Северный Кавказ как форпост России в меняющемся мире: риски и перспективы || Итоги проекта СВОП в Пятигорске
12 ноября 2023 г. Совет по внешней и оборонной политике при поддержке Фонда президентских грантов завершил проект «Северный Кавказ как форпост России в меняющемся мире: риски и перспективы», организованный совместно с Аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе на базе Молодёжного многофункционального патриотического центра «Машук».
В рамках мероприятия состоялась публичная лекция председателя Президиума СВОП Ф.А. Лукьянова и была проведена тренинг-игра с участием регионального экспертного сообщества по вопросам использования особенностей Северного Кавказа при выработке внутри- и внешнеполитической стратегии РФ.
Проект является логическим развитием предыдущих проектов: «Россия глазами зарубежных лидеров нового поколения» (2019), «Большая Евразия в восприятии нового поколения российских и зарубежных лидеров» (2020), «Управление международным кризисом в условиях глобальной неопределённости» (2021), «Преодоление трансграничного кризиса, вызванного влиянием международных факторов на внутреннюю устойчивость субъектов Российской Федерации» (2022) и «Российские регионы в условиях острого международного кризиса: ресурсы выживания и потенциал развития» (2023), которые были реализованы в различных городах Российской Федерации: в Москве, Екатеринбурге, Грозном, Владикавказе, Нальчике, Махачкале, Ставрополе, Черкесске, Пятигорске, Калининграде и в Казани.
Суть проекта
С февраля 2022 г. Россия живёт в новой̆ реальности. Как следует из публичных заявлений, США и НАТО намерены нанести стратегическое поражение России, что подразумевает поиск уязвимых точек для расшатывания обстановки в стране. Регионы Северного Кавказа, имеющие неоднородный̆ этноконфессиональный состав, без сомнения, служат мишенью для пагубного воздействия извне. Для того чтобы свести на нет возможные провокации Запада в регионе, необходима активная просветительская деятельность, направленная на разъяснение международной̆ ситуации и повышение готовности жителей̆ СКФО к возможным вызовам стабильности и порядка. Проект «Северный̆ Кавказ как форпост России в меняющемся мире: риски и перспективы» является одним из инструментов данной образовательной миссии.
Цели проекта
- Выявление перспектив и рисков для развития субъектов региона Северного Кавказа в новых международных условиях
- Определение потенциала международного сотрудничества северокавказских республик
- Исследование возможности использования регионального опыта на общероссийском уровне
- Анализ тенденций современных международных отношений и мирового развития с привлечением к диалогу представителей̆ столичной̆ и региональной̆ интеллектуальных элит
Мероприятия
12 ноября 2023 г. в рамках реализации проекта в г. Пятигорске были проведены следующие мероприятия:
1. Тренинг-игра «Противодействие разжиганию религиозно-этнической̆ розни с участием внешнего фактора в одном из регионов РФ» с привлечением регионального экспертного сообщества по вопросам использования особенностей Северного Кавказа при выработке внутри- и внешнеполитической стратегии РФ.
Участники игры
Материалы игры
Сценарий игры моделировал конфликт интересов вокруг инфраструктурного проекта в одной из северокавказских республик в условиях усложняющейся международно-политической обстановки. В игре приняли участие представители регионального и федерального политического, экспертного, академического сообщества, региональной администрации и СМИ. Участники проекта, разделенные на команды (НКО, региональное и федеральное объединения предпринимателей и служба безопасности), отрабатывали разрешение кризисной ситуации в рамках сценария, который предусматривал поэтапное обострение политико-экономической обстановки.
