ЦРУ ГОНИТ МИКРОВОЛНУ
В отношениях России и США может появиться раздражитель неизвестного происхождения
Глава ЦРУ Уильям Бернс предупредил российских коллег о том, что если Москва стоит за возникновением у американских госслужащих «гаванского синдрома», то Вашингтон не оставит это без ответа. Об этом сообщила газета The Washington Post. В Кремле категорически отрицают причастность России к соответствующим инцидентам. Между тем сами власти США пока не уверены, что стоит за загадочным синдромом — акустические атаки, направленная энергия, массовый психоз или обычные сверчки.
Странные симптомы
По данным источников The Washington Post, Уильям Бернс в ходе визита в Москву 2–3 ноября предупредил главу Службы внешней разведки Сергея Нарышкина и руководителя Федеральной службы безопасности Александра Бортникова: «Если выяснится, что Россия причастна к «гаванскому синдрому», ее будут ждать последствия». Глава ЦРУ якобы добавил, что «заставлять дипломатов США и членов их семей страдать от серьезного повреждения мозга и других болезненных состояний — за рамками приемлемого поведения профессиональных разведслужб».
Судя по всему, это первый случай, когда высокопоставленные американские лица поднимают историю с «гаванским синдромом» в контактах со своими российскими коллегами.
При этом в Кремле, реагируя на заметку The Washington Post, сообщили, что в разговоре с президентом Владимиром Путиным Уильям Бернс этот вопрос не затрагивал. «Что касается содержания разговора Бернса с его коллегами в специальных службах, то здесь мне сказать нечего — это не публичная информация»,— сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В то же время он добавил: «Единственное, здесь можно однозначно отвергнуть любые намеки, предположения или заявления о мнимой причастности российской стороны к этим случаям — мы никакого отношения к этому не имеем».
История с «гаванским синдромом» тянется с 2016 года, когда в посольстве США на Кубе сразу несколько человек — дипломаты и сотрудники спецслужб — начали жаловаться на схожие ранее не беспокоившие их симптомы: проблемы со слухом, головную боль, дезориентацию, тошноту, слабость. О недомогании сообщили более 20 сотрудников дипмиссии и членов их семей. ФБР занялось расследованием инцидентов. Однако в 2017 году, еще до окончания проверки, тогдашний президент США Дональд Трамп объявил, что нашел виновных. «Я считаю, что ответственность за это несет Куба,— сказал он журналистам.— Это очень необычная атака. Но я убежден, что за ней стоит Куба». Глава Белого дома распорядился отозвать с Кубы сразу 60 сотрудников американской дипмиссии и выслать из США 15 кубинских дипломатов. В Гаване заявили о непричастности к инцидентам с американцами, но в Вашингтоне им не поверили.
Между тем вскоре после этого на схожие синдромы стали жаловаться американские дипломаты по всему миру — в России, Китае, Вьетнаме, Индии, Великобритании, Австрии, Австралии, странах Латинской Америки, Центральной Азии, на Балканах и даже в самих США. На сегодняшний день известно о более чем 200 подобных случаях. Некоторые из пострадавших избегают публичности. Среди тех, кто, наоборот, пытается привлечь как можно больше внимания — бывший офицер ЦРУ Марк Полимеропулос.
Свою историю он неоднократно рассказывал журналистам: в 2017 году, в ходе поездки в Москву, он проснулся в отеле с сильной головной болью, слабостью, звоном в ушах и рвотными позывами. Экс-сотрудник ЦРУ утверждает, что в отношении него было применено «террористическое оружие». «Я не мог встать. Я падал. В меня стреляли много раз, но это был самый ужасный опыт в моей жизни»,— вспоминал он, в частности, в интервью британской BBC. По словам Марка Полимеропулоса, с тех пор его постоянно мучают мигрени, из-за чего он сначала перешел на сокращенный рабочий день, а затем уволился из ЦРУ. Несколько лет бывший агент добивался от управления компенсаций за затраты на лечение, но только в этом году ЦРУ одобрило его требование. Теперь Марк Полимеропулос добивается, чтобы виновных в том, что произошло с ним и его коллегами, привлекли к ответственности. В том, что за «атакой» на него стоят российские спецслужбы, он не сомневается. На запрос “Ъ” о комментарии Марк Полимеропулос не ответил.
