Сергей Караганов, Алексей Малашенко: Сирия: взгляд профессионалов
Сергей Караганов, Алексей Малашенко
| Лента.Ру
Эксперты о том, что вывод российских войск принесет Москве и Дамаску
Россия выводит значительную часть военного контингента из Сирии в то время, когда в стране только установилось хрупкое перемирие.
«Лента.ру» поговорила с российскими экспертами и попыталась понять, что стоит за таким решением и что это значит для Москвы и Дамаска.
Сергей Караганов, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:
Во-первых, Россия действительно достигла большинства поставленных перед собой целей. Во-вторых, начался мирный процесс, в-третьих — и это, может, самое главное — и в Сирии, и в целом на Ближнем Востоке ситуация безысходная. Ограниченное участие — это одно, а влипнуть, как Советский Союз в Афганистане или как наши партнеры в том же Афганистане и Ираке, — другое.
Чем раньше мы ограничим прямое вовлечение в ситуацию, тем лучше, я всегда к этому призывал. Правда, стоит заметить, что мы не уходим из Сирии окончательно: оставляем базы и будем предпринимать действия для поддержания мирного процесса. Например, можем кого-нибудь отбомбить на всякий случай.
Что касается глобальной ситуации, то это решение еще значительнее усиливает позиции России в мире. Улучшить скверные отношения с Западом, прекратив операцию в Сирии, не получится. Западу образ врага нужен значительно больше, чем России. Но теперь Запад привыкает к тому, что Москва действует так, как хочет, защищает свои интересы.
Алексей Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги:
Это все похоже на гадание на кофейной гуще, но, на мой взгляд, существует два варианта толкования принятого Путиным решения. Первый — это де-факто признание поражения России. Наверное, можно было бы добиваться окончательного перелома ситуации в российскую пользу, но этого сделать не удалось, поэтому военное присутствие стало бесперспективным. Тем более, если и дальше усиливать такое присутствие, следовало бы уже говорить о наземной операции — но это исключено.
Второй вариант толкования прямо противоположный — была договоренность, которая долгое время держалась в тайне. Россия уходит, острая ситуация смягчается, а за это США дают некие гарантии Башару Асаду — он остается на время переговоров, на него не оказывают давление, и его дальнейшая судьба решается отдельно.
В таком случае получается, что на уступки пошли уже американцы. Если это так, то это можно считать определенным успехом Москвы. Потому что, если Асада уберут, тогда вообще непонятно, зачем было посылать в Сирию войска. Думаю, уже скоро все прояснится.