ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ И ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ
Владимир Овчинский, Юрий Жданов
Запад остерегается прямого столкновения
Не все на Западе хотят выглядеть безумцами, толкающими Россию в прямой военный конфликт с НАТО и США. В этой связи характерна статья одного из ведущих политологов корпорации RAND Сэмюэля Чарапа в Financial Times от 2 марта 2022 года о том как не допустить перерастания военной операции России в прямой конфликт с НАТО, где он подчеркивает, что любые ошибки могут привести к худшему исходу — ядерной войне между Россией и НАТО.
Чарап пишет, что ни Россия, ни НАТО не хотят воевать друг с другом. Но история изобилует примерами, когда государства вступали в войну, изначально не собираясь воевать, а также случаями, когда небольшие конфликты приводили к более масштабным войнам. А обстоятельства российской военной операции создают особенно значительные риски эскалации.
«Россия начала крупнейшую военную операцию в Европе по меньшей мере за поколение в стране, которая граничит с четырьмя союзниками по НАТО на суше — Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией — и имеет общую морскую границу с другой страной — Турцией.
В связи с наращиванием масштабов крупных операций возрос риск катастрофы, например, когда российский военный самолет вторгается в воздушное пространство НАТО во время ведения боевых действий.
Сообщается, что российские крылатые ракеты уже поразили цели достаточно близко к польской границе, чтобы включить сирены на другой стороне.
Ошибка прицеливания, ведущая к нанесению удара по территории НАТО, гораздо более вероятна в тумане войны.
Российские вооруженные силы, которые сейчас ведут почти экзистенциальную борьбу, могут неверно истолковать усилия НАТО по усилению союзников как попытку интервенции против них в Украине и вполне могут отреагировать соответствующим образом.
Если его ядерные силы действительно сейчас находятся в состоянии повышенной боевой готовности, как утверждает президент Владимир Путин, то дополнительные барьеры против быстрой эскалации были снижены.
Продолжающиеся попытки помочь украинцам противостоять российской военной операции также сопряжены с риском. На этой неделе появились сообщения о том, что украинские пилоты должны были отправиться в Польшу, чтобы забрать подаренные самолеты советского производства и отправить их обратно в бой. Как только об этом стало известно, план вызвал тревогу, и его быстро отменили. Но желание «помочь» может привести к другим столь же рискованным идеям.
Короче говоря, операция России на Украине повышает риск несчастного случая, инцидента или просчёта, которые перерастут в войну между НАТО и Россией.
Нет также никаких сомнений в том, что российский президент рассматривает санкции как часть кампании по свержению своего правительства. Ощущение, что такая кампания набирает обороты, может привести к тому, что он отомстит напрямую.
Российские кибератаки на западные финансовые институты могут вызвать на Западе давление с целью эскалации, что еще больше усугубит ситуацию».
Чарап делает вывод, что «беспокойство по поводу эскалации не должно мешать Западу жестко реагировать на действия России. Но можно предпринять шаги, которые могут снизить риски.
Во-первых, военное командование США и НАТО должно поддерживать имеющиеся у них каналы связи со своими российскими коллегами. Хотя многие существующие консультационные механизмы с Москвой были разорваны, эти связи необходимы, чтобы избежать просчетов.
Во-вторых, на этапе активных боевых действий России эти каналы могут быть использованы для обеспечения дополнительной прозрачности — если это не подрывает оперативную безопасность — о характере передвижений сил США и НАТО в союзные государства, граничащие с Украиной. В интересах США и их союзников, чтобы российские военные в то время, когда они действуют под экстремальным давлением, не были удивлены активностью НАТО и неверно истолковали развертывание войск у союзника как интервенцию на Украине.
В-третьих, Запад может использовать некоторые санкции, чтобы подтолкнуть Путина к отказу от его основной цели — обезглавливания украинского правительства и установления пророссийского. Использование ослабления санкций центрального банка, например, для принуждения к прекращению огня и урегулированию путем переговоров, не только сведет к минимуму человеческие страдания в Украине, но также может сигнализировать об ограниченности намерений Запада, давая понять, что санкции не направлены на свержение путинского режима.
В-четвертых, помощь украинским военным должна координироваться между союзниками, тщательно калиброваться и осуществляться вне поля зрения общественности. Военные лидеры США и их союзников должны учитывать опасения по поводу эскалации при принятии решения о том, что доставлять и как это доставлять.
Поскольку Запад налагает издержки, он должен делать это таким образом, чтобы избежать войны, которая привела бы к еще большим смертям и разрушениям».
Не только отдельные политологи высказывают опасения и преостерегают о войны НАТО с Россией. В публикации на сайте ВВС 1 марта 2022 года «Сколько ядерного оружия есть у России и стоит ли его опасаться?» прямо пишут о том, что приказ российского президента Владимира Путина перевести ядерные силы страны в особый режим несения дежурства следует рассматривать как предупреждение другим странам не вмешиваться в ситуацию на Украине.
Сколько ядерного оружия есть у России? Это главный вопрос, который задают аналитики ВВС.
О количестве ядерного оружия можно говорить лишь с большой степенью приближенности, однако, по оценкам Федерации американских ученых, Россия располагает 5977 ядерными боеголовками, то есть собственно устройствами, вызывающими ядерный взрыв. Это цифра, по их мнению, включает около полутора тысяч боеголовок, которые уже списаны и подлежат утилизации.
Из остающихся примерно 4500 большинство считается стратегическим ядерным оружием, то есть баллистическими ракетами, которые могут доставить ядерные боеголовки на большие расстояния. Именно такое оружие и считается оружием ядерной войны.
Остальное оружие — это менее разрушительное тактическое ядерное оружие для применения на поле боя или на воде.
