Сергей Лавров: Выступление на Конференции по разоружению в рамках сегмента высокого уровня
| МИД
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации на Конференции по разоружению в рамках сегмента высокого уровня, Женева, 25 февраля 2020 года
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые коллеги,
Спасибо за эту возможность выступить перед участниками-членами Конференции по разоружению.
В этом году мы отмечаем 75-летие Организации Объединённых Наций, создание которой, как вы знаете, было обеспечено Победой во Второй мировой войне. Именно та Великая Победа заложила основы современного миропорядка, базирующегося на верховенстве международного права. На том солидном фундаменте была выстроена система многосторонних договорённостей в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН), гарантировавшая сохранение мира и международной безопасности на протяжении многих десятилетий. Был сформирован уникальный разоруженческий механизм ООН, ключевым элементом которого является Конференция по разоружению. Здесь, на Женевской площадке, вырабатывались важнейшие международные документы, включая фундаментальный Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), 50-летие со дня вступления в силу которого будем отмечать 5 марта.
Помним, к сожалению, и о том, что без малого 75 лет назад в результате ядерных бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки США, став единственным государством, применившим это самое страшное оружие, положили начало гонке ядерных вооружений, последствия которой ощущаются до сих пор. Вместе с тем, надо подчеркнуть, что во второй половине двадцатого века совместными усилиями многое было сделано, чтобы гарантировать стратегическую стабильность и не допустить повторения подобных трагедий.
К сожалению, в нынешнем столетии накапливаются опасные деструктивные тенденции, вызванные возродившимся агрессивным внешнеполитическим эгоцентризмом одного государства. Выход Вашингтона в 2002 г. из важнейшего для стратегической стабильности Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) стал тяжёлым ударом по всей конструкции в области КВРН. А последнее время в политике США вообще стало преобладать стремление доминировать повсеместно и навязывать мировому сообществу свои «правила» в ущерб интересам других государств и международному праву. Все многосторонние договорённости и механизмы, которые мешают такому доминированию, объявляются «устаревшими и неэффективными».
В прошлом году США разорвали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Практически сразу после этого начались лётные испытания ранее запрещённых американских систем. Декларируются намерения разместить их в различных регионах мира. Россия, объявив о том, что будет вынуждена действовать зеркально, проявила максимально ответственный подход и взяла на себя одностороннее обязательство не развёртывать российские РСМД наземного базирования в тех регионах мира и до тех пор, пока там не появятся соответствующие вооружения американского производства. Предлагаем США и их союзникам объявить аналогичный мораторий. Знаем о попытках посеять недоверие к этой нашей инициативе. Напомню, однако, что мы предложили развеять подозрения через совместную выработку возможного режима верификации такого взаимного моратория. Игнорирование этого честного предложения лишь подтверждает, что истинные причины разрушения ДРСМД никак не связаны с позицией и действиями России.
Всё более реальные очертания приобретают планы США, а также Франции, да и в целом Североатлантического альянса по выводу оружия в космос. Убеждены, что ещё не поздно выработать общеприемлемые меры, способные предотвратить силовое противостояние в космическом пространстве. Единственным конструктивным предложением на этот счёт остается находящийся на столе Конференции по разоружению российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Документ имеет всеобъемлющий характер и открыт для проведения по нему полноформатных переговоров. На период, пока такой договор будет вырабатываться, стабилизирующую роль призваны сыграть политические обязательства о неразмещении первыми оружия в космосе. Эта инициатива уверенно набирает все больше сторонников.
Беспокойство вызывает отсутствие определённости в отношении судьбы Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). В прошлом году с этой трибуны я уже говорил, почему мы считаем важным его сохранить. Продление Договора стало бы разумным шагом, который позволил бы не допустить дальнейшую деградацию ситуации в сфере стратегической стабильности, избежать полного обрушения контрольно-ограничительных механизмов в ракетно-ядерной сфере, выиграть время для обсуждения подходов к методам контроля над новыми вооружениями и военными технологиями. С учетом всех этих обстоятельств Президент России В.В.Путин предложил США продлить ДСНВ без каких-либо предварительных условий. Ждем ответа.
С тревогой отмечаем, что в новых доктринальных установках Вашингтона значительно понижается «порог» применения ядерного оружия. Примечательно, что это происходит на фоне официального, хотел бы это подчеркнуть, отказа США от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также в условиях сохраняющегося размещения американского ядерного оружия на территории некоторых союзников США по НАТО и продолжения практики т.н. «совместных ядерных миссий». Дошло до проведения американцами учений, в ходе которых отрабатывается применение ядерного оружия против целей на российской территории. К этим учениям привлекаются и европейцы.
В интересах снижения искусственно создаваемой напряжённости и сохранения возможностей для дальнейшего стратегического диалога мы предложили хотя бы подтвердить, а лучше усилить, формулу «Горбачева-Рейгана» о том, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Считаем, что в нынешней ситуации такое заявление стало бы позитивным сигналом для всего международного сообщества. Однако и на это предложение Вашингтон не отвечает уже полтора года.
Рассчитываем на конструктивную работу всех заинтересованных государств на открывающейся в конце апреля в Нью-Йорке Обзорной конференции по ДНЯО. Не буду предвосхищать события. Отмечу лишь главное: в нынешних непростых условиях важно, чтобы итогом этого форума стало безусловное укрепление режима нераспространения – независимо от того, будет согласован итоговый документ или нет. Договор самодостаточен, его положения проверены временем, и их ревизия или вольная интерпретация в нынешних непростых условиях могли бы только навредить.
