Сергей Цыпляев: Математика под Грефом
Герман Греф, «великий и ужасный», в свойственной ему безапелляционной манере предложил ликвидировать физматшколы как «пережиток прошлого», заявил о перепроизводстве программистов и необходимости воспитания универсально образованного человека.
Сейчас в мире крайне востребованы люди, владеющие математикой, физикой, биологией, техническими науками. Именно они создают то, что мы называем производством. Получить такое образование сложно, требует интеллекта, недюжинных усилий, и большинство человечества не хочет напрягаться. Это принципиальное отличие от «юристов и экономистов», упомянутых Грефом. Программистов постоянно не хватает, лидеры отрасли собирают их по всему миру.
Рассуждение о всесторонне образованных людях и есть настоящая архаика, «пережиток прошлого» времен недифференцированной науки Древней Греции. Сегодня человек может и должен знать «немного обо всем и все о немногом», а главное — уметь творить, создавать и решать задачи.
Мы уже слышали рассуждения Грефа о цифровом обществе, цифровом «бесчеловечном» правительстве на дилетантском уровне. Если вы хотите «рассчитать будущее» на основе «океана данных», значит, вам неведомы такие вещи как бифуркация траекторий движения и неустойчивости численных алгоритмов в сложных нелинейных системах. Попытка построить электронный замок Кафки — Грефа вместо самоорганизации общества свободных людей — очередная технократическая утопия. Теперь мы с нетерпением и любопытством ждем высказываний Грефа о суворовских и нахимовских училищах.
Приблизительно одинаковый уровень компетентности демонстрирует журналист Рогозин в военной технике и космосе, а юрист Греф — в математике и управлении. Рогозин топит собак, а Греф – математиков. Это уже какой-то паноптикум.
Если вам не даются физика и математика, то это не означает, что у вас «гуманитарный склад ума». Это означает, что вам не надо садиться за рычаги управления великой страной.