Сергей Караганов: Стратегия просвещенного консерватизма
Человек должен встать, может быть впервые в истории, в центр развития России
Выход из тупика есть. Само собой разумеется, что нужна разумная экономическая и финансовая политика, улучшение инвестиционного климата, меры по стимулированию конкуренции, экономического роста и т. д. Но вкладывать в страну, которая не обрела саму себя, не опирается на закон и не стремится его иметь, не видит целей развития, национальной идеи, разделяемой большинством активных граждан, не будет никто, включая и само государство. (Вспомним ответственных бюрократов, которые обороняют финансовые закрома, ссылаясь на лозунг «все равно разворуют».)
Первое двадцатилетие «блужданий по пустыне» мы уже прогуляли. Необходимо максимально возможное согласие элит о целях — понятных и привлекательных для общества. Хотя бы до 2030 или 2035 гг. На основе реалистичной оценки мира и себя. Одновременно нужны целенаправленные усилия по выработке и «прививанию» активной части общества и народу новой (но укорененной в тысячелетней истории) идентичности и патриотизма, основанного на стремлении вперед. Без интеллектуальной элиты, в том числе без креативного класса, не справиться.
Главное — смещение фокуса политики на развитие россиянина, на сохранение и возрождение народа, приумножение человеческого капитала. Развитие молодого поколения, вложение в детей — стержень стратегии. Россия почти чудом выжила. Но чтобы существовать дальше и процветать, ей нужна новая элита, конкурентоспособная в формирующемся мире. Опыт всех без исключения успешных стран свидетельствует: успех приходил только вслед за повышением уровня образования, науки, качества элиты и человеческого капитала.
Качество жизни
Демографическая — да и вся социальная — политика должна быть нацелена не только на умножение количества граждан, но и на повышение их качества: уровня образования, здоровья, физического и морального, патриотизма, основанного на едином пространстве языка и культуры, на ощущении хозяина. Несколько десятков миллионов таких людей сделают больше, чем сотни миллионов (которых, впрочем, и не будет) дезориентированных, полуобразованных, физически и морально нездоровых, неконкурентоспособных. Развитие людей, наращивание человеческого капитала — такова должна быть главная цель национального развития, современная «русская идея», способная объединять. И правых, и левых. И либералов, и консерваторов. Если, разумеется, они не нигилисты или мракобесы. Нужны глубокая реформа образования, возвращение культуры и языка и их носителей — интеллигенции в центр стратегии будущего.
Духовное развитие общества требует выработки современной, но укорененной в прошлых достижениях идентичности. Ее основа — русский язык и культура (и особенно литература), уважение к образованию и науке и, конечно, к славной истории борьбы за независимость и военных побед: «Русские — народ-победитель. Победили монголов, Наполеона, фашизм, преодолели коммунизм, будем побеждать и дальше». Но побеждать нужно не столько на военных, сколько на мирных фронтах.
Символическими образами будущей России должны стать уже не только солдат или космонавт, но врач и учитель (главные конструкторы возрождения россиянина, народа), ученый и предприниматель-меценат (воплощение свободы самореализации для общего блага).
Сквозной вопрос — восстановление общественной морали. Нужна поддержка религиозных конфессий, церквей, но на основе сохранения светского характера государства и безусловного отделения его от церкви. (Сейчас все наоборот — и в результате происходит подрыв позиций религии и церквей.) Вопрос о нравственности обращен и к лидерам — необходимо самоограничение потребления вплоть до показного, кичиться богатством неприлично и антипатриотично.
Прямое отношение и к восстановлению морали, и к возрождению патриотизма имеет другая ключевая задача: легитимация собственности через становление верховенства права — попросту, справедливый суд. Это повысит привлекательность России для россиян. Чтобы они чувствовали себя защищенными в личной и общественной жизни, бизнесе.
Пока вопрос о правовой защите собственности не снят, стабильное политическое развитие невозможно. Борьба каждый раз ведется «насмерть» — без власти собственность не сохранить. Достаточно эффективное экономическое развитие возможно без демократии. Но невозможно без права. Деньги выводят туда, где надежнее, а денежная элита объективно отталкивается от родины, от патриотизма.
Если поставить в центр национальной стратегии развитие человека, по-иному зазвучит и экологическая тема. Сейчас над ней довлеет противоестественный выбор: защита природы или экономический рост. И это в стране, испокон века глубоко связанной с природой. Борьба за чистоту родной природы, своей малой родины может и должна быть важнейшей частью возрождения патриотизма, воспитания в народе чувства ответственного хозяина своей родины.
Духоподъемный проект
Дальнейшее развитие политической системы призвано способствовать не просто демократизации или стабильности, но прогрессу общества и, главное, граждан — их моральному взрослению, повышению ответственности за себя и страну. Упор — на развитие, в первую очередь снизу через муниципальное самоуправление и самодеятельные организации граждан (СОГ или НКО). Просто демократизация ведет к потере властью и элитой лидерского потенциала (см. ситуацию на Западе). Но и без демократии такая потеря более чем возможна (см. нынешний российский застой). Совершенствование институтов должно быть нацелено на резкое обновление элит, запуск социальных лифтов. Прежние группы выработались, коррумпировались, тянут назад или к топтанию на месте. Демократизация необходима и для борьбы с коррупцией.
