Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

«УКРАИНА — ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО»

30.11.2023 – 21:16 Без комментариев

Дмитрий Суслов

Лента.ру

США отправляют войска в Европу. Чем ответит Россия на усиление боевой мощи НАТО?


К августу 2023 года военный контингент США на территории Европы достиг 100 тысяч солдат и офицеров. По словам координатора по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джона Кирби, такого количества войск не было со времен окончания холодной войны. Стратеги из Пентагона уже давно не наблюдают «красной угрозы» в своих биноклях, да и нет уже СССР, который стремился распространить свое влияние от Тихого до Атлантического океана. Однако это не мешает Западу расценивать любое действие России по укреплению обороны как угрозу своему существованию и искать любой повод для укрепления восточного фланга НАТО оружием и военными контингентами. С чем связан продолжающийся по сей день рост военного присутствия США у российских границ, какие цели преследует Вашингтон и чем Россия может на это ответить — разбиралась «Лента.ру».

Необходимый минимум

С 2014 года на постоянной основе под руководством Европейского командования Вооруженных сил США в Европе (EUCOM) находится 65 тысяч американских военных, остальная часть базируется в Европе на ротационной меняющейся основе. В зависимости от планов проведения учений и политической обстановки, число размещенных военнослужащих может увеличиваться или сокращаться.

Сухопутным костяком этих сил является Пятый армейский корпус — постоянный гарнизон армии США в Европе, имеющий в распоряжении две ротационные дивизии, одну механизированную и артиллерийскую бригаду, а также бригаду армейской авиации, состоящую из боевых и транспортных вертолетов. Штаб корпуса и его передовая база с 2020 года располагается в польском городе Познань, остальные подразделения распределены по территориям Германии, Польши и Румынии. Общая численность корпуса — приблизительно 50 тысяч человек.

Остальные страны, находящиеся на восточных рубежах НАТО (Эстония, Литва, Латвия, Словакия и Болгария), также имеют на своей территории базы для размещения более мелких американских подразделений, которые несут там службу на ротационной основе.

В силу положений соответствующих договоров и доступности инфраструктуры для размещения, численность американских военных в каждой стране в среднем не превышает 2,5 тысячи человек. Однако, по мнению заместителя директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперта клуба «Валдай» Дмитрия Суслова, численность американских сил в будущем может быть легко увеличена за счет расширения возможностей военной инфраструктуры и создания передовых баз хранения вооружений.

Помимо боевых соединений, в Европе дислоцировано большое количество различных вспомогательных сил: бригада военной полиции, мобильная медицинская бригада, бригада материально-технического обеспечения и целый логистический центр, решающий задачи снабжения войск и баз хранения вооружения.

Также на юге и юго-западе Германии расположены американские системы ПВО Patriot, численностью до двух мобильных дивизионов (8 батарей — 32 пусковых установки), по 900 человек в каждом. Эти дивизионы на временной основе могут перебрасываться на аэродромы, где присутствуют американские ВВС.

Морской вопрос

Не менее важной частью присутствия США в европейском регионе является Шестой флот, базы и штаб которого размещены в Италии. Он состоит из различных оперативных групп: Группа 60 (ударная группа с 1-2 авианосцами), Группа 61 (десантные корабли), Группа 62 (амфибийные силы морской пехоты), Группа 63 (корабли материально-технического обеспечения, заправки и логистики), Группа 64 (соединения сил специальных операций, ПВО, ПРО и подлодок со стратегическими ядерными боезарядами), Группа 66 (резервы из частей морской пехоты), Группа 67 (5 эскадрилий морской авиации наземного базирования), Группа 68 (инженерные соединения), и Группа 69 (флотилия ударных подводных лодок).

Шестой флот не имеет постоянной закрепленной численности — его соединения могут создаваться, комбинироваться, сокращаться и распускаться в связи с учениями или необходимостью перераспределения кораблей на другие направления. Сейчас численность флота достигла цифры 13 тысяч человек, но это количество может быть легко увеличено за счет переброски личного состава и доукомплектования кораблей из людских резервов атлантической американской морской группировки, ведь для этого есть вся необходимая инфраструктура.

США также имеют промежуточные морские базы в Испании (база Рота) и Греции (военно-морская база НАТО на острове Крит), но с точки зрения инфраструктуры и военного присутствия США они не являются значимыми объектами.

Хоть США и имеют в Европе сравнительно небольшие морские силы, их более чем достаточно для реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации. 7 октября 2023 года, когда палестинская группировка ХАМАС совершила масштабное нападение на территорию Израиля в рамках операции «Наводнение Аль-Акса», США практически сразу отправили корабли к израильскому побережью, дабы отвадить ближневосточные исламские страны от прямого включения в новую, третью интифиаду. Более того, собранное соединение кораблей могло быть использовано для ударов по ХАМАС и возможной силовой операции США по освобождению заложников, захваченных боевиками ХАМАС.

