Сергей Караганов: Как не попасть на обочину истории
Образом России все еще остается «Витязь на распутье»
Сегодня трудно поверить, что международному дискуссионному клубу «Валдай» 10 лет. За эти годы на моих глазах успешно разваливались многие проекты, которым эксперты обещали светлейшие перспективы. А тут некая летучая общность, возникающая несколько раз в год, состоящая из людей, представляющих самые разные взгляды, научные школы, страны, живет и прирастает участниками. Причем любые вспышки острейших противоречий, возникавших в ходе дискуссий, здесь приветствуются как кинжальные атаки в футболе. Может быть, привлекательность клубу задает то, что польский диссидент и журналист Адам Михник на одном из заседаний назвал «пиршеством ума»?
Однозначного ответа не дам. Естественно, сильнейшим фактором стабильности может быть то, что при всем разнообразии обсуждаемых проблем мирового порядка ни разу не было, чтобы «Валдай» в своих интеллектуальных борениях не возвращался к России. К ее месту, роли, цели. К тому, как мы ее ощущаем сами. И к тому, каким нас видит окружающий мир.
Поэтому тема юбилейного заседания «Многообразие России в современном мире» с подтемой «Что такое современная российская идентичность» не могла не вобрать в себя все иные обсуждавшиеся проблемы. Как говорится, о чем ни начни, заканчивается тем же. Тема первого, теперь уже исторического заседания звучала так: «Россия на рубеже веков: надежды и реалии».
…Тогда, на первой встрече, дискутировать пришлось в Великом Новгороде. Валдайский пансионат дал течь – отказали то ли канализация, то ли водопровод.
Событие, сопровождающее рождение клуба, было трагическим – захват террористами школы в Беслане.
Первое заседание провел на костылях. Порвал связки, и нога сильно болела.
Кто после этого скажет мне, что все начиналось не по-русски?
Тем не менее начало удалось. Главным событием того форума, конечно, стала неформальная встреча пионеров клуба с президентом Владимиром Путиным.
Эта счастливая возможность так окрылила многих, что они, особенно журналисты и внешние наблюдатели, стали воспринимать смысл и следующих форумов как повод хотя бы раз в год пообщаться с главой российского государства. Я с самого начала возражал против такого, можно сказать, упрощенного понимания задач форума.
«Валдай» был уникальной площадкой для свободных, ярких и продуктивных дискуссий между иностранными и российскими представителями интеллектуальных элит.
У истоков клуба стояли две такие разные организации, как Совет по внешней и оборонной политике (СВОП) и РИА Новости. Непременным условием, а теперь уже традиционной особенностью этих встреч сразу стало правило приглашать на них выразителей самых разных взглядов и мнений. Для некоторых радикалов это бывает единственной возможностью в мирной атмосфере поспорить с такими неистовыми оппонентами, встречи с которыми на других собраниях невозможно представить и до сих пор.
Если говорить о климате этих встреч, то участники в дни форумов просто обречены на то, чтобы не только обсуждать темы повестки встречи, но и общаться, жить в неформальной обстановке. Именно эта атмосфера оказывается и умиротворяющей, и конструктивной.
А еще – это самая значительная дискуссионная площадка для взаимодействия российского интеллектуального класса с коллегами из-за рубежа. Я считаю эти две функции самыми важными, определяющими смыслы, цели, особенности клуба.
Больше того, со временем клуб стал расширять деятельность. Проходит, так сказать, ежегодная базовая встреча помимо этого. Мы проводим один-два форума в год с американцами, европейцами, китайцами, интеллектуалами и журналистами из других азиатских государств. Появился и ближневосточный «Валдай», где встречаются интеллектуалы сегодня весьма неспокойных стран этого региона.
И повторю, что нас не смущает, если на наших дискуссиях постоянно находятся ораторы, с воззрениями которых трудно согласиться российскому большинству участников. Скажу больше. Я уверен, что попытки некоторых чиновников производить свою селекцию кандидатов на участие в заседаниях клуба могут только навредить как качеству дискуссий, так и репутации «Валдая».