Введение новых переменных для обострения сценария
Сюжет развивался вокруг строительства новой транспортной магистрали на территории вымышленной республики Табасаран, которая должна стать структурным элементом маршрута «Север-Юг». Реализация такого проекта ставит под угрозу священные места малой этнической общности и заповедник, которые защищает некоммерческая организация (команда «НПО “Близкие благой истины”»). Существуют и альтернативные маршруты, каждый из которых по разным причинам не устраивает представителей федерального делового сообщества («Палата промышленников и предпринимателей Северо-Кавказского края»), регионального бизнеса («Консорциум “Табасаранские огни”») и местной службы безопасности («Департамент комплексной безопасности Республики Табасаран»).
Переговорная фаза
Командное обсуждение
Командное обсуждение
Поэтапное обострение ситуации осуществлялось на основании решений команд с помощью набора вводных, которые реализовывались в игре. С целью смоделировать противоречивую медийную среду и «информационный шум», который сегодня сопровождает любой конфликт, организаторы осуществляли новостные «вбросы», которые влияли (или не влияли) на решения команд.
Презентации командных стратегий
Презентации командных стратегий
Презентации командных стратегий
Участники игры
Игра отличалась высокой репрезентативностью, поскольку в ней приняли участие представители большинства кавказских республик. Команды продемонстрировали глубокое понимание проблем, существующих в мире и в регионе. Риск, связанный с запросом этнического меньшинства на справедливость, был купирован «охранителями», которые канализовали данную потребность в контролируемое движение в поддержку культурной и национальной идентичности. Другая часть запроса на справедливость была связана с требованием признания своего правового статуса, что в данном случае является синонимом запроса на значимость – «если нас не признают, это несправедливо».
Команда «Консорциум “Табасаранские огни”»
Команда «НПО “Близкие благой истины”»
Команда «Палата промышленников и предпринимателей Северо-Кавказского края»
Команда «Департамент комплексной безопасности Республики Табасаран»
Игроки не только стремились выполнить индивидуальные задачи, прописанные в сценарии, – они предлагали решения, предусматривающие кооперацию между соперничающими командами для получения совместной выгоды. Наконец, столкновение интересов на региональном уровне затрудняет договоренности между равными, постоянно возникает искушение обратиться к внешнему, более авторитетному и сильному, медиатору. При этом в роли такого медиатора может выступать как федеральный центр, так и внешний актор (в данном случае – Китай), которому местные интересанты готовы отдавать часть собственной экономической субъектности.
2. Публичная лекция председателя Президиума СВОП Фёдора Лукьянова «Россия как “самобытное государство-цивилизация”: что это значит?»
На публичной лекции «Россия как “самобытное государство-цивилизация”: что это значит?» Фёдор Александрович Лукьянов, председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики», директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», рассказал о месте и роли России в новой внешнеполитической обстановке. После лекции выступающий ответил на вопросы слушателей.
Публичная лекция Фёдора Лукьянова
Общее фото участников проекта в Пятигорске
Комментарии игроков
По итогам мероприятия участникам было предложено высказаться на тему «Возможно ли превратить региональный эгоизм в фактор роста или национальной безопасности?». Ниже публикуем комментарии игроков.
БОДРОВ Андрей Кириллович, Управа района Коньково ЮЗАО г. Москвы
Региональный эгоизм, на первый взгляд, несет в себе вредную суть, предлагая развитым регионам страны меньше сотрудничать с регионами-реципиентами. Считаю, что данный термин может быть применим как к сильным, так и развивающимся регионам, которые находятся в поиске или только начинают развивать свои сильные стороны. С одной стороны, региональный эгоизм позволяет снижать конкуренцию между регионами в борьбе за ресурсы инвесторов и внимание федерального центра. С другой стороны, именно в конкуренции и кооперации кроются новые горизонты развития.
Написанное выше приводит к мысли, что региональный эгоизм должен быть избирательным — например, в случае приграничных регионов — при выборе о том, чтобы поделиться технологиями с регионом другого государства или регионом-соседом в своей стране, выбор должен быть очевиден. Если регион не обладает значимыми конкурентными преимуществами и только начинает ощущать почву под ногами – здесь также должен присутствовать региональный эгоизм. Если же регион обладает значимыми ресурсами и влиянием, политическим весом, не может быть ничего зазорного в том, чтобы помогать развиваться своим соседям.
