Сергей Ознобищев: Прикосновенны наши пенсии и неприкосновенны военные расходы
Сергей Ознобищев, директор института стратегических оценок, заместитель председателя, Ассоциация «Россия-США»
В нынешних условиях, продекларированные нами же самими национальные цели и цели внешней политики все больше и больше на практике входят в противоречие друг с другом.
Фото: http://tov.uchise.ru
О целях внешней политики
В нынешних условиях, продекларированные нами же самими национальные цели и цели внешней политики все больше и больше на практике входят в противоречие друг с другом. Например, и в концепции внешней политики, и в стратегии национальной безопасности записано, что целью внешней политики является создание условий для устойчивого динамичного роста экономики России, технологической модернизации, перевода на инновационный путь развития. Но я уж не говорю сейчас про конституционную цель создания достойной жизни для граждан страны. Но есть и другая цель, которая записана среди наших национальных приоритетов. Это восстановление статуса мировой державы.
На нынешнем достаточно специфическом этапе развития российской истории, когда мы уже вплотную приближаемся к такому доморощенному по советскому типу кризису в отдельно взятой стране, совершенно очевидно, что денег на все катастрофически не хватает. Значит огромные триллионы и неприкосновенные триллионы, которые выделены на нашу оборонку, очевидно, входят в противоречие с теми приоритетами, о которых здесь говорил уважаемый г-н Рыжков [Владимир]. Или о том, что денег на муниципалитеты, или, попросту говоря, на наши деревни, на наши поселения не хватает. И дальше их будет взять неоткуда, потому что прикосновенны наши пенсии и неприкосновенны военные расходы. Это очень серьезная проблема.
Как реализуется цель мировой державы?
Она в том числе реализуется и в контексте противостояния с другими мировыми державами, в первую очередь с Соединенными Штатами Америки. А США, еще раз напомню вам, это страна номер один, это лидер модернизационного развития. И без того чтобы развивать это сотрудничество с Соединенными Штатами, мы не сможем выйти ни на какой сколько-нибудь благоприятный, нормальный уровень модернизации. Еще великий Сурков говорил, изучая этот вопрос, что суверенная модернизация невозможна. Время советских шарашек прошло. И только в этих самых модернизационных альянсах во внешнем мире, о чем говорил президент Медведев в свое время, мы сможем как-то двигаться вперед.
«…если выпало в империи родиться, то многие хотят в империи и умереть с имперской внешней политикой. Это личное дело каждого, но, к сожалению, в этом приходится участвовать и всем нам»
По-видимому, если выпало в империи родиться, то многие хотят в империи и умереть с имперской внешней политикой. Это личное дело каждого, но, к сожалению, в этом приходится участвовать и всем нам. Но ситуация, на мой взгляд, не настолько безнадежна, поскольку все-таки мы вползаем действительно в серьезный экономический кризис, и мне представляется, что здесь мы будем более вести себя по-партнерски, и нам понадобится и все больше и больше внешний мир, ресурсы внешнего мира и взаимодействие с внешним миром. Поэтому все-таки выход из положения мне здесь представляется возможным. Но и надежды на будущее нашей внешней политики, безусловно, самые радужные, потому что в МГИМО академик Торкунов организовал замечательную школу молодых дипломатов, поэтому ясно, что наша будущая внешняя политика будет, на мой взгляд, гораздо более логичной, чем нынешняя.