УРОКИ БРЕТТОН-ВУДСА
Как создать синтетическую резервную валюту
В июле исполняется 80 лет Бреттон-Вудской Валютно-финансовой конференции Объединенных Наций, установившей правила регулирования денежных отношений между государствами в сложных геополитических условиях Второй мировой войны и разделившегося мира холодной войны, заложившей на десятилетия основу гегемонии доллара США. Юбилей — прекрасный повод изучить опыт создания системы денежного регулирования, мировых финансовых институтов и резервных валют для формирования новой финансовой системы.
Бреттон-Вудское соглашение, которое привязало международные валюты к доллару США, привязав доллар к золоту, создало предсказуемые обменные курсы и ограничило валютные спекуляции. Это был успешный в целом опыт, который можно использовать для конструирования недолларовой финансовой системы эпохи деглобализации и применять при последующей сборке нового миропорядка. И несмотря на то что Бреттон-Вудс сменился в конце 1970-х Ямайской системой фиатных свободно конвертируемых валют, институты глобального финансового управления и координации, сформированные в конце Второй мировой, такие как МВФ, Всемирный банк, по-прежнему действуют и пока еще обеспечивают выполнение ряда правил, стабилизирующих международные валютно-финансовые отношения.
История Бреттон-Вудской системы, которая создавалась в военном и послевоенном мире, когда большинство валют были слабыми, а мир раздробленным, показывает, что нужно с чего-то начинать: с обеспечения денег, с институтов и правил, чтобы при наборе нестабильных параметров запускать мировую экономику. Сейчас похожая ситуация, когда Запад и Глобальный Юг разделяются, кризисы неизбежны, процентные ставки высокие, санкции ужесточаются, при этом необходимо поддерживать торговлю и расчеты, иметь рынки капитала и источники инвестиций, не зависящие от капиталов Запада.
Финансотектоника
«Беспрецедентные финансовые санкции, введенные против России, угрожают постепенно ослабить господство доллара США и привести к более фрагментированной международной валютной системе»,— предупреждает первый заместитель директора-распорядителя МВФ Гита Гопинатх. Директор Института анализа глобальной безопасности (The Institute for the Analysis of Global Security) Гэл Лафт в интервью CNBC отметил, что «стремительные санкции Вашингтона в отношении России» привели к тому, что «центральные банки начинают задаваться вопросом о том, не кладут ли они все яйца в одну корзину, так сильно полагаясь на доллар». Возникает проблема доверия к нынешним резервным валютам — доллару США, евро, британскому фунту, швейцарскому франку, японской иене и странам—эмитентам этих валют. А доверие — это краеугольный камень финансового мира.
Подъем экономик Глобального Юга и ослабление гегемонии Запада создают «ловушку Фукидида» и вызывают геоэкономический конфликт, запускающий разрушение существующей мировой экономической модели, международных торгово-финансовых отношений, права и правил, децентрализацию, перераспределение капиталов и кризисы. Дальше может начаться как «созидательное разрушение» по Шумпетеру, так и разрушение обычное — дезинтеграция. Затем — глобальная трансформация. Те, кто справится с потрясениями и хаосом, на обломках мировой экономической системы будут строить новый миропорядок с новыми принципами и правилами.
Страны, которые заинтересованы в развитии национальных экономик и международной торговли, в сохранении независимости, в поддержке собственного населения и предотвращении социально-экономических проблем группируются вокруг объединения БРИКС. Есть понимание и консенсус, что наднациональные институциональные структуры, обеспечивающие стабильность информационно-финансового и экономического пространства, необходимо создавать в рамках БРИКС+, в пределах незападного мира глобального большинства. Без общих новых международных институтов и инфраструктуры, безопасной от блокировок и посягательств извне, невозможно объединить разные национальные интересы в единую стратегию развития человечества и создания нового миропорядка. У разных стран национальные интересы различны, поэтому пока нет структур для проведения общей экономической политики. Такие структуры начнут появляться в тех сферах, где национальные интересы большинства стран совпадут. И самая очевидная сфера совпадения интересов — это финансы, капитал и международные расчеты.
Финансовая система
Первые шаги в построении новой мировой финансовой архитектуры сделаны: создан банк развития БРИКС, появились международные платежные системы, такие как российская СПФС, китайская CIPS, иранская SEPAM, индийская SFMS, заменяющие дискредитированный SWIFT. Но банки и корпорации ряда стран БРИКС оказались чувствительными к вторичным санкциям США. Американский и европейский потребительские рынки все еще остаются привлекательными для Китая, несмотря на торговые и тарифные войны, а западные товары и услуги востребованы на Ближнем Востоке. Поэтому частичное соблюдение антироссийских санкции и блокировка расчетов с российскими поставщиками и экспортерами характерны даже для стран, поддерживающих партнерские и дружественные отношения с Россией.
Если главной мировой валютой пока еще считается доллар, а большинство стран БРИКС+ привыкли торговать в долларах и не готовы к вызовам эпохи деглобализации, то надежды быстро создать альтернативу доллару в рамках БРИКС иллюзорны. Мир будет какое-то время сохранять зависимость от американоцентричной финансовой системы, где доллар стал оружием в руках США. Центральные банки большинства стран мира следуют финансовым императивам, которые идут из МВФ и Банка международных расчетов в Базеле, и их влияние на экономические власти государств значительно.
Создание единой валюты БРИКС, которая может прийти на смену доллару США в международных расчетах, является долгосрочным наднациональным стратегическим проектом. Единая расчетная валюта позволила бы странам БРИКС+ утвердить свою экономическую независимость, конкурируя с существующей международной финансовой системой. Но это долгий путь. К тому же у БРИКС+ пока нет устоявшейся структуры, нет единой стратегии, нет очевидного лидера.
Реальной заменой платежам в долларах на ближайшие годы могут быть лишь расчеты в национальных валютах стран, имеющих крупные региональные экономики, участвующих в торговле и обладающих ресурсами, технологиями, производством и транспортно-логистической инфраструктурой. Такими странами являются государства, составляющие ядро БРИКС+.
Обращаясь к опыту Бреттон-Вудского соглашения, следует отметить, что валюте необходимо обеспечение, тогда появится доверие. 80 лет назад золоту не было альтернативы.
В XXI веке золото не исчезло, и в резервах центробанков доля золота неуклонно растет, но сейчас нет альтернативы энергии и высоким технологиям.
Новая «Бреттон-Вудская система» будет системой национальных валют, обеспеченных реальными товарами, энергоресурсами и лишь отчасти золотом. Такие валюты будут стабильными и станут основой новой мировой финансовой системы. Юань, рубль, риял, рупия могут претендовать на звание базовых валют в будущем. Доверие к таким валютам будет тем выше, чем более обеспеченными они будут и чем надежнее будут выстроены их информационно-платежные системы. Старые валюты — доллар, евро, иена, фунт, бывшие когда-то символами мощи экономик G7, разделят с этими экономиками их проблемы.
Информационно-платежная система должна иметь собственные центры обработки данных, централизованное хранилище трансакций и сеть для передачи информации. Главное, чтобы банки—участники альтернативных SWIFT платежных систем имели соответствующие корреспондентские счета в банках стран, в чьих валютах проводятся платежи, а сами банки не боялись санкций США и их союзников.
Но и в такой системе расчетов в национальных валютах могут возникать дисбалансы и противоречия, связанные с диспропорциями внешней торговли и потоков капитала. У одних стран сальдо торгового и/или платежного баланса положительно, у других — отрицательно. Имея только двусторонние расчеты в национальных валютах, баланс поддерживать сложно, а требование равенства в объеме торговли может существенно ограничить развитие экономик. Эта проблема решается созданием расчетной валюты и корзины резервных валют.
Резервная валюта — валюта, которая хранится в значительных количествах центральными банками или другими органами денежно-кредитного регулирования как часть их валютных резервов. Резервная валюта может использоваться в международных сделках, инвестициях, всех аспектах экономики.
Международные резервы центральных банков и резервные валюты необходимы, чтобы компенсировать дисбаланс во внешней торговле и стабилизировать внутренний валютный рынок. Если возникает дефицит в торговле с какой-то страной, этот дефицит восполняется из международных (золотовалютных) резервов.
Если в новой международной финансовой архитектуре БРИКС+ будет создана синтетическая резервная валюта — это серьезно укрепит систему международных расчетов. Такой валюты не нужно много, она не будет заменой всех национальных валют. Позитивный опыт структур Бреттон-Вудса показывает, что странам БРИКС+ сейчас, возможно, требуется нечто похожее на специальные права заимствования, которые выпускает МВФ, то есть синтетический актив, который можно иметь в международных резервах центробанков, чем можно рассчитываться на наднациональном уровне и балансировать внешнюю торговлю.
Специальные права заимствования
Специальные права заимствования (СПЗ) (Special Drawing Rights, SDR, SDRs) — синтетическое резервное и платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом. Специальные права заимствования были созданы МВФ в 1969 году для того, чтобы стать дополнительным резервным активом центральных банков в рамках Бреттон-Вудской системы с целью сбалансировать риски, возникающие из-за использования национальных валют ряда государств в качестве международных платежных средств — это страховка на случай, если из-за платежных и торговых дисбалансов ведущих экономик мира Центробанкам других стран будет сложно пополнить резервы в нацвалютах, используемых в международных расчетах.
После краха золотого стандарта Бреттон-Вудской системы в 1971 году СПЗ стали рассматриваться в качестве расчетной единицы МВФ. Формально СПЗ не являются валютой в классическом смысле, потому что их нельзя использовать в расчетах за товары и услуги, но являются активом, а их стоимость основана на корзине из пяти валют — доллара США, евро, китайского юаня, японской иены и британского фунта стерлингов. Стоимость СПЗ в долларах США определяется ежедневно на основе спотовых обменных курсов, фиксируемых в полдень по лондонскому времени. МВФ пересматривает корзину СПЗ каждые пять лет, чтобы гарантировать, что она отражает относительный вес валют в мировых торговых и финансовых системах.
Валюта, входящая в корзину СПЗ, должна соответствовать двум критериям: экспортному и критерию свободного использования. Валюта соответствует экспортному критерию, если страна-эмитент является членом валютного союза и входит в пятерку крупнейших мировых экспортеров. Валюта соответствует критерию свободного использования, если она широко используется в платежах по международным операциям и широко торгуется на основных валютных рынках.
Специальные права заимствований крайне важны для резервов. Международные резервы, управляемые центральным банком страны, сродни крупным национальным сберегательным счетам в иностранной валюте, которые гарантируют, что у страны есть средства, необходимые для оплаты импорта. Добавление СПЗ к международным резервам страны увеличивает их и делает экономику более устойчивой в финансовом отношении.
Страны могут обменивать свои СПЗ на твердую валюту с другими членами МВФ в случае необходимости срочного увеличения импорта. Исторически это делалось на добровольной основе, то есть по доброй воле государств с более сильным финансовым положением. Страны также могут использовать свои СПЗ в ряде операций с другими странами или для погашения финансовых обязательств перед МВФ. Многие страны—члены МВФ, которые не нуждаются в поддержке, использовали СПЗ для поддержки льготного финансирования стран с низкими доходами.
Расчетные единицы
Созданию специальных прав заимствований предшествовала идея «банкора» — наднациональной валюты, предложенной Джоном Мейнардом Кейнсом и Эрнстом Шумахером в 1940–1942 годах для использования в международной торговле в качестве расчетной единицы в рамках многосторонней клиринговой системы — Международного клирингового союза, который необходимо будет основать. Предполагалось, что банкор будет не международной валютой, а расчетной единицей, используемой для отслеживания международных потоков активов и пассивов, проходящих через Международный клиринговый союз. Предполагалось, что вся международная торговля будет оцениваться и балансироваться в банкоре. Страны с профицитом с избыточными банковскими активами и страны с дефицитом с избыточными банковскими обязательствами обязаны были бы предоставить друг другу симметричные стимулы для принятия мер по восстановлению сбалансированной торговли. Золото можно было бы обменять на банкоры, но банкоры нельзя было обменять на золото. Каждый товар, экспортируемый страной-членом, добавлял банкоры на ее счет в Клиринговом центре, а каждый импортированный товар вычитал банкоры. Предполагалось установить ограничения на сумму банкора, которую страна может накопить, продав за границу больше, чем купит, а также на сумму банковского долга, которую она может накопить, покупая больше, чем продает. Это должно было помешать странам создавать чрезмерный профицит или дефицит. Ограничения каждой страны были бы пропорциональны ее доле в мировой торговле… Как только первоначальные ограничения были бы нарушены, странам с дефицитом разрешено было бы обесцениваться, а странам с профицитом — повышать курс своей валюты. Это сделало бы товары стран с дефицитом дешевле, а товары стран с профицитом — дороже с целью стимулирования ребалансировки торговли.
О банкоре как о расчетной единице и о предложениях Кейнса вспомнили после кризиса 2007–2008 годов. Тогда ряд экспертов утверждал, что с момента распада Бреттон-Вудской системы, когда доллар США был отвязан от золота, Соединенные Штаты были заинтересованы в высоких государственных расходах и высоком дефиците, что сделало глобальную финансовую систему нестабильной. Эти соображения тогда же увеличили интерес центральных банков к специальным правам заимствования МВФ.
Синтез альтернатив
Для того чтобы страны БРИКС+ могли создать альтернативу доллару США и вырваться из зависимости их экономик от монетарных циклов ФРС США, внутренних экономических дисбалансов стран Запада и императивов институтов глобального влияния, необходим синтез финансовых систем.
Создание синтетической резервной валюты БРИКС или расчетной единицы БРИКС+ — важный этап, но далеко не последний. Должны быть созданы наднациональные институты, как МВФ. Пока синтетическая расчетная валюта не создана можно пользоваться корзиной валют БРИКС. Необходимы клиринговые и валютные союзы, а также ценовые центры — биржевые площадки, на которых будет определяться стоимость основных сырьевых, энергетических и продовольственных товаров.
Валютный союз — это соглашение между странами об использовании в обороте определенной валюты, проведении расчетов в ней. При заключении такого союза формируется валютная зона, где будут использоваться денежные единицы в соответствии с правилами соглашения.
Создание расчетно-платежной инфраструктуры, стандартов, протоколов для получения, хранения и обмена данными в рамках платежных операций уже идет. Появляются цифровые валюты, а это значит, что необходимы платформы для обмена цифровых валют на национальные фиатные валюты. Синхронизация цифровых и банковских счетов компаний и граждан также является задачей, требующей правил и технических решений. Именно поэтому сейчас готовится запуск платформы BRICS Bridge для международных расчетов в национальных, в том числе цифровых, валютах центральных банков.
Диалектическая триада здесь такова: каждая страна видит будущее неодинаково, национальные интересы доминируют над общими — это тезис; антитезис — если не предпринимать усилий для объединения интересов, то мир глобального большинства никогда не сможет противостоять консолидированному Западу и вырваться из неоколониальной зависимости.
Валюта Китая обеспечена реальными товарами, России — реальными энергоносителями, как и государств Персидского залива. Бразилия, Индия, ЮАР, страны, присоединяющиеся к БРИКС+, имеют что-то свое, обеспечивающее их экономики и торговлю. Если государства глобального большинства объединят усилия и в кратчайшие сроки создадут новую финансовую систему, это будет новый «Бретон-Вудс» с обеспеченными валютами и синтетическими резервными активами на основе корзины этих валют. Аналог СПЗ позволит странам, входящим в БРИКС+, балансировать сальдо торговли внутри объединения, а информационно-финансовые и платежные системы сделают расчеты независимыми от внешних угроз и санкций. Иных вариантов созданию собственной системы не будет, если мировая система начнет рассыпаться из-за кризисов или целенаправленной разрушительной политики прежнего гегемона. Мир будет жестким в ближайшее десятилетие, поскольку уже очевидно, что это десятилетие хаоса и разделения. И в таком трансформирующемся мире странам БРИКС нужно вести себя ответственно, последовательно и жестко. Тогда мир станет лучше и безопаснее.