ХИМЕРЫ ЛЕНД–ЛИЗА И ПЛАНА МАРШАЛЛА ДЛЯ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА
Владимир Овчинский, Юрий Жданов
О несбыточных идеях западной элиты
Как известно, в греческой мифологии химера – это огнедышащее чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи. В переносном смысле – необоснованная, несбыточная идея.
С философской точки зрения, химера – это плод рационалистических построений, не имеющий онтологической (бытийной) основы.
Современная американская элита пытается обратиться к историческому опыту Второй мировой войны в отношении военного конфликта на Украине. И придумывает в этих целях новый ленд–лиз для Украины. Но выглядит это весьма химерически.
Одновременно в западной элите активно обсуждается новый план Маршалла для Украины. Причем это обсуждение началось еще задолго до военной спецоперации России. Что касается плана Маршалла для восстановления Украины после боевых действий, то это вообще полная химера. Ведь неизвестно, чем закончится конфликт. И какой Украине надо готовить план Маршалла.
Ленд–лиз
9 мая 2022 года президент США Джо Байден подписал закон о ленд-лизе в защиту демократии в Украине.
Закон разрешает администрации до 2023 финансового года предоставлять или сдавать в аренду военную технику Украине и другим странам Восточной Европы. Закон освобождает администрацию от определенных положений действующего законодатедьства, которые регулируют ссуду или лизинг военной техники иностранным странам, таких как пятилетний предел продолжительности ссуды или требование о том, чтобы принимающие страны оплачивали все расходы, понесенные Соединенными Штатами.
Любая ссуда или лизинг военной техники Украине по-прежнему будет регулироваться всеми применимыми законами, касающимися возврата такой техники.
По действующему американскому законодательству платежи, полученные по договорам лизинга с зарубежными странами, депонируются в Казначействе как разные поступления и относятся к прямым расходам.
Новый закон о ленд — лизе может увеличить суммы, депонированные в казну, если администрация одолжит или сдаст в аренду оборудование, которое в противном случае она не предоставила бы в соответствии с действующим законодательством.
И наоборот, эти депозиты уменьшатся, если администрация предоставит взаймы или арендует оборудование по закону по сниженной цене по сравнению с суммами, которые она в противном случае взимала бы в соответствии со своими существующими полномочиями.
Как известно, ленд-лиз применялся и раньше, во время Второй мировой войны.
На тот момент было отгружено товаров на общую сумму 50,1 миллиарда долларов, что эквивалентно 690 миллиардам долларов в 2022 году. В общей сложности 31,4 миллиарда долларов достались Соединенному Королевству, 3,2 миллиарда долларов — Франции, 1,6 миллиарда долларов — Китаю, 11,3 миллиарда долларов — Советскому Союзу, а оставшиеся 2,6 миллиарда долларов — другим союзникам.
Ленд – лиз времен Второй мировой войны высоко оценивал маршал Победы Г. К. Жуков. Но это была совсем другая История.
Объявление о новом ленд–лизе было приурочено именно к 9 мая, что само по себе является политической и исторической химерой — нет никаких оснований сравнивать уровень и масштаб двух военных событий.
Но химерой является и содержание нового ленд–лиза. Нужен он только американской юридически – бюрократической системе для правового упрощения оказания военной помощи Украине.
Миллиарды, утвержденные Конгрессом США для поставок вооружения Украине с целью максимально растянуть военный конфликт, в любом случае пойдут в карманы американского ВПК. Ленд – лиз несколько упростит эту смертоносную деятельность. Но не этот механизм решает судьбу военного конфликта.
План Маршалла
Активно о нём заговорили с 2017 года. Еврокомиссия изучала тогда проект «Плана Маршалла для поддержки реформ на Украине», подготовленный украинскими и литовскими политиками и экономистами. Проект предусматривал ежегодное выделение 5 млрд долларов (неплохой объём для распила).
Во время нынешних боевых действий о новом плане Маршалла первым заговорил премьер Британии Джонсон в начале марта 2022 года. Тогда же эту идею стали поддерживать лидеры Германии и Франции.
