Сергей Караганов: Зачем нужна национальная идентичность
Проблема определения того, кто мы, с какой своей историей мы себя ассоциируем, являемся ли мы самостоятельной, но периферийной частью Европы и хотим ли ей быть, стоит. Как стоит и вопрос о нашей связи с нашей собственной культурой.
Во время дискуссии на прошлогодней юбилейной — двадцатилетней — Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) ее некоторые российские участники высказались за то, чтобы члены организации занялись бы определением российской идентичности. Значительной части своповцев, справедливо причисляющих себя к просвещенной части российской элиты, идея показалась дурным тоном. Ведь до сих пор поисками идентичности занимались самые кондовые и консервативные российские интеллектуалы.
Но проблема определения того, кто мы, с какой своей историей мы себя ассоциируем, являемся ли мы самостоятельной, но периферийной частью Европы и хотим ли ей быть, стоит. Как стоит и вопрос о нашей связи с нашей собственной культурой. Великая литература XIX — начала ХХ века, крупнейший вклад России в мировую цивилизацию, стала выходить из российского общественного оборота. Большинство даже думающих людей не ощущает связей нашей культуры с античной. А ведь в последней заложен генетический код нашей цивилизации, собственной культуры, в том числе поведенческие модели, воспроизведенные и развитые в христианстве. А как мы можем понять величайшего русского писателя Пушкина, не понимая, что он вырос на античной истории и культуре?
Еще более остро стоит вопрос о том, какими мы хотим быть и куда мы (большинство российской элиты, населения) хотим идти. Один из популярнейших ответов известен: мы слишком разные, и не договоримся. И разве можно договориться с «ними»? Болотниками? Коррумпированными авторитаристами? Националистами? Если такой ответ останется преобладающим, и элиты не найдут в себе мозгов и чувства самосохранения, чтобы начать договариваться на основе какой-то общей программы, наше обычно малопредсказуемое будущее станет предсказуемым. Мы станем нацией самоубийц, обрекающих себя и свою страну на застой, деградацию и новый развал.
Конечно, главная проблема современной российской идентичности или ее отсутствия — трагическая российская история XX века, когда над народом был совершен безбожный эксперимент, а большинство ему не воспротивилось. Когда уничтожались вера, совесть, честь, человеческое достоинство, чувство сопричастности с великой историей и его носители — священнослужители, аристократия, интеллигенция, трудовое крестьянство. По сути все лучшее и лучшие.
Советский Союз создал свою идентичность. В ней было и немало хорошего. Но он развалился. Социалистическая экономика советского образца оказалась неработоспособной.
После развала нужно было выживать. Выжили чудом. Не устану повторять: единственно «правильным» политологическим объяснением того, что мы не сорвались в новую кровавую гражданскую войну и не совершили в прошлое двадцатилетие окончательного национального самоубийства, является, с моей точки зрения, то, что Всевышний простил народу страшный грех коммунизма.
Выживание не предрасполагало к творческим поискам новой идеологии нации. Тем более что само слово «идеология» вызывало тяжелую оскомину после семидесяти лет коммунизма. Было как бы решено, что само общество, народ родит себе новую идентичность и новую идеологию. Не получилось. С советской идентичностью с грехом пополам расстались. А нового, кроме единственной на сегодня национальной идеи — памяти о Великой Отечественной войне — не создали.
И до сих пор ни общество, ни власть, ни интеллектуальная элита не нашли идей, объединяющих страну, движущих ее вперед. Была успешная реставрация государства, которая была дополнена идеей «вставания с колен» и идиотизмом «великой энергетической державы». Затем все увлеченно заговорили о модернизации, не вкладывая в образование и людей и предпочитая не замечать ускоряющейся демодернизации страны.
Отсутствие сформулированной национальной идеи, основанной на идентичности, устремленной вперед и разделяемой большинством элиты, выгодно части этой элиты, предпочитающей воровать, и не связывающей себя с будущим страны или не способной думать о нем.
