СЛУЧИЛАСЬ «СИТУАЦИЯ»…
Каким мандатом обладают миротворцы?
В чем-чем, а в краткости составителей ежедневных бюллетеней российского Минобороны «по развертыванию российского воинского контингента миротворческих сил в зоне нагорно-карабахского конфликта» обвинить трудно. Они ежедневно дотошно перечисляют количество беженцев, вернувшихся к местам проживания, число жителей, которым была оказана помощь российскими военными медиками. А также то, сколько мин обезврежено и сколько зданий восстановлено.
И тем удивительнее лапидарность в описании первого инцидента в зоне конфликта: «11 декабря в Гадрутском районе зафиксировано одно нарушение режима прекращения огня. Действиями российских миротворцев возможность дальнейшего обострения обстановки была пресечена». Столь же краток был и командующий миротворческим контингентом генерал-лейтенант Рустам Мурадов: «11 декабря в окрестностях населённых пунктов Хцаберд и Хин Тахер произошло нарушение режима прекращения огня, которое было пресечено действиями российского миротворческого контингента. В настоящее время обстановка в этом районе нормализовалась. Российскими миротворцами ведётся постоянный мониторинг ситуации». Видно, как военные мучительно искали максимально осторожные слова, чтобы описать произошедшее. В результате «Красная звезда» написала: «Ситуация произошла в прошлую пятницу в Гадрутском районе»…
При этом нелишне напомнить, что при всей важности восстановления инфраструктуры, возвращения беженцев и оказания медпомощи наши военные были посланы в регион прежде всего для того, чтобы исключить боестолкновения. То есть именно ту ситуацию, которая «произошла». И было бы неплохо, чтобы российское Минобороны объяснило, что, собственно, произошло и какая из сторон несет ответственность. Однако Москва, очевидно, не желая «нагнетать напряженность», решила вовсе не входить в подробности.
Описания «ситуации», предоставленные противостоящими сторонами, понятное дело, прямо противоположны. Армения сообщила, что 11 декабря «после нескольких часов боев противнику удалось войти в село Хин Тахер, а также вплотную приблизиться к селу Хцаберд. В результате возобновления боевых действий из-за азербайджанской провокации у армянской стороны шесть раненых, у противника есть потери». Что до военного ведомства Азербайджана, то оно объявило, что проводило «антитеррористическую операцию» (уместно вспомнить, что и саму войну в Баку поначалу именовали «антинаступательной операцией»). По азербайджанской версии, «после объявления прекращения огня часть ВС Армении оставалась в лесной зоне в северо-западной части поселка Гадрут Ходжавендского района Азербайджана… Эти армянские вооруженные формирования не покинули этот район, но создали боевые позиции и в последние дни совершили террористические акты, саботаж и саботаж против азербайджанских мирных жителей и военнослужащих в этом районе». При этом в минобороны Азербайджана утверждали, что армянских военных безуспешно пытались вывезти российские миротворцы, которые «по громкой связи обратились к армянским вооруженным формированиям в лесной зоне и сообщили, что приняты необходимые меры для их эвакуации из этого района». Примечательно, что эксперты и комментаторы со стороны Баку все как один подчеркивают, что инцидент произошел вне зоны ответственности миротворцев. Мол, на сугубо азербайджанской территории оказались вооруженные террористы, которых и вытесняют войска.
Между тем достаточно посмотреть на карту района конфликта, которая размещена на сайте российского оборонного ведомства, чтобы убедиться: столкновения произошли на территории, которая осталась за самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республикой. Карта, надо сказать, гораздо лучше, чем официальные комментарии, говорит, что именно произошло.
Часть Гадрутского района, находившаяся на момент прекращения боевых действий под контролем армянских сил, в виде аппендикса вдается в территории, которые вернул себе Азербайджан. В этой ситуации с чисто военной точки зрения велик соблазн этот аппендикс ампутировать, а линию противостояния «спрямить». Тем более что наблюдательного поста миротворцев там действительно не было. До сих пор непонятно, завершилась азербайджанская операция успехом или нет и под чьим контролем находятся сегодня спорные села.
Подозреваю, что произошедшее — первый, крайне неприятный сигнал о будущих проблемах. Война приостановлена, но не прекращена. У Азербайджана, поверившего в силу своего оружия, будет нарастать стремление разом и окончательно решить карабахский конфликт. Президент Ильхам Алиев явно вошел в роль любимого народом военного вождя и хочет сохранить победную эйфорию максимально долгое время. Во время парада в Баку он уже объявил Севан и Ереван исконно азербайджанскими землями. Мало этого, он вполне откровенно нахамил приехавшим в Баку французскому и американскому сопредседателям Минской группы ОБСЕ Стефану Висконти и Эндрю Шоферу: «Приехать сюда было вашей идеей. Я могу еще раз сказать это перед камерами. Я не приглашал Минскую группу приехать с визитом. Но когда мне сообщили, что Минская группа хочет приехать, я сказал: пусть приезжают, не возражаю. Может быть, у них есть что мне сказать». Он также прямо заявил, что не видит в Минской группе никакой пользы.
Думаю, что ужесточению азербайджанской позиции в немалой степени способствовала Турция, которая явно хотела бы стать бенефициаром военных побед. Так или иначе, но очевидно, что в случае возобновления боевых действий международное сообщество будет иметь немного инструментов давления на Баку.
В таком случае Россия и ее миротворцы могут оказаться в весьма непростом положении. Пытаясь вернуть влияние на Южном Кавказе, в значительной степени утраченное в результате войны, Москва взяла на себя обязательство гарантировать прекращение боевых действий. Россия почти тридцать лет пыталась выстраивать военные балансы в Закавказье и таким образом предотвращать войну. Весь этот карточный домик развалился с появлением нового мощного игрока — Турции. Москва не смогла или не захотела помочь своему военному союзнику Армении.
Насколько можно понять, трехстороннее соглашение России, Азербайджана и Армении содержит довольно много неопределенности. И стороны будут, конечно, при любом конфликте трактовать наличие «серых зон», вроде отсутствия наблюдательного пункта миротворцев в Гадрутском районе, в свою пользу. Главное же неясно, каким мандатом обладают миротворцы. Имеют ли они право принуждать тех, кого посчитают нарушителями соглашения, к миру силой оружия? Представляется, что немедленное решение этих вопросов важно не менее, чем восстановление инфраструктуры Нагорного Карабаха.