В апреле 2022 года группа известных экономистов из разных стран написали эскиз украинского плана Маршалла – «Очерк о восстановлении Украины». В этом документе, что важно отметить, предлагалось для реализации плана Маршалла создать Международное агентство по восстановлению Украины, аффилированное с ЕСА – специальным агентством при правительстве США. Расшифровывать такое организационное решение не имеет смысла, суть на поверхности.
Барри Айхенгрин, профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли, бывший старший советник МВФ в статье «Формирование плана Маршалла для Украины»(PS, 10.05.2022) образно замечает, что «обсуждение плана Маршалла для Украины является популярным видом спорта в наши дни. Игра начинается с того, что выбрасывается цифра стоимости восстановления Украины от разрушительных последствий российского вторжения — 250 миллиардов долларов, или 500 миллиардов долларов, или 1 триллион долларов, в зависимости от предположений о том, сколько разрушено, стоимость ухода за беженцами и так далее. Общая стоимость плана Маршалла после Второй мировой войны сравнивается с ВВП США в 1948 году, когда программа началась. Это, как правило, приводит к выводу, что стоимость украинской реконструкции по отношению к размеру стран-доноров будет на том же уровне, что и план Маршалла.
Такого рода сравнения, на самом деле, не являются лучшим использованием истории плана Маршалла. Невозможно назвать стоимость реконструкции, пока сохраняется неопределенность относительно продолжительности войны и того, какая территория будет контролироваться законным правительством Украины».
Прогноз американской разведки на продолжительность войны
Последнее замечание американского экономиста особенно актуально в связи с выступлением Директора национальной разведки Аврил Хейнс 10 мая 2022 года в рамках ежегодного слушания по международным угрозам, проводимого сенатским комитетом по вооруженным силам.
Хейнс выступила вместе с генерал-лейтенантом Скоттом Берриером, директором Разведывательного управления Министерства обороны США.
Хейнс заявила, что «российское наступление на Украине может стать еще более взрывоопасным и кровавым, поскольку война продолжится в ближайшие месяцы…
… Переориентация России на Донбасс после попытки захватить украинскую столицу Киев, вероятно, была «лишь временным сдвигом» …
… Стратегические цели Путина, вероятно, не изменились…
. . . Неопределенный характер битвы, которая перерастает в войну на истощение, вероятно, означает, что в следующие несколько месяцев мы можем двигаться по более непредсказуемой траектории».
Хейнс добавила, что Путин может искать «более радикальные средства внутри страны и за рубежом для достижения своих целей, включая введение военного положения, перенос промышленного производства для поддержки военных действий и потенциальную эскалацию военных действий…
… Кремль угрожает применением ядерного оружия, эта риторика направлена на то, чтобы удержать США и других союзников от предоставления Украине большего количества боевой техники…
… Путин мог бы санкционировать новые ядерные учения в качестве сигнала для Запада, но разведывательное сообщество считает, что он одобрит использование ядерного оружия только в том случае, если он увидит экзистенциальную угрозу российскому государству…
… Несмотря на перенос наступления на Донбасс, Путин намерен распространить войну за пределы промышленного центра страны…
… Россия стремится создать сухопутный мост из Крыма в Приднестровье в соседней Молдове, но не может сделать это без дальнейшей военной мобилизации».
«Даже если боевые действия на Донбассе увенчаются успехом, мы не уверены, что это фактически положит конец войне», — сказала Хейнс.
«Мы оцениваем, что президент Путин готовится к затяжному конфликту в Украине, в ходе которого он всё ещё намерен достичь целей за пределами Донбасса».
Свидетельства Хейнс прозвучали в тот момент, когда Конгресс и президент Джо Байден стремятся сохранить поставки оружия и оборудования в Украину, чтобы отразить наступление России( в том числе, путём ленд–лиза).
Байден запросил 33 миллиарда долларов на продолжение военной помощи Украине, а также на дополнительную гуманитарную и экономическую помощь. Законодатели договорились о дополнительном финансировании в размере 40 миллиардов долларов.