Федор Лукьянов: Запрос на порядок
В Сочи проходит ХII заседание Валдайского клуба — ежегодное представительное собрание ученых, политиков и журналистов со всего мира, которые на сей раз обсуждают вечный вопрос — о войне и мире. На фоне международных событий выбор темы трудно назвать сюрпризом, хотя отправной точкой послужили не боевые действия в Сирии или на Украине, а как раз великий роман Льва Толстого. 200 лет назад завершилась эпоха, о которой писал классик, — наполеоновские войны, мощно встряхнувшие старую Европу.
После четверти века политических, социальных, идеологических бурь, Европейский Конгресс в Вене заложил новый порядок развития континента. Коронованные особы и дипломаты провели много месяцев в спорах и интригах, но цель была благой — создать систему взаимоотношений, которая позволяла бы управлять рисками, регулировать неизбежные конфликты великих держав.
Мир стоял на пороге глубоких изменений в устройстве обществ, структуре экономики, технологиях. На горизонте маячили идеи, которым предстояло сыграть решающую роль в XIX и XX веке. На авансцену исторической пьесы выходили уже не государи и даже не государства, а народы, начинавшие ощущать себя соавторами сюжета.
Опыт того времени выглядит неожиданно своевременным. Человечество снова на похожем рубеже. Все понимают, что грядут фундаментальные перемены, но никто еще не в состоянии осмыслить их. Вроде бы все хотят мира, но каждый видит его по-своему. Ну и, конечно, авторов глобальной пьесы, которая пишется на наших глазах, стало бесконечно много. Тотальные и всеобъемлющие коммуникации не только охватывают всех и каждого, но и удивительным образом наделяют властью тех, кого никогда не считали участниками политических процессов. А многополярность Европы позапрошлого века воспроизводится сегодня на глобальном уровне.
Переломное историческое время — всегда риски и возможности. Резко возрастает цена ошибки. И на первый план выступает главный испокон веку вопрос политики и дипломатии — вопрос о войне и мире.
Валдай-2015 тематически продолжает прошлогодний форум, на котором обсуждалось, возможно ли формулирование новых правил игры либо они закончились надолго и пока придется пожить по «закону джунглей». Итог истекших 12 месяцев в этом смысле неоднозначный. Стабильнее в мире никоим образом не стало, наоборот. Но риски неуправляемого развития столь очевидны, что стало возникать ощущение: зреет запрос на упорядоченность. Не потому, впрочем, что уже проясняются четкие контуры будущей системы, скорее всем окончательно ясно, что бывшая безвозвратно уходит. И та, что существовала в годы «холодной войны», и та, что, казалось, пришла ей на смену в начале 1990-х.
На Валдайском клубе в этом году обсуждают опасности, которые будут только усугубляться, если к силе и ее применению продолжат относиться столь же легко, как в последние полтора десятилетия. Силе в разном понимании — не только военной, но и экономической, идеологической, религиозной. Об этом же говорится и в докладе, подготовленном к дискуссии. Он пока предназначен лишь для членов клуба, публичное представление по традиции происходит после доработки по итогам обсуждений на форуме.
Тем не менее только для читателей «РГ» раскрою главную идею документа.
Нарастание хаоса и неуправляемости в международных отношениях не могут продолжаться бесконечно, полагают авторы, и, скорее всего, уже начался процесс формирования новой структуры мира, основанной на фактическом, хотя и не зафиксированном, балансе двух больших групп государств.
Условно говоря, коллективная Транс-Атлантика (которая захватывает географически и часть Тихого океана) и коллективная Центральная Евразия.
Экономическую основу составят, с одной стороны, два океанских партнерства — атлантическое и тихоокеанское, с другой — «сопряжение» интеграционных и торгово-инвестиционных проектов в Большой Евразии. Движение к относительной консолидации сторон уже началось.
Ценители жанра антиутопии, конечно, вспомнят Джорджа Оруэлла с его Евразией, Остазией и Океанией, но эти мрачные параллели не отражают гипотезы доклада. Если у автора «1984» мировая система пребывала в состоянии никогда не прекращающейся войны, то здесь смысл именно в проявлении нового типа баланса. Баланса при этом «текучего», постоянно меняющегося, поскольку в условиях глобальной взаимозависимой экономики фронтальной конфронтации и взаимной изоляции быть не может.
Суть — в постоянной конкуренции (это норма), но и в наличии механизма ее непрерывного сглаживания, избегания опасных столкновений лоб в лоб. Это не «концерт наций», возникший по итогам Венского конгресса, и ни в коем случае не раскол мира на два блока, как в «холодную войну». Используя модный штамп — нечто гибридное. Из ХIХ века — постоянная тонкая настройка баланса, из ХХ — все-таки относительно структурированная, а не всеобще-аморфная, мировая среда.
Это очень схематическое изложение содержания доклада, дело, как всегда, в деталях. Главное, однако, заключается в том, что нужда в какой-то понятной структуре мира становится все более осознанной. Создать ее волевым решением сегодня невозможно, никакой конгресс его принять не сумеет. Но логика истории все-таки в том, что из хаоса рано или поздно прорастает порядок.