Сергей Рябков: «Американская сторона намерена денонсировать Договор вне зависимости от мнения и действий России»
| МИД
Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябкова на мероприятии по показу представителям аппаратов военных атташе иностранных государств модернизированного ракетного комплекса «Искандер-М» с крылатой ракетой 9М729 в контексте Договора о РСМД
Уважаемые коллеги,
Приветствую вас в парке «Патриот» на сегодняшнем мероприятии, которое, на наш взгляд, имеет принципиально важное значение в контексте развития событий, связанных с Договором о РСМД. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить канву происходившего в последние годы вокруг Договора. Полагаю, будет не лишним ее кратко обозначить.
Как известно, корень накопившихся проблем заключается в наличии у России и США взаимных претензий по вопросам, связанным с соблюдением Договора. В течение многолетних дискуссий нам так и не удалось сблизить позиции. По нашему глубокому убеждению, такое положение дел сложилось только и исключительно в результате выбранной Вашингтоном линии, а также манеры вести дела.
Так, ещё 15 лет назад США по сути в одностороннем порядке свернули работу Специальной контрольной комиссии (СКК) по Договору, заявив о нежелании продолжать обсуждение уже имевшихся у России на тот момент озабоченностей в отношении соблюдения американской стороной ДРСМД. На том этапе речь шла о производстве и испытании американской стороной первых образцов ударных беспилотников, которые полностью подпадают под содержащееся в ДРСМД определение крылатой ракеты наземного базирования средней дальности. Кроме того, нами ставился вопрос об использовании Пентагоном противоречащим Договору образом так называемых ракет-мишеней, аналогичных по характеристикам наземным баллистическим ракетам средней и меньшей дальности.
В случае с ударными беспилотниками уже тогда было очевидно, что Соединёнными Штатами предпринята неправомерная попытка вывести из-под охвата Договора вооружения, которые способны решать задачи, сопоставимые с возлагавшимися ранее на запрещённые по ДРСМД системы. В части, касающейся ракет-мишеней, мы имели и по-прежнему имеем все основания полагать, что под видом противоракетных испытаний либо одновременно с ними происходит отработка технологического потенциала баллистических ракет наземного базирования средней и меньшей, т.е. запрещённой по Договору дальности.
Пять лет назад в Вашингтоне посчитали необходимым вернуться к разговору с нами по тематике соблюдения ДРСМД. Однако только для того, чтобы голословно обвинить нас в нарушении Договора. Нам было «вменено» производство и испытание крылатой ракеты наземного базирования с дальностью свыше 500 км. Но в ходе последовавшего пятилетнего обсуждения в различных форматах, включая СКК, американцы так и не предоставили в обоснование своих утверждений каких-либо данных, позволяющих перейти к профессиональному разбору проблемы.
Характерно, что в течение продолжительного времени они даже отказывались чётко указать на конкретный тип ракеты в российском арсенале, ограничиваясь намёками и недомолвками, а также ссылаясь на некие загадочные разведданные. Лишь около года назад США, наконец, сообщили, что речь идёт о ракете 9М729. Однако так до сих пор и не объяснили нам, на основании каких сведений в Вашингтоне заключили, что данная ракета испытывалась на запрещённую по ДРСМД дальность.
События последнего времени, к которым мы ещё вернёмся, со всей очевидностью указывают на то, что определённые силы в США просто не были заинтересованы в том, чтобы дать нам возможность опровергнуть в ходе технического экспертного диалога свои ошибочные либо сфабрикованные сведения. Ведь это позволило бы раз и навсегда закрыть данный вопрос. Ясно, что соответствующая проблема создавалась и раздувалась отнюдь не для того, чтобы так просто снять её с повестки дня.
Все эти годы Вашингтон по-прежнему не считал нужным воспринимать всерьёз и сколько-нибудь учитывать российские претензии. В 2014 г. к ним добавилась новая озабоченность, имеющая отношение к наземному развёртыванию универсальных пусковых установок Мk-41, позволяющих осуществлять боевое применение крылатых ракет средней дальности «Томагавк». Это прямо запрещено по Договору. Однако добиться от США конструктивного рассмотрения данной проблемы нам также не удалось.
Заведя обсуждение встречных претензий в тупик, США резко обострили ситуацию вокруг ДРСМД безответственной и безапелляционной пропагандисткой кампанией, а также провокационными решениями по финансированию так называемых «ответных» военных программ, которые при дальнейшей реализации пойдут вразрез с требованиями Договора. Недавно американская сторона предприняла новый разрушительный шаг: на высшем уровне было заявлено о намерении Вашингтона выйти из Договора. Практически сразу данное намерение нам подтвердили по двусторонним каналам. При этом было дано чёткое пояснение, что объявленный шаг не является приглашением к диалогу, а соответствующее решение принято по совокупности обстоятельств и является окончательным.
После этого в рамках устроенных американцами политических игр были анонсированы планы «приостановить» со 2 февраля выполнение своих обязательств по Договору, если Россия не устранит предмет своего так называемого «нарушения». В свою очередь, считаем, что в силу отсутствия в действительности каких-либо нарушений ДРСМД с нашей стороны обозначенное Вашингтоном соответствующее обоснование для «приостановки» действия Договора несостоятельно, а само это решение ничтожно с правовой точки зрения. На практике это означает, что на период так называемой «приостановки» Договор продолжит своё действие, оставаясь обязательным для сторон.