Американские официальные лица, между тем, не спешат публично обвинять какую-либо страну.
В то же время в администрации президента Джо Байдена всячески демонстрируют, что серьезно относятся к этой проблеме. В ЦРУ на изучение «гаванского синдрома» посадили одного из опытнейших сотрудников, среди прочего участвовавшего в операции по уничтожению террориста Осамы бен Ладена. В Госдепартаменте отправили в отставку сотрудницу, ответственную за коммуникацию с пострадавшими, после поступившей госсекретарю Энтони Блинкену жалобы — она якобы проявляет признаки сомнения в том, что атаки имели место. В начале ноября ее пост разделили между двумя людьми, один из которых будет координировать действия Госдепартамента по расследованию синдрома и реакции на него, а второй займется вопросами выделения пострадавшим денежных компенсаций и обеспечения их необходимым лечением. Несколько бывших сотрудников внешнеполитического ведомства и разведслужб США уже подали иски против своих работодателей, настаивая на выплатах и реабилитации.
Не обошел вниманием «гаванский синдром» и президент Джо Байден. В октябре он подписал «HAVANA аct» — законопроект о выделении компенсаций пострадавшим. Глава государства обещал «докопаться до сути этих инцидентов, выяснить причины и выявить тех, кто несет ответственность за них».
Между тем власти США пока не только не готовы указать на то, кто стоит за распространением «гаванского синдрома», но и не могут однозначно сказать, что его вызывает. «США преисполнены решимости разобраться в этом как можно быстрее. Разведывательное сообщество начало широкомасштабное расследование потенциальных причин аномальных инцидентов со здоровьем (сотрудников загранучреждений США.— “Ъ”). Разведывательное сообщество активно изучает ряд гипотез, но не определилось с причиной этих инцидентов или с тем, кто несет ответственность»,— заявили “Ъ” в посольстве США в Москве.
Оружие, истерия или насекомые
В СМИ обсуждаются самые разные версии происхождения «гаванского синдрома», но основных четыре.
Первым прозвучало предположение, что речь идет о секретном «акустическом оружии». Однако его достаточно быстро отмели, поскольку для воздействия ультразвука надо приблизиться к жертве на достаточно небольшое расстояние и, желательно, не быть отделенным от нее стеной, в то время как многие пострадавшие впервые почувствовали недомогание в закрытых помещениях — непосредственно на территории дипмиссий или в своих квартирах.
Затем большое распространение получила версия, что болезнь происходит из-за воздействия микроволн. В прессе вспомнили, что в свое время и Советский Союз, и США изучали возможности применения направленной энергии в военных и разведывательных целях. Бывшие дипломаты рассказали журналистам, что с 1953 по 1976 год посольство США в Москве регулярно подвергалось микроволновому излучению, исходящему от устройства, расположенного на крыше соседнего здания. Из-за этого в дипмиссии даже решили установить на окна специальные защитные щиты. Американцы полагали, что русские при помощи микроволн активируют подслушивающие устройства в посольстве или пытаются помешать дипмиссии отправлять, получать и перехватывать сигналы. При этом проведенное в 1978 году исследование никаких неблагоприятных последствий для здоровья у сотрудников посольства не выявило.
В расследовании британской BBC отмечалось, что интерес США к микроволновому оружию не иссяк и после окончания холодной войны. В публикации говорится о трех секретных проектах, разрабатывавшихся Пентагоном в 1990-х годах: «В ходе первого из них — под кодовым названием «Hello» — они пытались выяснить, можно ли использовать микроволны, чтобы вызывать у людей громкий шум в голове. Второй проект назывался «Goodbye» — в нем исследовались возможности микроволн при сдерживании толпы. А третий проект, под кодовым названием «Goodnight», изучал, можно ли при помощи микроволн убивать людей». При этом в статье отмечается, что в итоге все три проекта были заморожены за отсутствием желаемых результатов. Тем не менее экспертная комиссия, созванная национальными академиями наук, инженерии и медицины США по запросу Госдепартамента, постановила, что «гаванский синдром» вызван именно направленными микроволнами.
