическую работу исполкома и совета с черкесскими объединениями (учредителями Ассоциации) в Турции, Сирии, Иордании, Европе и США, сосредоточив основное внимание на решении актуальных общественно-политических и культурных задач этноса в XXI столетии.
Черкесы (адыги), как и весь остальной мир, живут в условиях глобализации. Она способствует, с одной стороны, сближению стран и государств, открытию границ, росту коммуникации. С другой стороны, островки компактного проживания соотечественников в диаспоре под влиянием той же урбанизации и глобализации размываются. Тем самым масштабы рассеянности черкесской диаспоры по миру не уменьшаются, а, наоборот, увеличиваются. Поэтому особое внимание МЧА уделяет вопросам культуры черкесов (адыгов) как на исторической родине, так и в диаспоре.
Это и поддержание культурного наследия и идентичности потомков мухаджиров, и сохранение и развитие языка путем унификации кабардино-черкесского и адыгейского языков. В настоящее время существует два литературных языка: кабардино-черкесский и адыгейский. Впервые вопрос о едином литературном черкесском (адыгском) языке был поставлен в 1993 г. на конференции, посвященной итогам Кавказской войны, более детально этот вопрос рассматривался на конференции в Нальчике в 1999 г., на которой была выработана программа научно-исследовательских работ по развитию и сближению адыгских литературных языков.
В отчете экспертной группы ЮНЕСКО за 2010 г. черкесский язык был отнесен к группе вымирающих языков. Этот факт в среде адыгской творческой и гуманитарной интеллигенции Кабардино-Балкарии вызвал дискуссию о путях спасения языка и консолидации усилий по выработке механизмов создания единого языка черкесов (адыгов). Жизнеспособность языков определялась в материалах экспертной группы ЮНЕСКО, исходя из нескольких критериев. Одним из важнейших факторов сохранения языка признана широчайшая география расселения.
По оценкам главы Федерации черкесских ассоциаций (Çerkes Dernekleri Federasyonu CERKES-FED) Нусрета Баша, только 5% турецких черкесов знают родной язык. При этом адыгский (черкесский) язык в той или иной мере знает старшее поколение, а молодежь фактически им не владеет. В последние годы языковая политика в Турции стала более либеральной, что дает черкесской (адыгской) диаспоре определенные надежды. Турецкое правительство приняло программу «Живые языки и диалекты», в рамках которой с 2012 г. в школах разрешено преподавать по два часа родного языка в неделю. Ассоциация адыгского (черкесского) языка (Adige Dil Dernegi’nin, ADDER) в Турции представила проект перевода адыгского (черкесского) языка на латиницу. Обосновав этот выбор ориентацией на турецкоговорящих адыгов и необходимостью интеграции в мировое сообщество, руководитель Ассоциации Йилмаз Денмез отметил, что литература, которую получают из РФ, напечатана на кириллице. В этой ситуации может помочь специальная программа романизации и кириллизации текстов – «ЧЕВИРМАТИК».
В последние годы Турция предприняла определенные шаги, направленные на поддержку культуры и языка национальных меньшинств, которые могут приостановить процесс ассимиляции адыгов. Черкесы Турции постарались использовать сложившуюся ситуацию для расширения своих свобод в области изучения, сохранения и развития родного языка и культуры и провели ряд акций. Так, 19 марта 2017 г. около пятисот человек, члены черкесской диаспоры и участники делегации из Адыгеи, отпраздновали в Стамбуле День адыгского языка. А 12 марта в Анкаре на площади Кызылай прошел санкционированный митинг, на котором представители черкесских политических и общественных движений заявили о необходимости открытия государственного телеканала на черкесском языке «Черкес-ТВ».
Представители черкесской (адыгской) диаспоры проявляют интерес к событиям на Северном Кавказе и в России в целом. В октябре 2006 г. представители адыгской (черкесской) диаспоры из Иордании и Сирии приняли активное участие во II Всемирном конгрессе соотечественников России, прошедшем в Санкт-Петербурге. Черкесские общественные организации (в том числе зарубежные) неоднократно обращались в государственные структуры РФ с просьбой о распространении принципов взаимодействия РФ с соотечественниками за рубежом и на потомков мухаджиров. В первую очередь речь идет об указе президента РФ № 637 от 22 июня 2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Диаспора встретила его появление положительно и интерпретировала как акт восстановления исторической справедливости по отношению к черкесам, оказавшимся в результате Кавказской войны за пределами своей родины более 150 лет назад. Подавляющую часть черкесской диаспоры в большей степени интересует моральная сторона вопроса – наличие возможности переселения как факт исторической справедливости. Для многих из них стремление жить и работать в Российской Федерации является фактически формой репатриации; они имеют законные источники существования, а большинство обладает профессиями и квалификацией, представляющими интерес для российского государства.