Характерно, что в официальных выступлениях представителей Администрации США о планах «приостановить» выполнение ДРСМД, как ранее и в заявлении Президента США Д.Трампа о намерении выйти из Договора чётко прозвучала реальная причина для подобных мер. Она заключается в стремлении Вашингтона обеспечить себе полную свободу рук в выборе средств противодействия тем странам, которые обладают арсеналами наземных ракет средней и меньшей дальности и которые отнесены США к геополитическим противникам и оппонентам.
Таким образом, вынуждены исходить из того, что американская сторона намерена денонсировать Договор вне зависимости от мнения и действий России. Тем не менее, нами была предпринята ещё одна попытка удержать США от деструктивных шагов по отношению к ДРСМД. На фоне созданного американской стороной искусственного цейтнота мы выступили с несколькими инициативами по безотлагательной организации консультаций по всему спектру связанных с Договором вопросов. Предложили провести их в любом удобном для США формате. В результате наших настойчивых обращений в Вашингтоне согласились на проведение двусторонней встречи с участием межведомственных делегаций. Как известно, такая встреча состоялась 15 января в Женеве. Несмотря на предпринятые с российской стороны усилия, она завершилась полным провалом.
Делегация США прибыла на мероприятие с единственной целью – по заранее написанным тезисам констатировать, что Россия отвергает выдвинутый ей ультиматум с требованием односторонних уступок с нашей стороны, предполагающих проверяемое уничтожение всех ракет 9М729, их пусковых установок и вспомогательного оборудования. Разумеется, такой подход не имеет ничего общего с добросовестной попыткой выйти на устраивающие обе стороны развязки и абсолютно неприемлем для нас по своей сути и содержанию. Вашингтону об этом прекрасно известно.
Со своей стороны работали в Женеве, исходя из чёткого намерения добиться прогресса в урегулировании на основе взаимности встречных претензий сторон. Ради нахождения реалистичных и работоспособных решений и, соответственно, путей спасения Договора, мы заявили о готовности в духе доброй воли и на основе принятого у нас политического решения пойти на беспрецедентную транспарентность за рамками наших обязательств по ДРСМД. В частности, предложили организовать для американской стороны показ и брифинг по ракете 9М729 и её пусковой установке. В качестве ответного шага предложили США совместно подумать над мерами транспарентности в отношении средств, являющихся предметом российских озабоченностей. Обозначили конкретные опции. Убеждены, именно такие конструктивные действия сторон открывали бы путь к сохранению Договора, чего ждёт от обеих наших стран, без преувеличения, всё мировое сообщество.
Однако наша инициатива была с порога отвергнута. Представители Вашингтона даже не захотели вникать в существо и нюансы наших предложений.
По итогам встречи стало понятно, что для США она была простой формальностью. Подтвердилось, что все решения в Вашингтоне давно приняты. Об этом свидетельствуют и другие действия США в рамках планомерных усилий по продвижению к слому Договора. Не секрет, что уже в течение продолжительного времени в США полным ходом проводятся НИОКР по различным ракетным системам, создание которых противоречило бы духу и букве ДРСМД. По имеющейся информации, корпорации военно-промышленного комплекса США давно и активно развивают соответствующий потенциал для производства новых ракетных вооружений.
В частности, на заводе корпорации «Рейтеон» в г.Тусон, штат Аризона, с июня 2017 г. проводятся масштабные мероприятия по совершенствованию его материально-технической базы. В результате производственные мощности завода уже увеличились на 44 % (с 55 до 79 тысяч кв.м). При этом строительные работы продолжаются. Данный завод является крупнейшим многопрофильным предприятием ракетно-космической отрасли и способен выпускать практически все типы ракетного оружия, в т.ч. крылатые ракеты средней и меньшей дальности. Примечательно, что о финансировании работ по расширению производственной базы завода Тусон и планируемом увеличении численности его сотрудников на 2 тыс. чел. в «Рейтеон» заявили ещё в 2016 г.
В условиях, когда американская сторона так и не дала нам возможность на деле доказать нашу правоту в двустороннем формате, мы посчитали необходимым сделать это публично и с привлечением военных специалистов из заинтересованных стран. На сегодняшнее мероприятие приглашены представители государств ОДКБ, БРИКС, ЕС и НАТО, а также некоторых других европейских и азиатских стран. Ставим перед собой задачу дать возможность зарубежным экспертам самостоятельно составить для себя объективную картину.
Сегодня наши коллеги из Минобороны России продемонстрируют, что ракета 9М729 не могла испытываться на запрещенную по Договору дальность в диапазоне от 500 до 5500 км. Она для этого не разрабатывалась.
Разумеется, с учётом открытого характера нашего мероприятия мы не сможем вдаваться в те подробности, которые могли бы стать предметом для обсуждения в рамках конфиденциального экспертного диалога с США и, соответственно, в ходе аналогичного показа и брифинга для американской стороны, от которого она отказалась. Тем не менее, убеждены, что представленной сегодня информации и визуального осмотра модернизированного ракетного комплекса «Искандер-М» с крылатой ракетой 9М729 будет более чем достаточно для формирования непредвзятого представления по данной ракетной системе, подтверждающего неоспоримость нашей позиции.
Рассчитываем, что предоставленные нами объективные технические данные и высказанные аргументы подвигнут к активизации те мыслительные процессы в США, которые могут позволить дать ещё один шанс диалогу в целях сохранения ДРСМД. Со своей стороны по-прежнему готовы к такой работе. Она должна вестись с обязательным взаимным учётом интересов и озабоченностей обеих сторон и без контрпродуктивных ультиматумов. Договор должен быть сохранён. Выбор – за американской стороной.
Спасибо за внимание. Передаю слово нашим коллегам из Министерства обороны Российской Федерации.