Сергей Цыпляев: Вмешательство в дела суверенного государства приведет к катастрофическим последствиям для развития страны
Мы прекрасно понимаем, что внутри Украины сегодня происходят очень сложные процессы, и этот призыв — вмешательство в дела суверенного государства. Не важно, делает ли это власть или общественные организации, надо отдавать себе отчёт в том, что люди влезают в очень тяжёлый внутренний конфликт. Конфликт, по отношению к которому мы должны сделать всё возможное, чтобы там наступил социальный мир и были преодолены сложнейшие процессы, практически гражданская война, которая уже была готова стартовать.
Надо сказать, мы сейчас сами не в состоянии оценить свои национальные интересы. Желание руководить и иметь не союзников, а вассалов, затеняет то, что нам действительно нужно. А нужно нам, чтобы вокруг границ были дружественные страны, стабильные, спокойные, с которыми нормально развивалась бы торговля, чтобы можно было туда нормально приехать и люди могли приехать оттуда. В этом, собственно, наш главный стратегический интерес — окружать себя поясом дружественных стран. А если посмотреть на то, что сейчас происходит, то все делается ровно в противоположном направлении с точки зрения российских интересов.
Делается множество безответственных заявлений, поездки наших депутатов от фракции ЛДПР — это просто попытки поднести фитиль к пороховой бочке. И это действует против долгосрочных стратегических интересов России. Если Украина превратится в зону нестабильности и постоянных конфликтов, это будет вредить нам, мы можем получить стойкую антипатию Украины по отношению к России и надолго осложнить наши взаимоотношения. А мы с утра заявляем, что украинцы — братский народ, а к вечеру — террористы и фашисты, надо как-то определяться. Но у людей, которые успевают это сказать в одном предложении даже без запятой, с головами что-то не в порядке.
Каким фактором станут наши добровольцы, сказать сложно. Бывало по-разному. Интернационалисты в Испании играли существенную роль, но были и группы маргиналов, которые не дали никакого эффекта. Сейчас надо понимать, как мы будем себя вести, если там появятся жертвы с одной и с другой стороны. Обострение после таких вещей происходит быстро. И добровольцы, ввязывающиеся в такие дела, должны понимать, что они встают в положение над законом или вне закона. Я могу представить себе приезд к нам в страну добровольцев в рамках одного из конфликтов для осуществления каких-то операций — мы видели примеры этого на Кавказе, в Чечне, многие добровольцы сложили там головы, сражаясь на стороне боевиков, — и сейчас может быть похожая картина. Рассказы о том, что мы приехали просто поддержать, вещь очень зыбкая. Сегодня вы — гуманитарная миссия, а завтра это уже переросло в столкновение.
Сами-то мы стараемся защищать свой суверенитет, как его понимаем, и даже отказываем людям в возможности вкладывать деньги в наши общественные организации, не говоря уже о том, чтобы сюда кто-то приезжал для поддержки. И если мы не будем уважать чужой суверенитет, то надо быть готовым к тому, что и к нам будут относиться также.
При этом мы забываем, что Россия подписала Будапештский меморандум, который обязывает нас, совместно с Британией и США, гарантировать Украине территориальную целостность и суверенитет в обмен на отказ от ядерного статуса. Это очень серьёзное обещание, и сейчас мы обязаны сделать всё, чтобы выполнить наши обязательства, даже если отдельные граждане хотят чего-то другого. Надо помнить об этом соглашении и понимать, что в случае нашего полноценного ввязывания в конфликт последствия во всех смыслах будут очень тяжёлые.
Во-первых, будет колоссальное внутриполитическое обострение для нас самих. Во-вторых, когда страна вступает в подобные операции, то про экономическое развитие с этого момента можно забыть. Если мы ввязываемся в конфликт серьёзно, то за это придётся заплатить, а ситуация у нас уже не столь прекрасная, как раньше. В-третьих, я бы ожидал достаточно резкого ухудшения внешнеполитического климата, и тут нужно задаться вопросом: насколько хороший внешнеполитический климат способствует нашему социальному, экономическому и любому другому развитию. Думаю, это будет жизнь в состоянии изоляции, а это очень тяжело. В мире, где все идут вверх в связке, карабкаться по склону в одиночестве не удастся никому, это сразу же отбросит страну далеко назад. Чаще всего такие крупномасштабные авантюры, как показывает наша историческая практика, заканчивались внутренним крахом. Сегодня в чьих-то штабных головах, возможно, бродит идея отомстить или наказать и создать внутри Украины перманентный конфликт, очаг нестабильности, чтобы жизнь мёдом не казалось. Боюсь, что у кого-то могут зачесаться руки, но это приведет к катастрофическим последствиям для развития страны.