СЕТИ ПОВЕРХ КАНАТОВ
Международный дискуссионный клуб «Валдай»
Или Новые приоритеты «Поворота на Восток 2.0»
Главное в российском «Повороте на Восток 2.0», с точки зрения наших восточных партнёров, – это решения и проекты в области международного сотрудничества нового типа. Менее уязвимого перед санкциями и любыми односторонними решениями, заточенного под фундаментальные и долгосрочные интересы участников. Такой размах вполне объясним – в мире пока нет ни одной страны с сопоставимой по масштабам и структуре экономикой, попавшей под столь масштабные санкции. Российское пионерство в данном случае – не только серьёзный вызов, но и потенциальный актив, пишет Анастасия Лихачёва, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Однако активом это может стать только при последовательном строительстве новой инфраструктуры и создании сетей сотрудничества. Поэтому оперативный приоритет – это минимальная независимая инфраструктура взаимодействия, а стратегический международный приоритет российского «Поворота на Восток 2.0» – это максимально разветвлённая и разноплановая сеть связей с Востоком. И качество этой политики будет не просто внутрироссийским показателем – это будет естественный барометр того, как меняется вся международная экономическая система.
***
ВЭФ-2023 прошёл, как и парад комментариев разной глубины восторженности или, напротив, скепсиса. А поворот на Восток – нет, более того, так вопрос не ставит никто из комментаторов. И этот разрыв между парадно-выставочными форматами и новой рутиной международной жизни России – серьёзное изменение с прошлого года. Ещё на предыдущем ВЭФе во Владивостоке в кулуарах обсуждали, что чем скорее наше сотрудничество с Азией отвяжется от стандартов традиционного пиара – с рапортами об Х подписанных соглашений на ХХХ миллиардов, перерезанием лент и борьбой за охваты новостей, тем шанс на продуктивную и устойчивую работу с Азией и в Азии станет выше.
Каркас из сверхкрупных экспортных проектов и многомиллиардных СП в энергетике уже создан. Санкции и последовавший за ними пересмотр системы приоритетов внешнеэкономической деятельности РФ закрыли вопрос о необходимости убеждения в привлекательности и перспективности восточных рынков, технологий и партнёров для российских визави. Россия – значимый торговый партнёр, желанный элемент региональной системы продовольственной и энергетической безопасности не только для политиков, но и для деловых кругов Азии.
Шаг 1
Что делать на этом этапе, вопрос очень предметный и конкретный. Отчитываться возросшим товарооборотом приятно, но недостаточно – исходя из сочетания потенциалов России и Азии.
Мы можем дать друг другу куда больше, чем баррели и бушели в обмен на юани и рупии.
Первое – это фиксация долгосрочного характера сотрудничества между Россией и странами Востока. Разница между поставками рыбы и продовольственной безопасностью – в предсказуемости поставок и прозрачности тех правил, которые связывают нас и зарубежных партнёров. Это невозможно без соответствующей инфраструктуры, множества точек опоры.
Нам нужна система минимальной достаточной инфраструктуры для двустороннего взаимодействия с приоритетными зарубежными партнёрами, или экономика второго контура. Второго – потому что первая, глобальная, либо уже под санкциями у нас, либо слишком ценна для восточных партнёров, чтобы ей рисковать. Такая экономика второго контура включает целевые банки, компании-страхователи, новые торговые хабы и пути, цепочки посредников, неуязвимых перед западными санкциями.
Поэтому переход к закреплению присутствия российских экспортёров в странах Востока, создание переделов не только в России (эта задача стоит давно и не зависит ни от кого, кроме нас самих), но и на рынках сбыта, собственных хабов и логистических центров – основа долгосрочной конкурентоспособности. Российский подход, что нет инвестиций, кроме внутренних, а любые инвестиции за рубежом – это вывод капитала, для современной Азии неактуален. Все значимые страны региона прямо постулируют в своих национальных стратегиях: «хочешь сотрудничать – локализуй и создавай рабочие места». Не только мы. Поэтому поддержка и защита подобных проектов – важный первый шаг, чтобы работать с Азией всерьёз и надолго.
Шаг 2
В перспективе самоограничение такой системой означает выбор пути «укрупнённого Ирана», поэтому необходим следующий этап. Он предполагает инвестиции в многосторонние международные решения и подсистемы, развитие многосторонней архитектуры. Механизмы новых партнёрств могут «выигрывать» у западных аналогов за счёт трёх параметров:
- Распределённый, а не монопольный контроль над системой
- Прямое перераспределение дохода посредника
- Вовлечение новых регионов и компаний среднего уровня стран Азии в международные экономические связи
В отраслевом разрезе это расшивка сферы услуг: финансирование, страхование, логистика, стандартизация и сертификация. И здесь нас поджидает коварный парадокс. Проще договариваться в двустороннем формате, а выгоднее и устойчивее – в многостороннем. Пока даже создание новых двусторонних каналов и инструментов требует колоссальных усилий регуляторов, управленцев, предпринимателей. Но, как бы издевательски это ни звучало – многие из этих людей работают последние полтора года буквально 24/7, – этого будет всё равно недостаточно.
Оптимальная площадка для новых «сеток» – это БРИКС, особенно после расширения. В следующем году Россия председательствует в БРИКС, и это даёт ряд возможностей для политики Поворота. Уже понятно, что новые страны идут в БРИКС именно за стратегическими целями, а не за сиюминутным кредитованием – с этим пока непросто, да и инструментов у объединения для подмены МВФ пока нет (Банк развития БРИКС – альтернатива Всемирному банку). Пилотирование новых решений в области развития и справедливого международного сотрудничества, к которым нас подталкивает не только экономический рационал, но и больше 10 тысяч введённых санкционных ограничений, – это то, что может быть предложено на глобальной площадке.
С учётом законов экономической географии такие решения – прямой продукт политики Поворота 2.0. Именно в рамках этой политики будут формироваться и апробироваться решения для нового типа международного сотрудничества – менее унифицированного, более гибкого, очень динамичного, построенного на балансе интересов. Для предпринимателей это означает, разумеется, не только «новые рынки и возможности» – это дополнительные транзакционные издержки, особенно на первых этапах, новая кривая обучения и для лидеров бизнеса, и для рядовых сотрудников, это де-факто освоение минимального курса прикладного востоковедения – хотя бы на уровне того, кому какие вопросы адресовать.
Но это и будет отличать российский Поворот 2.0. от предыдущих подходов по наращиванию торгово-экономических связей с Азией, которые за последние пятьдесят лет апробировали более или менее успешно и крупные, и малые страны. Это полигон проектов нового типа, менее уязвимый перед санкциями, любыми односторонними решениями, заточенный под фундаментальные интересы партнёров.
Хорошую новость в связи с этой многосторонностью и новаторством нам подсказывает цирковое искусство: ходьба по канату требует гораздо больше усилий по поддержанию баланса, чем плотная сетка. По ней сложно перемещаться столь грациозно, но упасть – почти невозможно.