СУЩЕСТВЕННЫЕ БОЕВЫЕ СПОРЫ
Почему России будет сложно доказать, что НАТО нарушает Основополагающий акт 1997 года
Как ожидается, на следующей неделе США и Польша подпишут соглашение об увеличении американского военного присутствия на польской территории. Оно предусматривает размещение в Польше дополнительных сил, вооружений и элементов инфраструктуры. В Москве заранее дали понять, что эти действия могут быть расценены как нарушение Основополагающего акта Россия—НАТО от 1997 года. Однако доказать это будет непросто: стороны по-разному трактуют одно из ключевых положений этого документа.
По данным польских СМИ, Соглашение о расширенном оборонном сотрудничестве (Enhanced Defense Cooperation Agreement, EDCA) США и Польша подпишут 15 августа. Дата выбрана неслучайно: в этот день поляки ежегодно отмечают Праздник Войска польского (15 августа 1920 года Войско польское одержало победу над Красной армией в битве за Варшаву — ключевом сражении советско-польской войны 1919–1921 годов).
Сообщая о завершении переговоров по выработке новых двусторонних договоренностей, глава Пентагона Марк Эспер прямо заявил, что они направлены против России: «Это соглашение усилит сдерживание России, укрепит НАТО и придаст уверенности союзникам». «Наше передовое присутствие в Польше — на восточном фланге НАТО — повысит нашу стратегическую и оперативную гибкость»,— добавил он.
Из уточнений Марка Эспера следует, что к уже присутствующим в Польше на ротационной основе 4,5 тыс. американским военным добавится еще 1 тыс.
По словам министра обороны США, соглашение позволит расширить возможности в области разведки, наблюдения и рекогносцировки и создать инфраструктуру для поддержки бронетанковой и авиационной бригад.
В частности, на территории Польши разместят передовой элемент командования 5-го армейского корпуса США, расформированного в 2013-м и восстановленного в этом году. «Это решение венчает собой наши действия, связанные с увеличением присутствия американских войск в Польше»,— заявил на днях польский министр национальной обороны Мариуш Блащак.
Власти Польши на протяжении нескольких лет убеждали США увеличить присутствие на территории их страны. Навстречу Варшаве Вашингтон пошел после того, как президент США Дональд Трамп принял решение сократить американский контингент в Германии. Из 34,5 тыс. находящихся сейчас там военнослужащих примерно 6,4 тыс. вернутся домой, а 5,6 тыс. будут передислоцированы в другие европейские страны, в том числе в Польшу.
Как заявили в Пентагоне, основную часть затрат, связанных с перемещением сил и средств, а также с их развертыванием в Польше, покроют польские власти.
Увеличение количества американских военных, вооружений и объектов инфраструктуры близ границ России не могло не вызвать нареканий у Москвы. В МИД РФ предупредили, что размещение большого числа военнослужащих альянса на территории стран—новых членов НАТО станет «грубым нарушением Основополагающего акта Россия—НАТО» 1997 года. В свое время этот документ заложил базу под отношения России и Североатлантического альянса. Он остается в силе, хоть с 2014 года сотрудничество и взаимодействие между сторонами фактически сведено к нулю.
Одно из положений Основополагающего акта гласит, что НАТО «будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил».
Между тем ни в 1997 году, ни позже стороны не смогли наполнить понятие «существенные боевые силы» конкретным взаимоприемлемым содержанием.
В 2009–2010 годах, на пике перезагрузки отношений между Россией и США, Москва предлагала альянсу подписать обновленное Соглашение об основах взаимоотношений РФ—НАТО. Документ среди прочего предусматривал согласование термина «существенные боевые силы» и фиксировал обязательства альянса не размещать их на территории стран, вступивших в НАТО после распада СССР. Как писал тогда “Ъ” (см. номер от 27 октября 2010 года), определение «существенных боевых сил», по версии Москвы, могло бы выглядеть следующим образом: это размещаемые на постоянной основе на территории государства (включая временное развертывание более чем на 42 дня в течение календарного года) боевые силы на уровне бригады, воздушного крыла или авиационного полка, вертолетного батальона или вертолетного полка или выше или имеющие более 41 боевого танка, или 188 боевых бронированных машин, или 90 единиц артиллерии калибра 100 мм и более, или 24 боевых самолета, или 24 ударных вертолета. В целом из тогдашних российских предложений следовало, что «существенным» она считает контингент от 3,5–4 тыс. военнослужащих.
Однако договориться сторонам тогда не удалось. В НАТО заявили, что считают «существенным» развертывание сил не от бригады, а от дивизии (в зависимости от рода войск это 12–24 тыс. человек), кроме того, в альянсе подчеркивали, что соответствующие контингенты размещаются в новых странах-членах не на постоянной, а на ротационной основе (хоть позднее они начали говорить о «постоянной ротационной основе», имея в виду, что силы присутствуют непрерывно, но их кадровый состав регулярно обновляется).
В отсутствие же консенсуса о термине «существенные боевые силы» России будет сложно доказать, что развертывание дополнительных контингентов у ее границ нарушает базовые договоренности.
В Москве это, очевидно, понимают, а потому оспаривают правомерность действий НАТО скорее «для галочки», предпочитая просто отвечать зеркально — наращиванием военного присутствия в Калининграде.