Авиабазы США в Европе

Всего в состав объединенного командования USAFE-AFAFRICA входят одна воздушная армия, семь основных оперативных баз и 114 удаленных друг от друга пунктов базирования самолетов. Среди основных авиабаз принято выделять RAF Lakenheath и RAF Mildenhall в Великобритании, авиабазу Aviano в Италии, а также Lajes Field на Азорских островах и Инджирлик в Турции. При этом ключевые объекты военной инфраструктуры американских ВВС располагаются в Германии. В частности, речь идет о базах Шпангдалем, Висбаден и Рамштайн.

Авиабаза Рамштайн — наиболее известный в нынешнее время опорный пункт ВВС США на территории Германии и Европы в целом. Эта авиабаза после окончания Второй мировой войны, когда на ней разместились союзнические оккупационные силы, состоящие из американцев и французов, стала штаб-квартирой американских воздушных сил в Европе. Сейчас на авиабазе Рамштайн базируется 86-е авиакрыло, которое осуществляет воздушные переброски, десантирование и медицинскую эвакуацию.

На авиабазах США в Европе представлен широкий спектр военной техники, включая боевые самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты, а также транспортные и разведывательные самолеты. Некоторые из самых известных типов военной техники, которые можно встретить на авиабазах США в Европе, — это многоцелевые истребители F-16 и F-35, бомбардировщики B-52 и B-2, а также транспортные вертолеты UH-60 Black Hawk и CH-47 Chinook.

Для поддержания постоянной боеготовности на авиабазах проходят регулярные военные учения, а пилотный состав постоянно участвует в совместных миссиях по патрулированию воздушного пространства. Они проводятся регулярно и включают в себя различные виды тренировок, такие как боевые маневры, симуляции боевых действий, а также обучение новым тактикам. Последние крупные учения прошли в июне 2023 года в Германии — Air Defender. В двухнедельных учениях приняли участие 25 стран, было задействовано около 10 тысяч человек и 250 самолетов, включая истребители F-16.

Американские авиабазы также широко используются как логистические хабы для запланированных и экстренных поставок оружия, техники и боеприпасов для нуждающихся в вооружении партнеров США, таких как Украина и Израиль.

Риск нового конфликта

Дмитрий Суслов напоминает, что до 2014 года американское военное присутствие в Европе было относительно небольшим. «Более того, администрация Барака Обамы открыто заявляла, что [теперь] военное присутствие США должно нарастать только в Тихоокеанском регионе», — заявил аналитик. С 2022 года произошел резкий откат назад. США на порядок увеличили военное присутствие в Европе и стали наращивать присутствие в Центральной и Восточной Европе вблизи российских границ. Американо-российские отношения и российско-натовские отношения приобрели характер не только конфронтации, но гибридной войны.

По словам политолога, теперь в Европе фактически возродилась система времен холодной войны, которая выражается в военно-политическом противостоянии НАТО и Союзного государства. Североатлантический альянс открыто декларирует возврат к военным доктринам периода холодной войны с передовым базированием, с размещением существенных военных контингентов, в том числе контингентов быстрого реагирования в странах Центральной и Восточной Европы.

Суслов напомнил, что ранее военная доктрина НАТО ориентировалась на то, что если произойдет нападение на восточноевропейских членов, то США и другие страны НАТО начнут молниеносно перебрасывать свои силы и выбьют агрессора с занятых им территорий стран блока. Теперь же НАТО открыто провозгласил доктрину пресечения, в соответствии с которой члены альянса изначально будут пытаться не допустить проникновения противника на территорию стран блока, а для этого необходимо «перманентное значительное военное присутствие».

Данные меры де-факто означают отказ от положений «Основополагающего акта Россия — НАТО», в котором НАТО обязался не размещать существенные боевые силы на территории восточноевропейских стран. «Теперь альянс открыто провозгласил противоположное: блок будет размещать силы с целью недопущения проникновения [противника] на его территории и начнет создание соответствующей инфраструктуры, логистической базы, складов, аэродромов и аэропортов», — резюмировал эксперт.

Превалирующий нарратив в Польше и Прибалтике об угрозе с Востока — одно из объяснений американского военного присутствия. По мнению представителей этих государств, Украина — это только начало, и Россия якобы хочет присоединить военным путем и другие постсоветские и посткоммунистические страны, объясняет Суслов. Эти страны опасаются, что если не нанести России военного поражения на Украине, то Россия якобы неизбежно нападет и будет реставрировать империю в границах СССР

Именно с этим и связан курс на накачивание Украины вооружениями и расширение натовской инфраструктуры в Центральной и Восточной Европе — в результате мир постепенно возвращается к гонке вооружений в Европе и блоковому противостоянию.

Расширение военного присутствия и возвращение к состоянию холодной войны, несомненно, увеличивает риски непреднамеренного военного столкновения из-за человеческого фактора или провокации. «Вспомним, когда украинская ракета залетела на территорию Польши в прошлом году. Тогда Польша и страны Балтии заявляли, что это российская ракета, еще до каких-либо разбирательств. Тем не менее только США одернули всех и признали, что это была украинская ракета», — напомнил политолог о знаменитом инциденте.