Региональный эгоизм может стать фактором роста только на ограниченный период времени и в первую очередь для региона, который еще не может относить себя к развитым в силу разных факторов. В рамках обеспечения национальной безопасности, при взаимодействии с международными партнерами политика в канве регионального эгоизма более чем оправдана, так как здесь региональный эгоизм напрямую коррелирует с поддержкой и защитой национального суверенитета. В случае взаимодействия с соседними регионами внутри своей страны подобная политика должна быть избирательной, а предпочтение нужно отдавать кооперации, помощи, даже «наставничеству» между регионами.
ГАБАРАЕВА Марина Руслановна, лаборатория прикладной социологии и конфликтологии ВНЦ РАН (г. Владикавказ)
Можем ли мы сделать человеческий личностный эгоизм источником взаимопомощи и процветания? Если придет осознание, что ради личного блага и процветания вам нужно работать над всеобщим благом и процветанием, то может быть. Если же мы не станем надевать розовые очки и примем во внимание особенности человеческой природы не всегда склонной к различного рода осознаниям, то придется признать, что нет, не может быть. Любая форма эгоизма в контексте Северного Кавказа вряд ли может привести к какому-либо положительному результату. То же самое можно сказать и про любой другой регион России, однако в случае с Кавказом региональный эгоизм ляжет на все еще существующую почву национализма и иногда прорывающегося сепаратизма.
Региональный эгоизм может стать фактором экономического роста, фактором развития территории региона. На какое-то время. Может быть, даже достаточно продолжительное. Может быть, именно точечный и аккуратно контролируемый федеральным центром региональный эгоизм, подстегивающий развитие региона, был бы вполне рабочей идеей. Но никто не выживает один. Реалии российских регионов слишком разные (от наличия полезных ископаемых до уровня промышленного развития и численности рабочей силы), чтобы хоть один из них имел возможность существовать исключительно с помощью внутренних ресурсов. Если же регион в состоянии существовать отдельно и полностью себя обеспечивать, то зачем ему быть частью государства? Зачем элитам этого региона делиться ресурсами с федеральным центром?
Региональный эгоизм в любой точке России может привести к сепаратизму, тем более в точках существования национализированных политических элит. А уж если это национализированные элиты, к которым могут поступать заманчивые предложения других стран, заинтересованных в регионе, то почему бы им не попробовать пожить отдельной от России жизнью? Полноценное развитие страны в целом и каждого региона в частности возможно только с помощью коллективной работы над процветанием государства и взаимопомощи.
МАКОЕВА Мадина Олеговна, НТК «Осетия-Ирыстон» (г. Владикавказ)
Регион — при всей его автономности — не более, чем одно из звеньев большой цепи. И его эгоизм как раз и заключается в том, чтобы завязать на себе как можно больше стратегически и экономически важных задач. Сегодня невозможно существовать ограниченно, только — органично. Органично вписываясь в федеральную и, что немаловажно, международную повестку. Причём, включая информационное поле: уже нельзя жить вне контекста новостей других субъектов и всего мира. Один в поле — он, конечно, воин. Только вопрос в том, сколько времени он выстоит?! Союзы, интеграции и обмены — это единственно возможный путь развития сегодня. Пойдя по нему регион может повысить качество многих сфер деятельности — от образования до культуры. И снизить уровень своей экономической уязвимости.
