ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМООБОРОНЫ
Международное гуманитарное право и реальная война между Израилем и ХАМАСом
Нападение ХАМАСа 7 октября было беспрецедентным по своим масштабам и жестокости, и нельзя допустить его повторения. Продолжающаяся военная кампания Израиля беспрецедентна по своим масштабам и жестокости, и ей нельзя позволить продолжаться. Эксперты в сфере международного гуманитарного права (МГП) полагают, что Израиль должен найти способ защитить своих граждан, не убивая незаконно своих соседей.
Наиболее радикальную позицию по отношению к действиям Израиля занимает Президент Турции Эрдоган, который призвал МУС и ООН «расследовать преступления» Израиля в Газе.
Ранее бывший депутат от правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) Метин Кюлюнк с адвокатами подали ходатайство в прокуратуру Стамбула о возбуждении уголовного дела в Международном уголовном суде против израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, запрос передали в Минюст. Главу правительства Израиля обвинили в геноциде и гибели мирных жителей Газы, среди которых женщины и младенцы.
Одновременно турецкая разведка занимается расследованием действий Израиля, который наносил удары по позициям палестинской группировки ХАМАС в секторе Газа, где находились заложники, заявил президент Турции Эрдоган, передает турецкая газета Milliyet.
Кроме того, турецкий лидер отметил необходимость расследовать заявления израильской стороны о ядерном оружии. Ранее министр наследия Израиля Амихая Элияху (партия «Еврейская сила») в ответ на вопрос, не следует ли сбросить ядерную бомбу на сектор Газа, назвал это «одной из возможностей». В итоге его отстранили от участия в заседаниях кабмина Израиля.
Эрдоган предложил обратиться по этому поводу к МАГАТЭ и Совбезу ООН.
С точки зрения международного гуманитарного права
Ранее, в предыдущих конфликтах между Израилем и ХАМАСом — в 2009 году, и в 2014 году в Совете Безопасности ООН государства всех регионов мира осудили применение силы Израилем в секторе Газа как непропорциональное и призвали положить этому конец.
Но когда несколько недель назад после событий 7 октября Совет Безопасности собрался для рассмотрения проекта резолюции, призывающей к простой «гуманитарной паузе» в секторе Газа, государства не обсуждали, было ли применение силы Израилем пропорциональным или непропорциональным в целом. Они не задавались вопросом, оправдывают ли военные цели Израиля убийство тысяч, ранение десятков тысяч или обнищание миллионов. Этот вопрос никогда не ставился прямо.
Сегодня Совет Безопасности разделился на две группы. Одна группа подтверждает право Израиля на самооборону от ХАМАСа, вызванное массовыми убийствами сотен израильских мирных жителей и захватом гражданских заложников, но призывает Израиль реализовать это право в рамках МГП.
Другая группа отрицает, что право Израиля на самооборону вообще задействовано. Некоторые из этой группы считают, что право на самооборону не распространяется на применение силы против негосударственных субъектов и что ХАМАС, несмотря на свои государственные черты, остается негосударственным субъектом. Другие в этой группе считают, что право на самооборону не распространяется на вооруженные группировки, выходящие с оккупированной территории, и что сектор Газа остается под израильской оккупацией. Эти государства также настаивают на том, что Израиль должен уважать МГП.
Большинство экспертов в сфере международного права на онлайн — форуме по вопросам безопасности, права и внешней политики Just Security полагают: «Без международного гуманитарного права война в Газе была бы еще хуже, и что МГП дает важный инструмент для спасения жизней, пока продолжаются боевые действия. Но боевые действия должны прекратиться. ХАМАС и Израиль должны согласиться на прекращение огня. Затем они должны положить конец многочисленным другим продолжающимся нарушениям международного права. ХАМАС должен освободить всех своих заложников. Израиль должен разрешить и способствовать быстрой и беспрепятственной гуманитарной помощи.
На данный момент кажется, что Израиль не примет прекращение огня, даже если ХАМАС прекратит ракетные обстрелы и освободит всех своих заложников, поскольку заявленная военная цель Израиля состоит в том, чтобы уничтожить ХАМАС как военную и политическую организацию, в свете намерений и возможностей группировки для дальнейших атак.
Согласно МГП, пропорциональность применяется к конкретным нападениям, сравнивая ожидаемый ущерб гражданскому населению с ожидаемым военным преимуществом.
Пропорциональность при осуществлении самообороны применяется к военной кампании в целом, «оценивая, перевешиваются ли вредные последствия применения силы в целях самообороны достижением законных целей» (Комитет ILA (Ассоциация международного права) по использованию силы, Заключительный отчет об агрессии и применении силы (2018 г.)).
Согласно международным законам самообороны, даже законная цель должна быть отвергнута, если она перевешивается вредным воздействием силы, необходимой для её достижения.