Один из очевидных запросов — регионализация, перенос вектора развития на провинцию через бюджетный маневр, подъем провинциальной школы, университетов. Возможно создание многих «столиц» через поощрение региональных центров. Сейчас провинция хиреет, особенно интеллектуально. (Между тем предложение по расширению Москвы до сих пор не отвергнуто, что вызывает изумление.) Здесь же «проект Сибирь» по ускоренному новому освоению Зауралья, Дальнего Востока с широким использованием иностранных (а не только китайских) капиталов и технологий, но под укрепляющимся благодаря запуску такого проекта суверенным контролем российского государства.
Требует общественного обсуждения вопрос о вызовах и возможностях внешнего мира. Вместо нагнетания внешних угроз необходима переориентация вектора экономического развития на Восток. Это даст стране духоподъемный проект, особенно для молодой элиты, решит ряд геополитических и экономических проблем.
Но как сочетать этот запоздалый поворот с более чем тысячелетней политико-культурной привязкой к Европе? Пока общество ставят перед дилеммой: равнение на Европу (непонятно какую) либо ограничение «тлетворного влияния» Запада. Отход от равнения на Европу, духовной связи с ней разрушит русскую культурную матрицу, на 90% европейскую, ослабнут импульсы к развитию, которые более тысячи лет шли к нам из передовой Европы — Византии, затем Запада.
Проблема, требующая однозначного определения, — суть проекта Евразийского союза. Если это красивая, но крайне дорогостоящая и, скорее всего, обреченная на провал попытка воссоздания подобия Российской империи — это одно. И тогда, возможно, о развитии общества придется забыть. Если создание новой экономической, человеческой, политической общности на развалинах старой, новое добровольное объединение — другое. Нужно, наконец, определить для себя и мира — какую внешнюю границу мы будем защищать.
Важный вопрос — о роли военной силы во внешней политике с точки зрения не только безопасности, но и оптимизации внутреннего, морального, культурного, экономического развития. Необходимая модернизация Вооруженных сил, которая началась, нанесет непоправимый ущерб, если будет осуществляться за счет человеческого капитала — расходов на образование, культуру, массовый спорт, здравоохранение. Если страна не повернет вспять тенденцию к деградации человеческого капитала, к утрате национальной идентичности, то у Вооруженных сил пропадет мотивация к защите. Нынешний пессимизм, пронизывающий большую часть образованной верхушки, будет проникать вглубь общества.
Лозунг развития, его цель и одновременно национальный девиз России (которого у нее до сих пор не было, хотя есть почти у всех государств мира, в том числе бывших советских) — «Гражданин, справедливый закон, свобода, процветание, сила».
Наследие Солженицына и просвещенный консерватизм
Без справедливости и закона не будет ничего. Свобода прежде всего саморазвития и творческой реализации, свобода от произвола, но и политическая, личная свобода. Сила (не только военная, но в первую очередь интеллектуальная) — основа обеспечения безопасности, суверенитета и свободы нации. Процветание — расширение возможностей для развития человека, передачи плодов своих трудов и успеха детям и обществу, а не просто рост потребления и богатства. А без сильного, здорового, образованного человека — российского патриота страна не имеет будущего. Он должен встать, может быть впервые в истории, в центр развития России и одновременно стать его двигателем и русской идеей для мира.
Когда работа над проектом «Стратегии XXI» была завершена, у членов редколлегии появилось ощущение вторичности казавшейся им новаторской стратегии. Того, что написанное они когда-то где-то видели. Довольно быстро они вспомнили: в брошюре Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию». Мы не прислушались к гениальному провидению и к советам последнего великого русского и «прогуляли» почти бессмысленно 20 лет, чтобы, потеряв многое, прийти к тем же идеям. Будем надеяться — не слишком поздно.
Мы не примазываемся к его таланту и моральному авторитету. Но гордимся, что наша стратегия, как нам кажется, просвещенного консерватизма напоминает многие мысли и заветы Солженицына. Радует, что идеи, перекликающиеся с предлагаемой стратегией, начинают звучать и от власти. В частности, в значимой речи Владимира Путина на Валдайском форуме в сентябре 2013 г.
С проектом стратегии можно ознакомиться на сайтах http://ww.svop.ru; http://www.globalaffairs.ru . Обсуждению отдельных глав и всей стратегии будет посвящена серия конференций, в основном в провинциальных центрах, чтобы уже самим процессом обсуждения содействовать ее целям — вовлечению в общественное строительство, в наращивание социального и человеческого капитала России новых слоев россиян. Первое обсуждение состоится в Сибирском федеральном университете в рамках Красноярского экономического форума.
По результатам обсуждения стратегия будет дополняться и дорабатываться, но, главное, надеемся, проникать в наши умы и души.