ГАМИДОВА Джума Магомедрасуловна, ООО «Образовательный онлайн-проект» (г. Махачкала)
«Возможно ли превратить региональный эгоизм в фактор роста или национальной безопасности?». Да, возможно. В зависимости от того, на какие точки экономического роста необходимо направлять стимулирующее бюджетное воздействие, чтобы обеспечить улучшение социально-экономического положения региона. Однажды возникнув, экономические точки роста создают условия для дальнейшего развития системы, приводя к кумулятивному эффекту, превосходящему изначальный импульс. Причем надо учитывать то, что для разных регионов надо использовать разные средства и импульсы (оптимизация размеров и структуры хозяйства данного центра или района), определение наиболее выгодного места размещения предприятия, построение инфраструктуры и т.д.) Вслед за относительным социально-экономическим выравниванием в регионах понижается градус влияния извне (внешние угрозы). Региональный эгоизм и претензия на политическую субъектность может помочь и в случаях внутренних угроз. Например, от общефедеральных негативных тенденций и явлений, непосредственно проявляющихся в регионах и муниципальных образованиях (инновационные, экологические, миграционные, приграничные проблемы, криминальный аспект, в том числе терроризм, коррупция и так далее).
ВАСИЛЬЕВ Евгений Игоревич, Ставропольская краевая коллегия адвокатов
Исходя из сложившихся итогов нашей игры считаю, что превратить региональный эгоизм в фактор роста или национальной безопасности вполне реалистично. В данной ситуации будет важен фактор заинтересованности региона в тех условиях роста и национальной безопасности, которые федеральная власть желает возложить на регион, либо как пример из нашей игры, чего может лишиться регион, если не будет привлекать свои ресурсы для укрепления роста и национальной безопасности. В нашей игре изначально был сделан упор на то, что дорогу собираются строить по национальному заповеднику и по святым местам малого народа, в связи с этим данным народом и были предприняты меры и привлечены собственные ресурсы для строительства двух других альтернативных дорог, но мы не знаем возможно, изначально, эти условия были созданы искусственно, как раз для того, чтобы заинтересовать регион в выделении собственных ресурсов на создание как раз таки тех двух альтернативных дорог, и целью федеральной власти как раз таки было строительство именно тех двух альтернативных дорог с привлечением ресурсов региона. На основании вышеизложенного складывается вывод, что превратить региональный эгоизм в фактор роста или национальной безопасности вполне возможно и реально!
ГОРЬКИЙ Артём Олегович, Региональное отделение Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» в Ставропольском крае
Игра, которая проходила в Центре знаний «Машук», заставляет задуматься о том, как сложно устроен мир, особенно на Кавказе. Мы постоянно говорим: «Восток – дело тонкое», но эта фраза очень подходит и для Кавказа. Строительство транспортного коридора через Кавказский хребет дело нелёгкое. Тут связано и с экологией, и с нарушением историко-культурных памятников. Ещё сложнее ситуация – кому это выгодно. Тут вмешиваются международные отношения. И в игре мы принимали на себя разные стороны, смотрели как сделать грамотно, учитывая обстановку в Закавказье, отношение к Российской Федерации государств и возможность улучшить с этими странами отношения. Для нас, жителей многонационального Северного Кавказа, тема конфликтов известна давно, и поэтому мы сразу вникли в решение проблемы, без предварительной подготовки от организаторов. Хотелось выразить благодарность организаторам этой игры, данное мероприятие доказало, что только путем переговоров и нахождения общего компромисса можно найти решение, а ваши вводные в игре ещё больше доказали, что сила России в её единстве.
Список участников проекта
Материалы по итогам
По итогам проекта СВОП в Пятигорске был выпущен ряд информационно-аналитических материалов.