Пока эта репутация нас устраивает. Если вспомнить некоторые прогнозы, сделанные в то или иное время, то как минимум на самоуважение валдайское сообщество уже имеет полное право.
Так, четыре года назад в докладе клуба утверждалось, что так называемая перезагрузка в отношениях России и США обречена, так как она строится на неправильной основе. Нельзя было выстраивать новое партнерство на устаревших проблемах ограничения вооружений, а нужно было искать новые задачи и подходы для сближения позиций. Увы, это предостережение не было услышано.
Именно здесь была выдвинута концепция Союза Европы – единого экономического, политического, человеческого, энергетического пространства России и Европы. Эту идею потом подхватили многие, в том числе и у нас. Она стала официальной политикой России. Но, увы, пока не переросла в реальность, потому что жизнь распорядилась по-другому. Европе, как говорится, стало не до чего. Да и мы стали от нее отворачиваться. Но разумной альтернативы союзу нет. Иначе и мы просядем по одиночке.
Надо вспомнить и знаковый доклад «Вперед, к Великому океану», обосновывавший новую стратегию освоения Забайкалья. И мы эту работу продолжаем. Потому что клуб нашел поддержку групп иностранных ученых, изучающих Сибирь и Дальний Восток. Это исследователи из Сингапура, Кореи, Японии, Норвегии, которые уже работают над тем, чтобы к обшей выгоде помочь России освоить то, что мы обозначили как «Последнее открытое пространство Азии». Эти люди сотрудничают с клубом, с Высшей школой экономики, другими российскими структурами. Они представляют собой уже некий интернациональный консорциум, помогающий конкретной политике разных стран.
Продолжает интернационализироваться и наш клуб. Сегодня почти треть зарубежных участников встреч составляют турки, иранцы, индийцы, сингапурцы, китайцы и т.д.
Это очень важно и для российской интеллектуальной элиты. Потому что она изначально была ориентирована на Европу. Но мир изменился, обрел новые векторы движения. Одно дело – хотеть жить как в Европе с ее свободами, правами человека. Другое – понимать, что в мире этот континент представляет лишь один из важных регионов. В этом смысле валдайские встречи носят еще и обучающий характер – это живой обмен современными знаниями и реальным опытом развития разных не только стран, но и цивилизаций. А уж о горизонтальных связях между участниками встреч рассказывать не берусь, настолько они обширны, многообразны, динамичны и перспективны.
Иногда меня спрашивают: «А правда ли, что клуб «Валдай» – пропагандистский проект Кремля?» Я, не кривя душой, отвечаю: «Вполне возможно». Потому что в том, что происходит ежегодно на этих встречах, реальная интеллектуальная деятельность по поиску и укреплению позитивных связей с внешним миром, обсуждению новых экономических, социальных, научных концепций и т.д. Мы это делаем не для того, чтобы российская власть становилась в чьих-то глазах лучше. Но, наверное, это выгодно власти.
Скоро выйдет наша книга о нашей работе за 10 лет, в которой будут представлены лучшие доклады клуба по всем главным направлениям наших дискуссий – с комментариями российских и зарубежных ученых.
А вот писать «отчетный доклад» о только что прошедшем форуме будут не ветераны, а молодые ученые и журналисты, которых мы специально для этого пригласили. В ходе дискуссий они уже представили несколько тем. На мой взгляд, интересные работы. Видно, что молодых серьезно волнует проблема современной российской идентичности.
Это мы, «старики», когда-то понадеялись на «щучье веление», на то, что новая национальная идентичность, новая национальная стратегия родятся сами по себе. И бездарно прогуляли первые 20 лет «моисеева блуждания» нашего народа.
Но уже ясно, что без консолидированного выбора интеллектуальным классом места, пути и цели современной России и осознания страной и народом своего места мы сильно рискуем оставить страну на обочине истории или вовсе потерять ее.