Но экономический рост затихает. Общественное недовольство подспудно растет, элиты разделены, часть их просто уезжает или вывозит деньги и детей.
В недавней истории уже был очень похожий период — рубеж 1970-1980-х гг. Правящая элита благоденствовала, интеллигенция тихо ненавидела власть, но жила по советским меркам комфортно. Часть недовольных (евреи) уезжали. Народ безмолвствовал. И никто уже ни во что не верил. Все надо всем издевались. Советская идентичность умирала. Затем посыпались нефтяные цены, и страна развалилась.
Кое-какие дебаты в стране все-таки ведутся. Но они разнонаправлены, и их сторонники не хотят вести диалог.
«Соборники» верят в особую русскую духовность, коллективизм. Запад — враг, Россия — наследница Византии. Во внешнеполитическом отношении — ориентация на всех противников Запада, в том числе на ислам и мусульманские государства. До начала 2000-х — еще и на Китай (в этой группе были сильны коммунисты). Но теперь боятся и его.
На смену уже совсем оторванных от жизни «соборников» идут идеологи «русской доктрины». Они опираются на традиционные православные ценности, но в модернизированном варианте с упором на успех в жизни земной и на умеренный национализм. «Особый коллективизм» русских обосновано отвергается. «Русскую доктрину» поддерживает, видимо, нынешнее относительно модернистское руководство РПЦ.
Сторонники и «соборности», и «русской доктрины» не жалуют европейский период русского развития. Но вторые приемлют Россию со всей ее историей. Если первые почти однозначно позитивно относятся к советскому, «сталинскому» периоду русской истории, то вторые более осторожны. Первые представляют просто неконкурентоспособные круги российского общества, вторые ориентируются на мелкую и среднюю национальную буржуазию. Эта школа, видимо, имеет будущее, хотя в ней немало устремленности в никогда не существовавшее далекое прошлое.
Растут ультранационализм и ксенофобия. Они мало представлены в формальной интеллектуальной сфере, но мощно присутствуют в блогосфере и общественном сознании. Лозунг — «Россия для русских», неприятие не только Запада, но и всего внешнего мира. Среди россиян, придерживающихся этих взглядов, особенно сильны настроения против «кавказцев», выходцев из Азии. Заметен и антисемитизм, ушедший из риторики националистов, в той или иной степени ориентирующихся на власть.
Пытается возрождаться неоимперская (она же неосоветская) школа. Ее главный тезис: Россия не может существовать без империи. Смысл существования — в восстановлении бывшего Советского Союза, в том числе и с опорой на военную силу. Вокруг враги, война неизбежна, к ней нужно готовиться. Все силы на оборону, развитие армии и ОПК. Требуется огосударствление всей крупной частной собственности. Т.е. по сути, предлагается вернуться на путь военно-экономической мобилизации, который уже раз погубил страну (СССР). С этой школой власть заигрывает, но она малоперспективна, слишком очевидно нереалистична.
Все более явно растет популярность левых идей. Причина очевидна — нелегитимность крупной собственности из-за приватизации без права, несправедливость социальной и политической систем, слабость социальных лифтов для активной части населения. Отсутствие понятной и приемлемой для большинства стратегии развития.
«Новая левая» концепция еще не оформилась в самостоятельное течение, находится в тени «старых левых» — коммунистов. Ее мощно подавляют, но у нее, видимо, есть сильные перспективы. Три четверти российских граждан — за национализацию крупной частной собственности. При этом, что такое «крупная» — сформулировать никто не может. По опыту знаем: вся, что крупнее моей. Т.е. при полностью демократических выборах мы можем получить новую социалистическую революцию.
Либерально-западническое крыло политиков и интеллектуалов, не готовых к жесткой оппозиции, предлагает мечты о том, какой бы хотелось видеть Россию, и критикует власть за авторитаризм. Однако не обращает внимания на реальное состояние страны и народа, ориентируется на недостижимый идеал и только на продвинутое меньшинство.
