КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БРИКС
Идея трансграничных расчетов будет и дальше прорабатываться в рамках БРИКС
В Казани прошел ХVI саммит БРИКС, в котором приняли участие представители 35 государств и 6 международных организаций, приехал даже генсек ООН Антониу Гутерриш. 22 страны были представлены на высшем уровне. Каковы перспективы экономического взаимодействия?
Доля стран БРИКС в мировой экономике по паритету покупательной способности по итогам 2024 года составит 36,7%, что уже превышает долю стран G7, доля которых — 30%. Правда, надо учитывать, что главный «тяжеловес» БРИКС — это Китай с экономикой «весом» примерно в 18 трлн долл. Большинство государств БРИКС продемонстрируют в ближайшем будущем темпы прироста ВВП выше среднемировых: 3,8% против 3,2-3,3%. Саммит впервые прошел в расширенном формате: к Бразилии, России, Индии, Китаю и Южной Африке добавились Иран, Египет, Эфиопия и ОАЭ. По итогам мероприятия странами-партнерами клуба стали еще 13 государств (Турция, Казахстан, Узбекистан, Алжир, Беларусь, Боливия, Куба, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда и Вьетнам). Так что, как минимум (это подчеркивала в том числе западная пресса), очевидно то, что Западу не удалось полностью изолировать Россию.
Ее ориентация на торговлю со странами БРИКС резко выросла. Доля стран объединения в торговом балансе России за два года удвоилась и составила 40%, а расчеты с ними в нацвалютах выросли более чем в три раза — до 85% (по итогам 2021 года было 26%). Однако другие страны БРИКС все еще в большей степени ориентированы на торговлю вовне объединения (на нее приходится более 80%), чем внутри.
Впрочем, никто и не ставит задачи уйти с рынков развитых стран «коллективного Запада». Речь о создании более благоприятных условий для торговли и финансовых расчетов, где на долю доллара пока приходится более 80% торговых операций в мире и 60% валютных резервов.
Стремление БРИКС к более справедливым экономическим отношениям нашло отражение в Казанской декларации саммита. В том числе там содержится призыв к реформе Бреттон-Вудских институтов за счет расширения вклада развивающихся стран в мировую экономику; приветствуется создание новой инвестиционной платформы, которая задействует инфраструктуру Нового банка развития (НБР, еще называемого Банка БРИКС). В связи с последним предложением (что совпадает с российскими инициативами) страны клуба согласились трансформировать Новый банк развития в многосторонний банк развития для государств с формирующимся рынком. НБР, как рассказал Владимир Путин, уже профинансировал около сотни проектов на 32-33 млрд долларов. Правда, из-за санкционных ограничений он после начала спецоперации приостановил работу в России, но, возможно, в более широком формате объединения в целом эта проблема может быть как-то «расшита».
Россия выступила в Казани с целым рядом предложений. Они не носят сиюминутного характера, хотя для России, чья экономика находится под колоссальным санкционным давлением, связанные проблемы достаточно остры. Для других стран БРИКС ситуация, конечно, не так «горит», и было бы наивно ожидать, что они будут жертвовать своими интересами ради Москвы. Однако поскольку роль Росси в мировой экономике далеко не последняя, а по ряду направлений очень даже весомая, то ее партнеры по БРИКС не будут жертвовать и отношениями с ней в угоду санкционерам.
Путин предложил рассмотреть трансформацию зерновой биржи БРИКС в полноценную товарную биржу. Что актуально еще и потому, что сейчас все основные commodities, включая зерно, котируются в долларах и только потом пересчитываются в национальные валюты. Биржа БРИКС помогла бы уйти от такой зависимости, способствуя формированию справедливых и предсказуемых ценовых индикаторов. По словам Путина, создание зерновой биржи поможет защитить национальные рынки от негативного внешнего вмешательства, спекуляций и попыток вызвать искусственный дефицит продуктов питания.
Также Москва предлагает создать инвестиционную платформу, которая обеспечит финансовыми ресурсами страны глобального Юга. И отдельно платформу БРИКС по драгоценным металлам и алмазам, которая позволит бороться с зарегулированием этого рынка барьерами. Но тут надо тоже учесть, что речь пойдет о сферах, где Россия находится под санкциями, которые партнеры по БРИКС не спешат нарушать в открытую. Предстоит тщательно продумать механизм реализации таких предложений.
Интересна мысль о создании независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры BRICS Clear, которая дополнит, как отмечено в Казанской декларации, «существующую инфраструктуру финансовых рынков». Хотя пока она эти структуры не заменит, со временем может стать аналогом бельгийского Euroclear в качестве платформы для учета ценных бумаг между членами клуба. Вне санкционного воздействия, их там никто не заблокирует. В принципе договорились проработать создание «независимого перестраховочного потенциала БРИКС, включая компанию BRICS (Re)Insurance.
На саммите было много разговоров о создании единой платежной системы. Об общей валюте сейчас все же речь не идет. В частности, со временем BRICS Bridge («Мост БРИКС») в Москве видится как возможная (в будущем) замена SWIFT в плане трансграничных расчетов. В рамках этого проекта, главное, можно было бы отказаться от сделок через корсчета в США, перейдя к взаиморасчетам через центробанки стран БРИКС, что упростит и удешевит такие расчеты, которые могут вестись в цифровых валютах. Но и тут нужно время: в России и КНР цифровые валюты пока лишь тестируются. Опробовать новый механизм можно было бы между, к примеру, Россией и Ираном, находящимися под наиболее жесткими санкциями. В том числе посмотреть, насколько он будет неуязвим от воздействия санкционеров.
На саммите была презентована пилотная версия платформы BRICS Pay как вариант банковского мессенджера, с помощью которого в том числе можно было бы конвертировать валюты внутри БРИКС. Но нужно решить вопрос о базовой единице расчетов. Не через доллар же. В любом случае, даже на фоне отсутствия пока еще окончательных конкретных решений по реализации BRICS Bridge, BRICS Clear и BRICS Pay сама по себе идея трансграничных расчетов, свободных от вмешательства Запада, неуклонно крепнет и будет обсуждаться и прорабатываться в рамках объединения.