Члены черкесской диаспоры активно участвуют в научных конференциях, выступают инициаторами исследований по истории и культуре черкесов (адыгов), участвуют в траурных мероприятиях 21 мая в КБР и других республиках компактного проживания черкесов, посвященных окончанию Кавказской войны ХIX века и исходу адыгов.
Установление устойчивых связей диаспоры и республик, в которых живут черкесы (адыги), открывшиеся возможности для посещения исторической родины стали мощным фактором для актуализации этнической идентичности черкесов. Представления об исторической родине на Кавказе, передаваемые в диаспоре от одного поколения к другому, любовь к отечеству и стремление при малейшей возможности вернуться на родину – все это постепенно сложилось как национальная черкесская идея, объединяющая адыгские этнические группы в странах проживания.
Единство черкесского (адыгского) движения было нарушено в преддверии зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи и актуализации «черкесского вопроса» на международной арене. Год проведения этих игр совпал со 150-летием завершения Кавказской войны ХIX века, а Олимпийская деревня была расположена на местах массовых захоронений черкесов (адыгов), павших в ходе этих событий. Руководство РА, КЧР, КБР, большинство жителей этих республик поддержали проведение зимней Олимпиады-2014 в Сочи. Однако в США некоторые черкесские группы, объединившись в «черкесское движение “NO SOCHI”», выступили против проведения Олимпиады-2014 на земле адыгов. Они организовали антиолимпийские мероприятия в Канаде, Великобритании, Германии, Израиле, Соединенных Штатах, в том числе во время проведения международных спортивных соревнований, чтобы оказаться в центре внимания международных СМИ. Серьезного влияния на черкесскую диаспору это движение не оказало, и его активность после окончания зимних Олимпийских игр 2014 г. снизилась.
Проблема репатриации черкесов (адыгов) на историческую родину также остается одним из источников политизации «черкесской проблемы». Процедура оформления документов, необходимых для получения вида на жительство или российского гражданства, очень сложна. Действующее российское законодательство требует от репатриантов безвыездно находиться на территории КБР, КЧР или Республики Адыгея в течение года, трех или пяти лет. Поиск жилья или работы для них становится проблематичным в условиях сложной экономической ситуации в целом по России. При этом подавляющее большинство не знает русского языка, без которого трудно вписаться в российскую повседневность.
«Арабская весна» и события в арабских странах, особенно начало военных действий в Сирии в марте 2011 г., актуализировали проблему репатриации. Поддержка органами государственной власти Российской Федерации и руководством КБР и РА черкесской диаспоры Сирии способствовала смягчению позиции ряда черкесских общественных организаций РФ и зарубежной диаспоры в «черкесском вопросе». Руководство Кабардино-Балкарии приняло ряд нормативно-правовых актов, декларирующих и регулирующих репатриацию соотечественников. Однако эта деятельность недостаточно эффективна без федерального закона, упрощающего репатриацию зарубежных соотечественников в КБР. Гражданство РФ черкесам-репатриантам по-прежнему предоставляется на основе действующих нормативных актов так же, как и другим иностранным гражданам, без каких-либо облегчающих правил.
С начала военных действий в Сирии действовали такие общественные организации, как МЧА, «Пэрыт» – в 2014 г. она была распущена, взамен летом 2015 г. в Кабардино-Балкарии была создана региональная общественная организация по оказанию содействия возвращению соотечественников «Жьэгу» («Очаг»). Члены организации более трех лет занимаются оказанием материальной и моральной поддержки репатриантам из Сирии. Среди основных задач – содействие потомкам мухаджиров в возвращении на Кавказ и оказание им юридической помощи. «Очаг» проводит различные акции для поддержки репатриантов, обеспечивает лекарствами, проводит праздничные мероприятия как для детей, так и для взрослых, собирает денежные средства. С начала конфликта в КБР прибыло около 1,5 тыс. человек, в том числе 171 ребенок.
