СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ
В свежем номере авторитетного американского журнала Atlantic появилась огромная статья ведущего автора издания Франклина Фоера под заголовком «Путин уверенно движется к тому, чтобы украсть следующие выборы». Подзаголовок – «Покойся с миром, демократия».
Речь, естественно, о президентских выборах в США в ноябре этого года, в которые Россия якобы намерена вмешаться столь же злостно, как она это сделала в 2016 году.
Материал действительно очень обширный и подробный. Комментатор воспроизводит уже известные сюжеты о неких «мероприятиях» российских спецслужб. Есть и новые повороты, поданные, как и положено в качественной прессе, через проникновенные личные истории пострадавших от киберпроизвола (в частности, политтехнолога Хиллари Клинтон Джона Подесты, чья переписка с Национальным комитетом Демократической партии была обнародована) и, собственно, борцов с российским вмешательством. Но вашего покорного слугу в этом обширном труде заинтересовали два пассажа.
Примечателен финал статьи. Детально объяснив, как русские снова подорвут демократию в Америке, автор заключает: «В 2020 году русским, возможно, не потребуется подталкивать США к тому, чтобы страна низверглась в ужасающую избирательную неразбериху. И без иностранного вмешательства шокирующе легко представить себе, как пандемия создаст предлог для того, чтобы отложить выборы на неопределенный срок или как этот президент, потерпев поражение с незначительным отставанием, откажется его признать. Но сдержанность не соответствует русской традиции «активных мероприятий».
Иными словами, у нас тут все и так плохо, но русские просто любят вредничать. Но еще занятнее другая цитата. «Как говорит Лора Розенбергер, бывший сотрудник Совета по национальной безопасности во время президентства Обамы, которая теперь руководит Альянсом за обеспечение демократии, «они хотят, чтобы русские мерещились нам под каждой кроватью». Они — это, понятное дело, не авторы статей наподобие той, что здесь процитирована, либо материалов The New York Times, удостоенных совсем недавно Пулитцеровской премии. Они — это пресловутые русские хакеры и тролли, доводящие американцев до параноидального исступления и потом, вероятно, громко хохочущие над этим.
Подозрительность, легко переходящая в паранойю, является верным спутником человечества на протяжении всей его истории. Глядя на происходящее сегодня, хочется воскликнуть «до чего же мы докатились!», но аналогичных и превосходящих примеров из прошлого так много, что неудобно подчеркивать нашу уникальность. Когда в первой половине 2000-х годов на экраны вышла невероятно смешная черная комедия братьев Коэн «После прочтения сжечь», согласно которой миром правят слабоумие и паранойя, фантазия авторов казалась гротеском. Сейчас ощущение, что знаменитые режиссеры сильно поскромничали, жизнь оказалась куда большей затейницей.
Пандемия добавляет красок в богатую палитру. Происходящее настолько сюрреалистично, что стираются последние грани. Очень хочется рационализировать все, что мы видим вокруг, найти причину и, главное, виновного. Буйство информационных источников самой разной степени достоверности (либо недостоверности) дает богатейшую почву для выстраивания самых разнообразных схем и конструкций. Можно найти убедительные подтверждения практически чего угодно со ссылками и сносками на источники. Только компонуй как следует. Это несколько обескураживающий результат информационно-коммуникационной революции, которую мир пережил в начале XXI века.
В эпоху российской гласности конца 1980-х годов свободное циркулирование информации считалось гарантией того, что граждане будут иметь доступ к правдивой и полной картине мира. А это, в свою очередь, залог демократии и ответственности принятия решений. Сейчас же такое чувство, что все происходит наоборот — информационный поток смывает рамки действительности и окончательно сбивает с толку, хотя доступ к информации совершенно неограниченный и полный. Что само по себе никак не повышает способность публики ее воспринимать и анализировать.
Пропагандистская война между США и КНР по поводу происхождения коронавируса, которая на глазах набирает обороты, относится к той категории, в которой истина не просто становится первой жертвой, она вообще никого не интересует. И тут тоже бесконечное количество разных утечек, расследований, исследований и мнений ведет к тому, что царицей информационного поля становится спекуляция. Правда, с вполне материальными последствиями наподобие санкций, в чем мы в России уже убедились на более ранних примерах (см. дела Скрипалей и вмешательства). Конспирология переживает звездный час. Россия в данном случае не исключение. Полезно, как в зеркало, посмотреть на заокеанский пример, чтобы понять, как отталкивающе это увлечение выглядит со стороны.