Выводы этой комиссии сегодня пользуются наибольшим доверием, хоть в адрес составителей доклада звучит и критика.
К примеру, за то, что среди 19 членов комиссии лишь двое имеют знания о микроволновых технологиях, но и они не занимаются этой темой глубоко. Остальные эксперты — в основном из области медицины. «Ни один сторонник этой идеи (о микроволнах.— “Ъ”) не объяснил, как на самом деле может работать такое оружие. Не было представлено никаких доказательств того, что такое оружие было разработано какой-либо страной,— написала в нашумевшей статье для Foreign Policy бывшая сотрудница Лос-Аламосской национальной лаборатории США Шерил Рофер.— Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств, но никаких доказательств в пользу существования этого таинственного оружия представлено не было».
В то же время есть версия, что речь идет о массовом распространении симптомов психоматического происхождения. По сообщениям американских СМИ, этого предположения при Дональде Трампе придерживались и в руководстве спецслужб. А два видных американских ученых, невролог Роберт Бало и социолог медицины Роберт Бартоломью даже написали книгу «Гаванский синдром: массовое психогенное заболевание и реальная история, стоящая за загадочными событиями в посольствах и истерией». По их версии, люди, работающие в сложной и опасной обстановке, такие как дипломаты и агенты спецслужб, могут, услышав от коллег или узнав из СМИ о некоем тайном оружии, вообразить у себя схожие симптомы и даже реально почувствовать недомогание. Итог: массовая истерия. Против этой версии, впрочем, говорит ряд проведенных по заказу властей США исследований, в ходе которых как минимум у 40 пострадавших были обнаружены признаки повреждения мозга.
Ну и, наконец, четвертая версия гласит, что во всем виноваты обычные сверчки. Об этом говорится в докладе, составленном в 2018 году по заказу Госдепартамента независимой исследовательской группой ученых JASON, которые с 1960-х консультируют власти США по вопросам национальной безопасности. Внешнеполитическое ведомство засекретило документ, однако журналисты портала Buzzfeed в сентябре этого года добились доступа к нему в рамках Закона о свободе информации. Суть доклада такова: неприятные звуки, которые слышали многие жертвы во время «атак», скорее всего, имеют биологическое происхождение, и производятся вест-индским короткохвостым сверчком. К такому же выводу пришли два американских биолога, опубликовавшие статью схожего содержания в газете The New York Times в 2019 году.
Не в пользу версии о том, что «гаванский синдром» вызван исключительно стрекотом сверчков, говорит, однако, то, что ученые работали лишь с несколькими имевшимися записями звуков во время «атак», в то время как большинство из тех, кто считает себя пострадавшим, таких пленок предоставить не смогли, а некоторые говорили, что слышали звуки только «в голове».
Как бы то ни было, в Москве не упустили возможности пошутить по поводу «сверчков-диверсантов».
«Секретность (доклада JASON.— “Ъ”), видимо, определялась попыткой увязать сверчков с российскими спецслужбами. Но там, как известно, короткохвостых не держат»,— написала в своем Telegram-канале официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. И продолжила: «Как, спросите вы, могло так случиться, что из года в год Госдеп штамповал новости о коварстве очередного мирового заговора, в центре которого оказались банальные насекомые? Да так, собственно, у них во всем».
Старший научный сотрудник американской исследовательской корпорации RAND Сэм Чарап, однако, подчеркивает, что нынешняя администрация США к этой теме относится со всей серьезностью. «Эти инциденты воспринимаются как агрессия в отношении представителей госструктур США. С этим не шутят,— заявил эксперт в беседе с “Ъ”.— Тот факт, что многие в Вашингтоне считают, что за этой историей стоит Москва, уже оказывает влияние на и без того негативное восприятие России». По словам господина Чарапа, речь может идти о появлении еще одного серьезного раздражителя в российско-американских отношениях.