Среди факторов, облегчающих процесс социально-экономической и культурно-психологической адаптации черкесов-репатриантов в КБР, следует отметить отсутствие сегрегации по отношению к ним; высокий уровень этнического самосознания значительной части репатриантов; восприятие репатриантами себя не как иммигрантов, а как части черкесского (адыгского) этноса; корпоративность черкесов-репатриантов, выработанную в условиях диаспорного проживания, и др. Вступление России в сирийский конфликт усилило надежду черкесской (адыгской) диаспоры на то, что ситуация в Сирии разрешится, снизится поток беженцев и положение нормализуется. Но конфликт продолжается и угрозы сохраняются.
Ухудшение отношений между Россией и Турцией, произошедшее осенью 2015 г., после того как турецкие ВВС сбили российский самолет, с тревогой было встречено зарубежной диаспорой из-за опасений, что это может прервать связи российских черкесов (адыгов) с диаспорой в Турции, которые последние два десятилетия активно развивались. В этой связи Кавказская Федерация (КАФФЕД) – общественная организация потомков мухаджиров, проживающих в Турции, – сразу после инцидента с самолетом посетила посольство России и выразила соболезнования и солидарность. Улучшение отношений между Россией и Турцией в 2016–2017 г. было встречено с большой радостью как в диаспоре, так и в трех республиках – КБР, КЧР и РА.
Заключение
За полуторавековой период адыгская (черкесская) диаспора стала самостоятельным этнополитическим актором, принимающим участие в историко-культурном и общественно-политическом развитии Северокавказского региона в целом и республик, в которых проживают черкесы (адыги), в частности. Черкесская (адыгская) диаспора многочисленна, хорошо организована и принимает активные действия по продвижению своих интересов. До настоящего времени не оправдались чаяния ни сторонников репатриации адыгов, ни противников репатриации, опасающихся нарушения этнического состава РА, КБР, КЧР. Муссируемые в последние четверть века мнения о деструктивном влиянии диаспоры на события в Северокавказском регионе не соответствуют действительности.
В сегодняшней России адыги-черкесы, как и их соотечественники за рубежом, несмотря на трагедию национальной истории, связанной с Кавказской войной, остаются одними из самых политически лояльных компонентов среди народов российского Кавказа. Нет ни одного примера сепаратизма среди представителей российских и зарубежных адыгов. Различные мифы, в том числе о «Великой Черкесии», нацелены на то, чтобы пробудить недоверие к адыгам со стороны их соседей или федеральных органов власти. Все они наносят наибольший ущерб гражданскому достоинству адыгов в России. «Черкесский вопрос» для российских адыгов заключается в поиске форм наиболее эффективного участия в процессах современной модернизации, в устойчивой демократической консолидации общества.
Адыгская (черкесская) общественность выступает за дальнейшее развитие социокультурных, экономических, общественно-политических связей черкесской диаспоры (Турция, Сирия, Иордания, Израиль, США, страны Европы) с российскими республиками Северного Кавказа в интересах процветания Российской Федерации. Черкесские диаспоры сегодня столкнулись с реальной вероятностью потери своего уникального места в современной цивилизации. Поэтому они и их соотечественники на исторической родине обеспокоены.
Ответом на эту угрозу стала беспрецедентная мобилизация во всем мире, в которой одной из составляющих является задача по приобретению права возвращения на родину. С самого начала она носит однозначно мирный и светский характер, речь идет именно о создании условий и о праве, а не о немедленном и массовом переселении. По оценкам экспертов, превалирующее большинство черкесской диаспоры намерено оставаться в странах проживания даже при получении возможности репатриации. Не следует забывать о высоком уровне интеграции черкесов диаспоры в странах проживания. Черкесская диаспора в своем большинстве всегда демонстрировала лояльность российскому государству. Поэтому было бы хорошо, если бы федеральные власти пришли к пониманию того, что черкесская диаспора и представляющие ее организации следует рассматривать не как проблему, а как ресурс для российского государства, в том числе и как силу, имеющую определенный вес в Турции и ближневосточном мире.
С.И. Аккиева – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН.
К.Ф. Дзамихов – доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН.