САММИТ НАДЕЖДЫ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Достигнут ли лидеры стран ЕС согласия по вопросу восстановления экономики после пандемии
Лидеры 27 стран ЕС встретятся в Брюсселе 17–18 июля на своем первом очном саммите после введенного карантина, чтобы обсудить пакет мер по восстановлению экономики. С этим событием связываются большие надежды. Последний очный саммит ЕС прошел в феврале, когда так и не удалось прийти к согласию в вопросе о будущем семилетнем бюджете. Не удалось достичь компромисса и на июньском виртуальном саммите, повестка дня которого усложнилась по сравнению с февралем новыми проблемами, вызванными разрушительными для европейской экономики последствиями пандемии.
Предстоящая двухдневная встреча, как и прежде, будет посвящена «дорожной карте» восстановления и перестройке экономики ЕС, известной как «ЕС нового поколения». Фонд восстановления стоимостью 750 млрд евро, предложенный главой Европейской комиссии (ЕК) Урсулой фон дер Ляйен и поддержанный франко-германским тандемом, предполагает выделить 500 млрд в виде грантов и 250 млрд в виде кредитов. Особое значение имеет то, что фонд восстановления тесно связан с долгосрочным бюджетом ЕС, о котором лидеры будут вести переговоры параллельно.
На вербальном уровне все государства – члены Евросоюза согласны, что беспрецедентный кризис требует и беспрецедентного ответа со стороны ЕС. Однако, когда дело доходит до конкретных вопросов, таких, например, как объем фонда и бюджета, баланса субсидий и займов, возникают серьезные разногласия, отражающие существующий внутренний раскол в ЕС между богатыми и бедными странами, новой и старой Европой и так называемыми суверенистами и интеграционистами.
Ряд стран Восточной, или новой, Европы, бенефициаров помощи из различных фондов Евросоюза и по иронии судьбы главных евроскептиков, крайне болезненно относится к перспективе урезания этой помощи в связи с выходом Великобритании, сократившим семилетний бюджет ЕС на 75 млрд евро. В связи с этим ЕК планирует в 2021–2027 годах сократить финансирование стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), в частности Польши и Венгрии, на 37 млрд евро, направив эти средства Греции, Италии и Испании. Варшава уже пригрозила Брюсселю ростом напряженности между востоком и западом в ЕС.
Не вызывает энтузиазма у стран новой Европы и решение ЕК потратить из общего бюджета 100 млрд евро на экологическую программу Green Deal. Польша как самая крупная страна ЦВЕ возглавила движение против введения общеевропейского налога на углеродные выбросы, доходы от которого должны напрямую идти в бюджет ЕС.→
Свои претензии к объему фонда восстановления и бюджета, а также к условиям доступа к помощи имеет «четверка бережливых». Так, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, выступая от лица своих единомышленников из Швеции, Дании и Австрии против предоставления безвозмездной помощи странам, наиболее пострадавшим от пандемии, заявил, что в таких важных вопросах спешка неуместна. По мнению Рютте, нет абсолютной необходимости достичь соглашения обязательно на саммите 17–18 июля.
Иного мнения придерживается руководство ЕС и франко-германский тандем. Президенты Евросовета Шарль Мишель и Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен особо подчеркнули, что в условиях, когда экономика ЕС терпит бедствие, а до срока истечения текущего бюджета остается полгода, необходимо достичь компромисса по финансовым вопросам как можно скорее. Глава ЕК считает, что согласование документов должно быть завершено к 1 августа, сезону летних отпусков, чтобы до конца года Европарламент и страны ЕС успели завершить все процедуры по ратификации бюджетного плана.
Особую роль в подготовке грядущего саммита сыграл Шарль Мишель, имеющий репутацию «мастера компромиссов». В ходе интенсивных дипломатических переговоров с лидерами стран он предложил сохранить баланс между кредитами, гарантиями и грантами, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на страны ЕС с высоким уровнем долга. По его мнению, «это также является ключом к будущему единого рынка и предотвращению фрагментации и неравенства».
В то же время был сделан реверанс в сторону основных стран-доноров. Для Дании, Нидерландов, Австрии и Швеции (которые получили сокращение своих взносов в бюджет на 2014–2020 годы более чем на 1 млрд евро) и Германии в новом бюджете будут сохранены единовременные скидки. В преддверии саммита Мишель сформулировал его стратегическое значение: «Цели нашего восстановления можно обобщить в трех словах: первое – конвергенция, второе – устойчивость и третье – трансформация. Конкретно это означает: устранение ущерба, нанесенного COVID-19, реформирование нашей экономики и перестройка наших обществ».
В свою очередь, канцлер ФРГ Ангела Меркель как глава страны – председателя в ЕС проявляет личную заинтересованность в успехе июльского саммита, понимая, что повестка дня председательства Германии в ближайшем будущем будет становиться все более сложной в связи с обострением дискуссии по поводу торгового соглашения между ЕС и Великобританией. И для Меркель 1 августа – крайняя дата в урегулировании всех финансовых вопросов, поскольку чем раньше будет достигнут компромисс, тем больше времени и усилий будет сэкономлено для решения других важных проблем.
Итог саммита, по мнению многих европейских аналитиков, будет как персональным тестом для Меркель, так и проверкой лидерства Германии в ЕС. Вместе с тем Меркель уже выразила сомнение в том, что 17–18 июля страны – члены Евросоюза смогут достичь соглашения. «Нам предстоит еще долгий путь, – констатировала она во время переговоров с премьер-министром Италии Джузеппе Конте 13 июля. – Я не знаю, хватит ли одной встречи или нам придется еще раз встретиться до конца лета».
Очевидно, что, несмотря на все усилия руководства ЕС и лидеров отдельных стран, наиболее приверженных стратегии Брюсселя по спасению и перезапуску европейской экономики, внутренние разногласия в ЕС остаются значительными. Тем не менее при всей неопределенности исхода предстоящего саммита у Брюсселя остается надежда достичь согласия если не по всему пакету документов, то хотя бы по отдельным вопросам выхода из кризиса.