На данный момент между Россией и НАТО нет серьезного механизма деконфликтинга — предотвращения случайных столкновений войск двух стран посредством налаженных каналов связи между представителями военного командования. Нет его и на локальном уровне, подобно тому механизму, который был создан между местными российским и американским командованиями в Сирии в 2015 году. При этом предпосылок для создания подобного канала в Европе сейчас не предвидится — виной тому деградация отношений и контактов между военными представителями.

Суслов отмечает, что в период активного военного конфликта Россия заинтересована в усилении рисков для США, в том числе ядерных, но вместе с тем признает, что после завершения украинского конфликта России и НАТО необходимо будет вырабатывать новую региональную систему уменьшения рисков в Европе.

Экспансия ядерного оружия США

В процессе увеличения военного присутствия НАТО в Польше, со стороны Варшавы стали доноситься заявления о готовности принять тактическое ядерное оружие воздушного базирования в рамках программы альянса Nuclear Sharing. Подобные меры воспринимаются как ответ на размещение российского ядерного оружия в Белоруссии, для укрепления безопасности «одного из главных членов НАТО на восточном фланге альянса». По словам Суслова, если ядерное оружие США появится в Польше, то Россия неизбежно будет рассматривать это оружие как свои мишени, в том числе в рамках доктрины превентивного ядерного удара.

Мы видим, что требования Польши разместить ядерное оружие США на своей территории выросли. Если к власти в США придет республиканская администрация, то это требование Варшавы удовлетворят, пока же администрация Джо Байдена на это идти не хочет — Польша окажется в постоянной опасности, поэтому США вряд ли пойдут на подобные риски.

По мнению аналитика, по подобному сценарию НАТО может пойти и Финляндия, если Хельсинки после полноценного включения в альянс согласится на размещение американских баз и тактического ядерного оружия на них. «Такой сценарий неизбежно приведет к резкой милитаризации региона Балтийского моря, а также к размещению у границ Финляндии и российских ракет, и российского ядерного оружия», — предостерег Суслов.

Российский ответ

На данный момент у НАТО поставлена задача создать условия для размещения и обслуживания на территории восточноевропейских стран порядка 400 тысяч контингента, достаточного для реализации новой доктрины сдерживания.

В ответ на эти меры Россия, безусловно, будет лишь частично наращивать военное присутствие на западных границах и углублять военную интеграцию с Белоруссией, в том числе и через размещение тактического ядерного оружия на ее территории.

Вместо того чтобы тратить огромные деньги на создание равноценного российского военного эквивалента американскому контингенту на западных границах, Москва сделает упор на ядерное оружие и высокоточные ракеты, чтобы не дать втянуть себя в полномасштабную гонку вооружений, как это было 40-50 лет назад, и тем более не будет размещать масштабные силы по примеру Советского Союза.

Россия, безусловно, даст военный ответ в случае [преднамеренной] провокации, но он будет носить асимметричный характер без размещения таких масштабных войск, как размещал СССР в рамках Варшавского договора.

В ожидании развязки

Цифра в 100 тысяч американских военных в Европе не должна рассматриваться как конечная — после того, как в Конгрессе США закончатся внутренние распри по военному бюджету и ассигнованиям для помощи Украине и Израилю, Вашингтон вполне в состоянии принять решение о расширении европейской военной инфраструктуры, которая позволит размещать больше войск и запасов вооружений для них.

Вряд ли европейские страны будут против подобного шага. В 2022 году лишь 7 из 30 членов НАТО оказались готовы тратить на военные расходы 2 процента от ВВП, предпочитая отдавать решение вопросов об обороне в руки США. Не стоит ожидать, что крупные финансовые проблемы ЕСвозникшие в том числе из-за антироссийских санкций, позволят европейцам найти недостающие деньги для собственной обороны.

Страны Европы, состоящие в НАТО, играют роль второго расходного материала американской политики после Украины, а также роль территории, которая используется США в политике поддержки киевского режима против России. Европа уже лишилась остатков внешнеполитической субъектности, сейчас она лишается экономической субъектности.

Россия, ранее отозвав ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), уже продемонстрировала готовность и далее развивать концепцию оборонительного ядерного сдерживания, достигнув при этом конкретных успехов в технической реализации.

* * *

В силу этих условий есть все основания полагать, что даже в случае увеличения численности американских войск и организации намеренных провокаций со стороны США и НАТО, Россия будет в состоянии удержать ситуацию под контролем, не позволив втянуть себя в прямой конфликт при помощи российского «ядерного щита».

Запад может как и прежде осуждать Москву, называя предостережения Кремля к потенциальным агрессорам «очередным бряцанием ядерным оружием», но пока в отношениях России и НАТО не произойдет разрядка, альтернатив ядерному сдерживанию не предвидится.

Беседовали Анастасия Заикина, Дмитрий Сотак

Метки: , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>