В контексте обзора ДНЯО важным позитивным событием стала состоявшаяся в ноябре 2019 г. первая Конференция по созданию зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ и средств его доставки на Ближнем Востоке. Россия активно содействовала её созыву. Главный итог – положено начало открытому, инклюзивному диалогу о поиске путей урегулирования данной застарелой проблемы.
В своё время серьёзным успехом в сфере нераспространения стала «ядерная сделка» с Ираном. Пять лет назад мир вздохнул с облегчением: был заключён Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД), единогласно одобренный в резолюции 2231 СБ ООН. Это явилось примером эффективного преодоления кризиса, едва не переросшего в «горячий» конфликт. Добиться прорыва удалось, когда вовлечённые стороны проявили подлинную готовность слышать друг друга и учитывать взаимные интересы. Однако сегодня мы видим, как разрушается и это уникальное достижение многосторонней дипломатии – в результате полного отказа США от своих международно-правовых обязательств по Главе VII Устава ООН, а также из-за неспособности европейских коллег, при всем их старании, выполнить свою часть «ядерной сделки». Иран был просто вынужден реагировать, но он воспользовался вполне законными средствами, предусмотренными СВПД, приостановив выполнение сугубо добровольных ограничений, но при этом продолжал и продолжает соблюдать все юридические обязательства как по ДНЯО, так и по Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. Завтра в Вене должно состояться заседание Совместной комиссии участников СВПД. Это, конечно, шанс, хотя и не стопроцентный, остановить процесс эскалации, пока не поздно.
Глубокий кризис продолжает распространяться на все компоненты разоруженческого механизма ООН. Повсюду – отход от предметного диалога, политизация дискуссий. Удручают действия Запада по превращению некогда вполне успешных, профессиональных многосторонних разоруженческих структур в инструмент давления на «неугодные» государства. Так произошло в ОЗХО, где наши западные коллеги продавили абсолютно нелегитимное решение о наделении Технического секретариата атрибутивными функциями, что является прямым нарушением Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия (КЗХО) и вторжением в прерогативы СБ ООН. Похожие шаги предпринимаются и в контексте Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) – работа над юридически обязывающим общеприемлемым многосторонним режимом проверки блокируется. Вместо этого мы наблюдаем попытки использовать Секретариат ООН для «прикрытия» нетранспарентных действий США в рамках двусторонних отношений по биологической безопасности с интересующими их партнерами.
В 2019 г. впервые не состоялась сессия Комиссии ООН по разоружению ввиду невыдачи американскими властями виз руководителю и членам российской делегации. Из-за деструктивного поведения делегации США не удалось согласовать содержательный доклад по итогам годовой работы Конференции по разоружению. Наблюдаем мы и попытки американских коллег идеологизировать деятельность Первого комитета ГА ООН.
Все это ведёт к разобщению мирового сообщества, отвлечению внимания от реальных проблем международной безопасности. Призываем американских коллег вернуться в нормальное русло уважительного межгосударственного диалога и взаимодействия в соответствии с Уставом ООН и соглашением о приёме на территории США штаб-квартиры ООН.
На нынешней сессии Конференции по разоружению наблюдаем отдельные обнадёживающие моменты: под алжирским председательством восстановлены контакты в формате «шестёрки». Мы это приветствуем. Вновь запущен процесс согласования Программы работы. Рассматривается возможность воссоздания вспомогательных органов с исследовательским мандатом. Такой шаг, несомненно, был бы полезен при понимании, что он не должен подменять движение к главной цели – скорейшему запуску переговоров.
Всем нам важно проявить политическую волю в нахождении общеприемлемых развязок. В целях достижения консенсуса о начале переговоров на основе всеобъемлющей и сбалансированной Программы работы призываем ещё раз самым ответственным образом подойти к рассмотрению российской инициативы о разработке на Конференции по разоружению международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Укрепление международно-правовой базы противодействия ОМУ-терроризму, угроза которого весьма реальна, отвечает интересам всех без исключения государств. На этой объединяющей основе можно было бы возродить переговорный процесс на Конференции.
Призываем также подумать над тем, как остановить деградацию международной архитектуры контроля над вооружениями. Необходимость придать новую динамику усилиям на этом направлении отражена в резолюции ГА ООН «Укрепление и развитие системы договоров и соглашений по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению». Резолюция была принята 174 голосами при 5 воздержавшихся. Никто не голосовал против. Теперь необходимо перевести зафиксированную в этом документе коллективную политическую волю на язык практических действий. Россия к такой работе готова. Открыты мы и к взаимодействию со всеми членами международного сообщества на основе принципов равноправия и формирования консенсуса через баланс интересов.
Именно на такое многостороннее сотрудничество в решении глобальных проблем рассчитывали отцы-основатели ООН. Особую объединяющую роль в выработке обновленных, отвечающих велениям времени предложений о путях обеспечения стабильности на планете с опорой на Устав ООН призваны сыграть постоянные члены СБ ООН, которые должны проявить на этом судьбоносном этапе свою особую ответственность за обеспечение международного мира и безопасности.
Как вы знаете, Президент России В.В.Путин пригласил своих коллег провести саммит «пятерки». Такая встреча в верхах, безусловно, стала бы отправной точкой для выработки судьбоносных решений в интересах всего мирового сообщества. Реакция на это предложение обнадеживает. Будем работать над его реализацией.