Все это не означает, что Россия располагает тысячами ракет дальнего радиуса действия, готовыми к применению.
По оценкам экспертов, около полутора тысяч российских ядерных боеголовок просто размещены на базах, аэродромах или подводных лодках.
Как обстоят дела с ядерным оружием в других странах? Это следующий вопрос ВВС.
В настоящее время ядерным оружие обладают 9 стран. Это Китай, Франция, Индия, Пакистан, Израиль, Россия, США, Великобритания и Северная Корея.
И последний вопрос — насколько разрушительно ядерное оружие?
Главаная задача ядерного оружия заключается в том, чтобы причинять максимальный урон. Мощность ядерного оружия зависит от целого ряда факторов, в том числе:
От размера боеголовки;
От высоты, на которой взрывается эта боеголовка;
От особенностей местности, де применяется ядерное оружие.
Мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму в конце Второй мировой войны, составляла «всего» 15 килотонн, но при этом погибли 146 тыс. человек.
Мощность современной ядерной боеголовки может превышать тысячу килотонн.
В непосредственной зоне взрыва такой боеголовки практически ничего не остается.
После ослепительной вспышки возникает гигантский огненный шар (формально это очень интенсивное световое излучение) и ударная волна, которые в совокупности уничтожают все строения в радиусе нескольких километров.
В докладе Исследовательской службы Конгресса США «Ядерное оружие России: доктрина, силы и модернизация» от 1 марта 2022 года особое внимание обращено на заявление еще в декабре 2020 года президента России Владимира Путина о том, что около 86% стратегических ядерных сил России составляют современные вооружения, и, по его прогнозам, в 2021 году эта цифра возрастет до 88%.
В докладе подчеркнуто, что Россия модернизирует свои межконтинентальные баллистические ракеты, заменяя последние ракеты, оставшиеся с советских времен, новыми ракетами с одиночной и разделяющейся боеголовками. По данным разведки США, Россия, вероятно, завершит эту модернизацию примерно к 2022 г. Ожидается, что после модернизации российские межконтинентальные баллистические ракеты будут опираться в основном на две ракеты: моноблочную SS-27 Mod 1 («Тополь-М») и SS -27 Mod 2 («Ярс»), который может нести до 4 боеголовок РГЧ.
Россия разрабатывает новую тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету, известную как «Сармат» (SS-X-30), которая, как ожидается, будет иметь 10 или более боеголовок на каждой ракете. Она также может нести новый гиперзвуковой планирующий аппарат «Авангард». Согласно несекретным сообщениям, Россия занималась другими проектами, в том числе версией средней дальности SS-27 Mod 2 (известной как РС-26) и железнодорожной мобильной межконтинентальной баллистической ракетой под названием «Баргузин».
Баллистические ракеты подводных лодок Стратегические военно-морские силы России входят в состав ВМФ России. Подводные лодки с баллистическими ракетами развернуты на Северном флоте со штабом в Североморске в Мурманской области и на Тихоокеанском флоте со штабом во Владивостоке.
В составе ВМС стратегического назначения имеется 10 стратегических подводных лодок трех различных типов: класса «Дельта», «Тайфун» и «Борей».
Последняя подводная лодка класса «Тайфун» используется в качестве испытательного стенда для пусков ракеты «Булава», которая размещается на подводных лодках класса «Борей». Каждая из подводных лодок класса «Дельта» и «Борей» может нести по 16 БРПЛ с несколькими боеголовками на одной ракете, «что в сумме дает максимальную загрузку более 700 боеголовок».
Тяжелые бомбардировщики Подразделения стратегической авиации России входят в состав Командования Дальней авиации Воздушно-космических сил России. В состав этого командования входят два дивизиона самолетов Ту-160 и Ту-95МС, которые в настоящее время составляют основу российского флота стратегических бомбардировщиков.
По оценкам несекретных источников, на вооружении России находится от 60 до 70 бомбардировщиков — 50 из них учитываются в соответствии с новым договором о СНВ. Около 55 из них — бомбардировщики Ту-95МС «Медведь»; остальные бомбардировщики Ту-160. Первый может нести до 16 крылатых ракет с ядерным вооружением АС-15 (Х-55), второй — до 12 крылатых ракет с ядерным вооружением АС-15.
Недавно Россия модернизировала оба своих бомбардировщика, оснастив их новой системой крылатых ракет: обычной AS-23A (Х-101) и ядерной AS-23B (Х-102). Более новая версия Ту-160, которая, как ожидается, будет иметь улучшенные характеристики малозаметности и большую дальность полета, должна начать производство в середине 2020-х годов.
Эксперты считают, что флот будет включать около 50-60 самолетов, а в конечном итоге разработка нового бомбардировщика-невидимки является частью долгосрочных планов России.
Многие из российских ракетных комплексов средней и средней дальности, в том числе крылатая ракета морского базирования «Калибр» и баллистические и крылатые ракеты «Искандер», имеют двойное назначение и могут нести как ядерные, так и обычные боеголовки. Это также, вероятно, относится к новой крылатой ракете наземного базирования 9М729.
В России развернута обширная система раннего предупреждения. Система, управляемая Воздушно-космическими силами, состоит из сети спутников раннего предупреждения, которые передают данные в два командных центра: один на Востоке, в Хабаровском крае, и один на Западе, в Калужской области. Затем данные передаются в командный центр в Московской области. Россия также имеет разветвленную сеть наземных радаров по всей России, а также в соседних Казахстане и Белоруссии, которые используются для раннего предупреждения о пусках ракет и наблюдения за объектами на низких околоземных орбитах.
***
Ядерный щит России позволяет решать все поставленные задачи.