Роль образования в современном мире || Дискуссия СВОП и ТГУ 16 апреля 2024 г. в Томске
16 апреля 2024 г. Совет по внешней и оборонной политике и Томский государственный университет провели панельную дискуссию «Роль образования в современном мире».
Открытие панельной дискуссии. Выступающие – Фёдор Лукьянов, Эдуард Галажинский, Жанна Рожнёва.
Выступающий: Фёдор Лукьянов
Со вступительным словом выступил Фёдор Александрович ЛУКЬЯНОВ, председатель Президиума СВОП. Он отметил, что суть образования – «образовывать», создавать людей, которые будут строить общество и мир вокруг себя. Поэтому ошибки в процессе образования могут оказаться фатальны, и сегодня как никогда важно ответить на вопрос, кого и как мы «образовываем».
Выступающая – Жанна Рожнёва.
Продолжила дискуссию Жанна Анатольевна РОЖНЁВА, декан факультета исторических и политических наук, рассказала о вызовах, с которыми столкнулись советская и российская системы образования на сломе эпох в 1990-х и 2000-х гг. Университетам пришлось переосмыслить свою роль в новых реалиях, а это поставило ребром вопрос о прогнозировании, особенно для гуманитарных направлений подготовки. Историки, международники и антропологи способны дать ответы на фундаментальные вопросы о том, как развивалось общество, а потому сегодня они крайне востребованы.
Выступающий – Эдуард Галажинский.
Эдуард Владимирович ГАЛАЖИНСКИЙ, ректор Томского государственного университета, в своем выступлении объяснил, какова роль университетского образования в современном мире. Его уникальность в том, что студент на определенное время получает привилегированный социально-экономический статус для того, чтобы молодые люди смогли максимально раскрыть свой потенциал, стать максимально лучшей версией самих себя и смогли взять ответственность за следующие поколения. Кроме того, исследовательская деятельность способствует постановке мышления и личности как таковой.
Выступающие: Денис Секиринский, Андрей Денисов, Евгений Примаков.
Свою оценку школьному и университетскому образованию дал Денис Сергеевич СЕКИРИНСКИЙ, заместитель министра науки и высшего образования РФ. Он обратил внимание слушателей на то, что международные рейтинги учебных заведений – инструмент колониализма, поэтому не стоит руководствоваться только ими при выборе учебного заведения. Выступающий подчеркнул, что в школьном образовании наметилась проблема: одаренные дети выпускаются менее яркими. Чтобы вернуть динамику, системе требуется поиск новых форм и смысла. Другой вызов – нехватка людей образованных, с которым связаны тектонические изменения, происходящие в мире: недостаток образования порождает дефицит уважения, невозможность услышать партнеров и т.д. По этой причине образование должно быть разным.
О китайском опыте в образовательной сфере слушателям рассказал Андрей Иванович ДЕНИСОВ, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам. К 2035 г. Китай планирует войти в ряды самых передовых стран мира по всем показателям социально экономического развития, в том числе, есть и план превращения КНР в мировую образовательную державу, что выполняется уже сегодня. Китайские университеты прекрасно подготовлены к приему больших контингентов иностранных студентов, и сами отправляют молодых людей обучаться за границу. Цифры поражают своей величиной: сегодня за рубежом учится более 600 000 китайских студентов (из них 300 000 обучается в США). До пандемии в КНР обучалось 500 000 студентов из 195 стран мира. Сейчас в России учится почти 50 000 китайцев, в свою очередь, в Китае обучается около 16 000 россиян. Выступающий заметил, что китайский язык – уже не экзотика, а инструмент общения. Интерес к русскому языку в КНР также растет, поскольку в обеих странах существует взаимный интерес к культурам друг друга.
Евгений Александрович ПРИМАКОВ, руководитель Россотрудничества, в своем выступлении осветил особенности подходов агентства в отношении образования для иностранных студентов в России. Он подчеркнул, что в отличие от западного подхода, суть которого сводится к «утечке мозгов» (забрать самых умных), российская стратегия ближе к содействию международного развития: обучить людей, чтобы они вернулись домой и делали свои страны успешнее. Еще с советских времен экспорт образования – один из инструментов нашего влияния на внешний мир. Докладчик подчеркнул, что поступление в российские вузы, особенно по квотам, не является миграционным инструментом. Агентство заинтересовано в том, чтобы после обучения студенты возвращались к себе домой, что в конечном итоге будет позитивно сказываться на международной кооперации в области научных исследований, унификации стандартов и пр.
Выступления участников сопровождались активной дискуссией и вопросами слушателей.
Вопросы слушателей.
Слушатели.
Слушатели.
Слушатели.
Слушатели.
Ранее, 15 апреля Совет по внешней и оборонной политике провел сессию политэкономического моделирования «Евразия как объект управления. Подготовка кадров в условиях геополитической конкуренции» с участием регионального научно-экспертного и студенческого сообщества.
Подготовила Евгения Прокопчук