Как и прежде, предлагается равнение на Европу. Но та потеряла часть привлекательности, находится в поиске самой себя. И теперь неясно, на какую Европу ориентироваться. Нынешнюю, отходящую от христианства в сторону политкорректных ценностей тотального равноправия и общества потребления? Или ту, что была раньше, — с динамичной социальной рыночной экономикой, элитистской демократией и без диктата меньшинств? Или на ту, что появится после глубокой адаптации в результате нынешнего системного кризиса?
Правое большинство «креативной» оппозиции предлагает только всеобщую демократию и почти тотальное отторжение власти, любых ее инициатив и бойкот тех, кто из соображений выгоды или разума готов к сотрудничеству с ней. Пока эта фронда, несмотря на высокое качество и уровень образования участвующих в ней людей, не предлагает никакой альтернативы политике властей или ее отсутствию. Поэтому и проседает.
Правящие же верхи не предлагают ни очевидной стратегии развития, ни внятного идеологического проекта. Главное, хотя и несформулированное в официальной политике — умелое поддержание раскола элит и общества, их пропагандистское отвлечение от действительно важных проблем. Одновременно усиливаются элементы реакции и пока точечные, но все более расширяющиеся репрессии. Особую тревогу вызывает то, что, стремясь ограничить оставшееся от 1990-х гг. внешнее влияние на внутреннюю ситуацию, власть де-факто давит один из важнейших источников развития, — самодеятельные общественные организации граждан (СОГ), которые иначе еще называются НПО или НКО.
И все эти направления мысли пронизывает тотальный пессимизм.
Так что национальная идея нужна, нужна выработка в себе и восстановление духовной связи со своей страной. Необходимо преодолевать «хаос в головах» и самоедское недоверие, вырабатывать в себе идентичность, устремленную в будущее, но основанную на реалистическом понимании своих слабостей и сильных сторон, своих корней.
Толчок этим поискам и призваны дать дебаты на юбилейной сессии Валдайского клуба, который в десятый раз организуется РИА «Новости» и СВОП. Спорить будут в основном россияне. Иностранные участники оценят реалистичность и уровень российских споров и поделятся своим опытом и проблемами. Ведь кризис, хотя и свой, идентичности испытывают почти все — и китайцы, и европейцы, и даже американцы.
Но для России проблема стоит гораздо острее — без понимания, кто мы и куда мы хотим идти, мы в лучшем случае обречены на уже начавшееся ослабление своих позиций в мире. А в худшем — выглядящем все более реалистичным — на повторение уже не рубежа 1970-1980х гг., а рубежа 1980-1990-х гг.
Материалы по теме
2 комментария »
Оставить комментарий!
Россия – какого народа государство!? Многонационального
Русского Народа или россиянщина инородцев!?
С разрушением государства – СССР, прорабами предательской перестройки посредством шулерских махинаций и головотяпства, была образована Российская Федерация равноправных народов, народностей и этнических групп, буквально наделённых теперь уже своей государственностью, которой фактически раньше у большинства не было!
Результатом такого строения Российской Федерации государство – образующий народ – нация русских людей (великороссов, малороссов и белорусов) оказались лишёнными своей национальной суверенной государственности.Она попросту растворилась в государственности ранее присоединённых – коренных народов, народностей и этнических групп.
Это закреплено косвенно в существующих договорах о Федеративном устройстве государства РФ. Учитывая, что кроме коренного населения в РФ – ии после разрушения СССР, проживает большое количество людей не русской национальности, да ещё и имеющих двойное гражданство и свои национальные государства, казалось бы, необходим закон регламентирующий нахождение — проживание их на территории РФ.
Для укрепления государства и устранения межэтнических и национальных перекосов государственной Думе России безотлагательно принять закон о пропорциональном национальном представительстве в органах государственной власти России!
Деятели 5-й сатанинской колонны, используя советское прошлое (буквально под «шумок») пользуясь не совершенством законодательства (сами же его и разрабатывали для бывших «братских» народов вновь образованной Российской Федерации, равно как и СССР) таким образом, лишили государственно – образующий Русский Народ его законной суверенности!