Даже если право Израиля на самооборону задействовано, его нынешнее осуществление этого права является непропорциональным. Израиль должен либо согласиться на немедленное прекращение огня, либо радикально сузить свои военные цели и кардинально изменить свою тактику. Если ХАМАС прекратит ракетные обстрелы и освободит своих заложников, то на этом война должна закончиться. Израиль не может продолжать борьбу до тех пор, пока ХАМАС не будет уничтожен и еще тысячи детей не будут убиты.
Некоторые государства, не входящие в Совет Безопасности, подчеркнули, что право Израиля на самооборону ограничено принципами необходимости и соразмерности. Норвегия пошла ещё дальше, указав, что осадная тактика Израиля является ненужной и непропорциональной, а также нарушает МГП.
При обсуждении самообороны некоторые государства и эксперты утверждают, что пропорциональность ограничивает вооруженную силу до того вида и степени, которые необходимы для отражения нападения, но не требует какой-либо пропорции между ущербом для гражданского населения и защитной выгодой. Нынешний конфликт иллюстрирует ошибочность сосредоточения внимания только на соотношении оборонительных средств и оборонительных целей, игнорируя при этом связь между оборонительными целями и человеческими издержками.
Лучшим доказательством того, что большинство государств отвергают чисто инструментальную концепцию пропорциональности, являются предшествующие израильские бомбардировки сектора Газа и Ливана. В этих случаях государства всех регионов мира осудили общее применение силы Израилем как непропорциональное в свете общего ущерба, нанесенного им гражданскому населению.
Нет необходимости излагать формулу для взвешивания ущерба гражданскому населению и оборонительной выгоды, чтобы применять ее во всех будущих случаях. Существуют разумные дебаты о том, как сравнивать смерть и травмы и следует ли учитывать менее осязаемые интересы отдельных лиц, сообществ или государств как таковых.
Государствам нет необходимости решать эти вопросы сегодня, потому что дисбаланс между ущербом, который Израиль нанесет, и ущербом, который Израиль предотвратит, если продолжит идти своим нынешним путем, настолько однобокий, что его невозможно считать пропорциональным. На данный момент государствам необходимо применять только общий стандарт для достижения конкретного результата.
Вместо этого можно возразить, что полное уничтожение ХАМАСа вообще не является законной оборонительной целью, что государства имеют законное право только остановить и отразить продолжающееся нападение и, возможно, предотвратить неминуемое нападение.
Ни одно государство не может причинять неограниченный вред ради достижения полной безопасности».
При оценке юридических претензий относительно применения силы пропорциональность является важной концепцией, имеющей разные значения в разных контекстах.
Право поля боя: международное гуманитарное право (jus in bello)
После начала вооруженного конфликта противоборствующие силы могут применить смертоносную силу в качестве первого средства против законных военных целей. Соразмерность в законе, регулирующем поведение во время войны (jus in bello), направлена на смягчение сопутствующего непреднамеренного, но предсказуемого вреда гражданскому населению.
Таким образом, международное гуманитарное право (МГП), или право вооруженных конфликтов, запрещает нападения, при которых ожидаемый побочный ущерб гражданским лицам или объектам «будет чрезмерным по сравнению с ожидаемым конкретным и прямым военным преимуществом». Командиры должны сбалансировать и оценить разумно прогнозируемый непосредственный ущерб с ожидаемой конкретной и прямой военной выгодой, а также они должны дополнительно принимать «меры предосторожности при нападении», проявлять «постоянную осторожность», избегать предотвратимых ошибок и минимизировать сопутствующий ущерб.
Закон о применении военной силы: Jus ad bellum
Согласно закону, регулирующему применение государством военной силы (jus ad bellum), ответ на вооруженное нападение в целях самообороны должен быть необходимым и соразмерным. Эти принципы не фигурируют явно в положении Устава Организации Объединенных Наций о самообороне, но вытекают из теории справедливой войны как элементы обычного международного права.
Пропорциональность в контексте самообороны государства не означает эквивалентности сил по принципу «око за око» и не заменяет собой военную доктрину применения решающей силы в войне. Скорее, если принять за основу общий запрет на использование военной силы в соответствии с международным правом, требование пропорциональности jus ad bellum ограничивает масштабы оборонительного принуждения до уровня, разумно необходимого для достижения законной цели.
* * *
Израиль в открытую игнорирует нормы МГП.
Его руководство пошло ва-банк. Во время встречи лидеров США и Китая ЦАХАЛ демонстративно взорвал здание парламента Газы.
Это ритуальное действие было обращено к лидерам двух великих держав.
Фактически Израиль заявил, что никакие возможные совместные решения Байдена и Си Цзиньпина о прекращения огня не изменят стратегию войны Израиля по уничтожению ХАМАСа.
А это означает, что число жертв в Газе будет расти.