«ЭТИ ЗАРАЗНЫЕ РУССКИЕ»
Когда Европа откроется для граждан России
Как только европейские страны стали открывать границы, часть россиян, привыкших проводить отпуск не на Черном море, стали надеяться, что летний сезон или, по крайней мере, «бархатный» еще не совсем потерян. Стоит ли надеяться и верить?
Российские власти вроде бы не хотят нас держать взаперти до бесконечности, хотя, наверное, кто-то и подозревал их в намерении законопатить страну изнутри, воспользовавшись коронавирусом как предлогом. Однако Роспотребнадзор предложил возобновить уже чуть ли не с середины июля авиасообщение с 13 странами: Великобританией, Венгрией, Германией, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Финляндией, Вьетнамом, Китаем, Монголией и Шри-Ланкой. Вице-премьер Татьяна Голикова уточнила критерии: в странах, с которыми Россия готова открыть сообщение, число заболевших коронавирусом на должно превышать 40 человек на 100 тысяч населения, среднесуточный прирост не должен превышать 1%, а коэффициент распространения — не более единицы. Это примерно соответствует российским показателям последнего времени. Хотя в ряде регионов коэффициент распространения инфекции превышает единицу.
Еще, как обычно бывает в таких случаях, российские власти говорят о принципе взаимности: мол, как вы к нам, так и мы к вам. А взаимности как раз со стороны практически всех перечисленных стран и нет. Они не готовы принимать российских праздных путешественников, то есть туристов, но делают исключения для обладателей ВНЖ, а также по некоторым гуманитарным соображениям. Так что не очень понятно, кого будут возить туда-обратно российские авиакомпании. Зато на «принципах взаимности» можно было бы открыть сообщение с Дубаем. Который открылся вообще для всех туристов, включая россиян. Но на определенных условиях: нужна справка об отсутствии заболевания COVID-19, действительная 96 часов, соответствующая страховка, на границе потребуют загрузить приложение для смартфона с определением геолокации — вдруг вас понадобится поместить в карантин на две недели. Однако российские туроператоры Дубай как туристическое направление не видят для себя до октября. Вот и вся «взаимность». То же самое пока и с Турцией, президент которой на днях звонил российскому коллеге, чтобы в том числе обсудить въезд в страну для русских туристов.
Зато 13 июля блеснул было луч надежды из венгерского посольства в Москве. Там на официальном сайте появилось сообщение, что страна готова принять российских туристов при наличии справки о том, что человек имеет отрицательные результаты теста на коронавирус. Либо же въезжающие будут отправлены на двухнедельный карантин. Однако уже через несколько часов сообщение было удалено, взамен появились разъяснения, что оно «было неправильно понято», а границы для россиян по-прежнему закрыты. И даже имеющим ВНЖ надо предварительно согласовать свой въезд через МВД.
Скорее всего, Будапешт одернули «старшие товарищи» из Брюсселя, чтобы страна, имеющая, пожалуй, одни из самых лучших отношений с Россией среди других стран ЕС, не нарушала общий строй. А строй этот таков, что с 1 июля ЕС открыл внешние границы только для 14 стран: Алжира, Австралии, Канады, Грузии, Японии, Черногории, Марокко, Новой Зеландии, Руанды, Сербии, Южной Кореи, Таиланда, Туниса и Уругвая. Нас может утешить лишь то, что в одной с нами компании «отказников» оказались также Турция, Израиль, Саудовская Аравия и Украина, а также США и Бразилия, где в последние дни темпы роста заболеваемости бьют один рекорд за другим, тогда как в России они пока что все же не растут, несмотря на почти повсеместное снятие карантинных ограничений. Требования ЕС по отношению к россиянам по части «инфицированности» жестче, чем такие же требования к въезжающим со стороны российских властей. Так, в странах, гражданам которых въезд в Европу разрешен, уровень заражения должен быть не выше, чем в среднем по ЕС (около 20 человек на 100 тыс. населения). Причем, по словам посла ЕС в России Маркуса Эдерера, помимо этого показателя «рассматривается множество важных критериев», например, учитываются предпринятые меры для противостояния инфекции.
Памятуя, как в свое время трудно шли переговоры о возможности безвизового режима для взаимных поездок между Россией и ЕС и как по мере топтания на месте в течение нескольких лет со стороны ЕС появлялись все новые требования к Москве (пока украинский кризис не прекратил эти переговоры вовсе), можно предположить, что и в этот раз «открытие Европы» для россиян не будет легким. Поскольку совершенно очевидно, что есть в Европе страны, которые хотели бы поскорее увидеть у себя российских туристов, а есть те, власти которых наших туристов, как образно говорится, в гробу видать хотели. И когда наши с ЕС эпидемиологические показатели сблизятся (вовсе не обязательно по причине снижения уровня заболеваемости у нас), то именно эти, политического свойства возражения можно будет, мне кажется, увидеть со стороны некоторых наших «заклятых друзей». Начнут говорить, например, что русской статистике верить нельзя. Что поскольку в России на практике нет (хотя на бумаге и есть) обязательного ношения защитных масок, то это в очередной раз подчеркивает традиционную «русскую безалаберность», значит, русские туристы, прибыв в дисциплинированную Европу, будут пренебрегать мерами «социального дистанцирования» и начнут разносить заразу по всему континенту.
При этом такие страны, как, например, Греция, готовы были бы открыться буквально хоть сейчас. Проходила даже информация, что страна готова пускать россиян, даже если Брюссель будет против. В конце июня Греция стала одной из первых стран, которая возобновила работу консульства для оформления виз гражданам РФ. Но это греки погорячились. Против Брюсселя Афины послабее будут. Их, как и венгров, тоже, видимо, быстро одернули. Мотивы греков понятны: в последнее время Греция принимала не менее миллиона российских туристов в год. При этом, как мы знаем, наш человек на отдыхе живет куда более на широкую ногу, чем какие-нибудь пусть и более состоятельные, но скаредные немцы.
Можно предположить, что среди других лоббистов в пользу открытия границ для русских станут Испания, та же Венгрия, Италия. А вот страны Балтии, хотя туда турпоток в последние годы после почти нулевых уровней стал расти, а также Польша будут выдвигать под видом «санитарных» какие-нибудь другие возражения. Хотелось бы ошибиться в таком вопросе, однако почему-то кажется, что без политизации тут не обойтись.
Все же для среднестатистического евробюрократа гражданин России — это человек в каком-то смысле токсичный. И теперь, когда еще недавно казавшиеся незыблемыми (пришедшими навсегда) нормативы глобализации рухнули под ударами китайской заразы в течение всего нескольких недель, власти многих стран, следуя старым инстинктам, получили повод закрыться в первую очередь от тех, кого считают «чуждыми». Просто отказ теперь можно облечь в политкорректную форму заботы о здоровье собственных граждан. И если наметившиеся тенденции к росту числа заболевших даже в тех странах, которые вроде бы отчитались о победе над коронавирусом, получат развитие, а в ответ в ЕС будут возвращать какие-то ограничительные меры, то россиянам и вовсе не надо надеяться на открытие для них европейских границ в этом году.