Русских просто вывели за скобки Российской суверенной демократии и кто? — некогда находившиеся за чертой осёдлости и поражённые в правах, пригретые русскими, обездоленные представители малых народов. Сегодня большинство представителей этих малых народов проникли во все органы власти РФ — ии, на все высшие, ключевые посты социально- экономической жизни страны. Таким образом, произошла экспансия государства Русского народа инородцами, методом культурного сотрудничества.
Напомним, запамятовавшим, что Российская Империя и СССР – это были многонациональные государства. Но сама Россия (как и Московская Русь) была Моноэтническим государством русского народа (великороссов, малороссов, белорусов и других народов, народностей и этнических групп, не имевших и в зародыше своей государственности).
Таким Моноэтническим государством, соответствующим всем международным стандартам является нынче Российская Федерация! Это юридически подтверждается последней переписью 2010 года. Согласно данных официальной статистики великороссов в РФ – ии – 78%, вместе с малороссами и белорусами – это составляет чуть более 80%, вторыми по численности идут татары, их 3,72%, остальных народов, народностей и этнических групп, всех вместе, едва набирается 6%, а если каждого в отдельности, то некоторые не дотягивают и до 1%-а.
И что прикажете делать русским униженным, оскорблённым лишённым суверенитета в собственной стране!? Как Президент и его потешное Правительство собираются дальше управлять страной!?
Для размышления и подтверждения тщетности усилий нынешнего руководства страны по обустройству России без восстановления прав и полномочий Русских людей в России, приведу высказывания Великих умов, так горячее любимого запада и не только:
«Русские никогда не будут счастливы, зная, что где – то твориться не справедливость». Шарль де Голь, президент Франции;
«Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель». Фридрих Гегель, немецкий философ;
«В несправедливом строе, когда меньшинство паразитирует на большинстве, у Русских людей нет мотивации к труду». Шири Ауробиндо, индийский мыслитель, поэт.
Многие просвещённые люди дореволюционной России, уже тогда предупреждали, что если предоставить Россию иноплеменникам, иноверцам и иностранцам,- то не только разруха постигнет страну, но не будет самой России!
Как раз всё то, что Мы с Вами имеем нынче в России по Факту!!!
Статья Сергея Караганова — это лишь попытка постановки вопроса. К сожалению в России нет специалистов в области изучения наций и этносов.
Как можно не понимать, что называя в конституции русский народ государствообразующим, вы одновременно переводите все остальные народы России в категорию негосударствообразующих?! На ровном месте создается очередная конфликтная ситуация между русскими и всеми остальными. На сегодняшний день Россия не является национальным государством. Российская Федерация — это полиэтническое государство. При этом в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 74 раза используется определение национальный (-ая; -ое и т.п.) Сколько не говори халва, халва — во рту слаже не станет. Национальное государство — это унитарное государство. Посмотрите на Францию там ещё в декабре 1789 года принят декрет о введении департаментов вместо провинций, исторически сформировавшихся по этническому признаку. Французские департаменты организованы по территориальному принципу. Во французских департаментах нет законодательных органов. Законы принимаются только в Париже. Россия частично сформирована по этническому признаку. Со времен СССР ничего не изменилось. Большевики могли себе позволить себе республики — у них была диктатура пролетариата. Если кому-то что-то не нравилось…
У РФ нет ни марксовской диктатуры пролетариата, ни французского декрета о подозрительных. Почитайте Валлерстайна о том, что значит сегодня государству не быть не быть нацией. Сегодня Россию можно разрушать вооружившись исключительно Конституцией РФ и Уставом ООН! В России и сегодня ничего неизвестно о том, как был сделан всеукраинский референдум 01.12.1991. Если, что — зовите хоть расскажу как это было.
П. Рорбах еще в первой половине двадцатого столетия сравнивал Россию с апельсином и мечтал о «расчленении русского колосса на свои естественные исторические и этнографические составные части».
Ничто не изменилось.
С лучшими пожеланиями,
Юрий Николаев