СУЭЦКИЙ СИГНАЛ
О главной пробке мира как иллюстрации ситуации в международной политике
Застрявший в Суэцком канале суперсовременный гигантский контейнеровоз — очень наглядная и драматичная иллюстрация и того, что происходит на Ближнем Востоке, и того значения, которое имеет этот регион для всего мира.
В известном смысле название X Ближневосточной конференции Валдайского клуба «Ближний Восток в поисках утраченного возрождения» обрело дополнительную символичность: весь мир находится в поисках возрождения судоходства по одному из самых важных торговых путей. Не было, кстати, сомнений, что рано или поздно корабли вновь поплывут по Суэцкому каналу. Вопрос только в том, во что обойдется эта авария.
Так же есть достаточно оснований полагать, что раньше или позже ситуация на Ближнем Востоке улучшится и процветание распространится на все страны региона. Конечно, полностью исключать катастрофический сценарий нельзя, но регион настолько давно сталкивается с разного рода проблемами, что, похоже, выработал некоторый опыт избегания наиболее опасных и разрушительных вариантов развития событий.
В сущности, ситуацию на Ближнем Востоке стоит рассматривать в контексте общемирового развития, а оно, как кажется, выходит на принципиально новый уровень.
И это, с одной стороны, дает региону новые шансы, а с другой, — сталкивает его с новыми вызовами.
Во времена ушедшего в прошлое противостояния социалистического и капиталистического блоков, Ближний Восток был местом столкновения двух идеологически антагонистических систем, местом конкуренции, борьбы за разные модели будущего. Сегодня такого бинарного противостояния нет.
Зато теперь, как и весь мир, Ближний Восток оказался в ситуации неопределенного будущего, в ситуации отсутствия общего нарратива развития. И это чревато большими сложностями.
В силу необычайно быстрого технологического развития мира взаимозависимость стран друг от друга только растет, человечество никогда прежде, если хотите, не было так внутренне связано, так погружено в разнообразные и интенсивные коммуникации. Но в то же время упомянутая взаимозависимость довольно слабо регулируется, полна перекосов и потенциальных проблем.
И застрявший контейнеровоз тут оказывается мрачноватой иллюстрацией. Старенький и узкий Суэцкий канал конечно же не был рассчитан на плавание кораблей размером с небольшой город. Более того, как выяснилось, никто особенно и не думал о том, что делать в случае аварии такого класса корабля.
Если продлить аналогию, то можно сказать, что мировые элиты, прежде всего претендующие на лидерство элиты Западного мира, пытаются проталкивать по «Суэцкому каналу» нынешней политики «корабли» нового мира. И это может привести к последствиям куда более серьезным, чем от застрявшего у берегов синайского полуострова контейнеровоза.
Так, последние заявления администрации США кажутся сделанными людьми, которые живут в какой-то мере в воображаемом мире. В мире, в котором существует моральное, политическое, экономическое и военное лидерство стран Запада, прежде всего самих США. Но беда воображения, порождающего подобные иллюзии, не только и даже не столько в стремлении к господству и доминированию. Эка тут невидаль. Беда в том, что это стремление никак не связано с образом будущего, с развитием, с перспективными моделями глобальности. Напротив, складывается такое ощущение, что многие западные политики застряли в прошлом, пытаются воспроизвести конструкции времен противостояния СССР и США.
Но это время ушло. Нужны новые нарративы и новое понимание того, что мир в самом деле становится многополярным, что неизбежная для развития человечества глобализация пошла новыми путями, что центров глобализации теперь много, что она растет из региональных объединений и союзов. Очевидно, что у нас на глазах растет евразийский суперрегион. Его границы неясны еще, но есть серьезная перспектива. Латинская Америка явно пытается играть какую-то собственную роль. Удивительные, но, увы, недостаточно обсуждаемые процессы идут в Африке.
Естественно, что и Ближний Восток, при всей своей дробности и разнообразии, оказался перед необходимостью переосмыслить самое себя, свою идентичность, свои ценности, свою роль в мире в целом и роль окружающего мира в собственном развитии.
Такую ситуацию назвать легкой нельзя. Для того, чтобы бы понять, предсказать, смоделировать, как будет развиваться Ближний Восток, приходится учитывать огромное количество факторов. Тут и сложнейшая демографическая структура, и распад традиционного общества. Тут и многочисленные противоречия между странами региона. У Турции один взгляд на происходящее, у Ирана другой, нет и согласия между арабскими странами. Тут и крайняя неравномерность экономического развития, и застарелые конфликты, и многое другое.
Сложить всё это в какую-то более или менее гармоничную картину можно только в том случае, если появится какая-то общая интеллектуальная, мировоззренческая платформа. Платформа, на которой можно выстроить модель будущего региона, его связей с окружающим миром, принципов взаимодействия самых различных субъектов, оперирующих как в регионе, так и за его пределами.
В общем, трудно вообразить более противоречивый и, вместе с тем, перспективный регион мира. Регион, который, кстати, сыграл ключевую роль в развитии человеческой цивилизации. Да и продолжает играть.