Телеграм-канал Совета по внешней и оборонной политике
Телеграм-канал журнала «Россия в глобальной политике»
Страница Совета по внешней и оборонной политике ВКонтакте
Страница журнала «Россия в глобальной политике» ВКонтакте
Наши партнёры об итогах проекта
Будущее Кавказа
Будущее Кавказа (Телеграм-канал)
Будущее Кавказа (Яндекс.Дзен)
АНО «Северо-Кавказские новости»
Город-курорт Пятигорск. Официальный сайт
БеzФормата (Нальчик)
- В центре знаний «Машук» участники из ЛНДР участвовали в семинаре «Школа кавказоведов. Смыслы Кавказа»
- Эльдар Шонтуков принял участие в образовательном форуме
БеzФормата (Черкесск)
КЧГУ им. У.Д. Алиева
Пятигорская Правда
Проект реализован Советом по внешней и оборонной политике совместно с Аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе на базе Молодёжного многофункционального патриотического центра «Машук» в рамках направления «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с Указом Президента РФ от 30 января 2019 г. N 30 и на основании конкурса, проведённого Фондом президентских грантов (договор №23-2-003767 от 14.07.2023).
Подготовила Евгения Прокопчук
Читайте также: Проект «Северный Кавказ как форпост России в меняющемся мире: риски и перспективы» в г. Грозном || СВОП совместно с Чеченским государственным университетом им. А.А. Кадырова
Метки: президентский грант, проект СВОП, Северный КавказOne Comment »
Оставить комментарий!
Automatizuoti ir tikslūs skaičiavimai: Atlyginimų skaičiavimai rankiniu būdu gali būti klaidingi ir reikalauti daug laiko. Programinė įranga Cherry Team automatizuoja visą atlyginimų skaičiavimo procesą, todėl nebereikia atlikti skaičiavimų rankiniu būdu ir sumažėja klaidų rizika. Tiksliai apskaičiuodama atlyginimus, įskaitant tokius veiksnius, kaip pagrindinis atlyginimas, viršvalandžiai, premijos, išskaitos ir mokesčiai, programa užtikrina tikslius ir be klaidų darbo užmokesčio skaičiavimo rezultatus.
Sutaupoma laiko ir išlaidų: Darbo užmokesčio valdymas gali būti daug darbo jėgos reikalaujanti užduotis, reikalaujanti daug laiko ir išteklių. Programa Cherry Team supaprastina ir pagreitina darbo užmokesčio skaičiavimo procesą, nes automatizuoja skaičiavimus, generuoja darbo užmokesčio žiniaraščius ir tvarko išskaičiuojamus mokesčius. Šis automatizavimas padeda įmonėms sutaupyti daug laiko ir pastangų, todėl žmogiškųjų išteklių ir finansų komandos gali sutelkti dėmesį į strategiškai svarbesnę veiklą. Be to, racionalizuodamos darbo užmokesčio operacijas, įmonės gali sumažinti administracines išlaidas, susijusias su rankiniu darbo užmokesčio tvarkymu.
Mokesčių ir darbo teisės aktų laikymasis: Įmonėms labai svarbu laikytis mokesčių ir darbo teisės aktų, kad išvengtų baudų ir teisinių problemų. Programinė įranga Cherry Team seka besikeičiančius mokesčių įstatymus ir darbo reglamentus, užtikrindama tikslius skaičiavimus ir teisinių reikalavimų laikymąsi. Programa gali dirbti su sudėtingais mokesčių scenarijais, pavyzdžiui, keliomis mokesčių grupėmis ir įvairių rūšių atskaitymais, todėl užtikrina atitiktį reikalavimams ir kartu sumažina klaidų riziką.
Ataskaitų rengimas ir analizė: Programa Cherry Team siūlo patikimas ataskaitų teikimo ir analizės galimybes, suteikiančias įmonėms vertingų įžvalgų apie darbo užmokesčio duomenis. Ji gali generuoti ataskaitas apie įvairius aspektus, pavyzdžiui, darbo užmokesčio paskirstymą, išskaičiuojamus mokesčius ir darbo sąnaudas. Šios ataskaitos leidžia įmonėms analizuoti darbo užmokesčio tendencijas, nustatyti tobulintinas sritis ir priimti pagrįstus finansinius sprendimus. Pasinaudodamos duomenimis pagrįstomis įžvalgomis, įmonės gali optimizuoti savo darbo užmokesčio strategijas ir veiksmingai kontroliuoti išlaidas.