Ярослав Лисоволик: Уроки кризиса надо учить
О том, с чем связано снижение темпов роста мировой экономики в последнее десятилетие
Заметное снижение темпов роста мировой экономики, которое наблюдается в последнее десятилетие, принято связывать с целым рядом структурных проблем — демографическим кризисом, ростом экономических дисбалансов и неравенства. Однако, возможно, самым важным фактором, который объясняет ухудшение показателей экономического роста в мировом масштабе, является резкое ухудшение качества экономической политики. Причем дело отнюдь не только в растущем протекционизме в области торговли и инвестиций, хотя действительно в последнее время мировое хозяйство обновляет в этой области все антирекорды.
Основная проблема в том, что мировое хозяйство пока так и не извлекло все уроки из кризиса 2007–2008 годов и не провело капитальный ремонт экономической системы, как это сделала мировая экономика, и в особенности США после Великой депрессии. Одним из признаков застоя в области экономических преобразований в мировой экономике является последовательное падение доли стартапов — новых компаний — в общем количестве экономических агентов. Показатели экономических реформ, которые отслеживаются международными организациями, тоже указывают на неблагоприятные тенденции. В 2016 году ОЭСР выпустила ежегодный доклад о ходе реформ в различных странах мира. По данным ОЭСР, среди развитых стран полностью провели реформы, направленные на повышение экономического роста (меры ОЭСР Going for Growth 2016), только 14,2%. Остальные — или в процессе выполнения (36,4%), или провели их в ограниченном размере (49,4%). Из развивающихся стран провели реформы в полном объеме только 7,8%.
Несмотря на негативные тенденции в области экономических преобразований в мировой экономике, ОЭСР отмечает, что среди развитых стран активной реализацией реформ отметилась Япония, в то время как среди развивающихся рынков ОЭСР называет Китай, Индию и Мексику. Случай с Индией особенно показательный, так как свидетельствует о возможностях ускорения экономического роста в условиях некоторого ужесточения денежно-кредитной политики.
Основой экономических реформ стал курс на улучшение инвестиционного климата, при этом жесткая денежно-кредитная политика с начала 2014 года способствовала снижению инфляции с 10% (средняя за 2010–2013 годы) до уровня 5,8% (средний темп прироста за 2014–2015 годы). Одновременно наблюдалось ускорение роста ВВП — после некоторого замедления роста в 2012–2013 годах (до 5,9 и 6,3% соответственно) отмечалось восстановление роста в 2014 году до 7,1% и в 2015 году до 7,3%. В 2016–2017 годах возможно дальнейшее ускорение роста ВВП до более 7,5% в год.
Интересным примером выхода из кризиса является, в частности, Ирландия, которая пережила в 2009 году серьезный социально-экономический кризис, приведший к обрушению национальной банковской системы, росту безработицы и дефициту федерального бюджета. Ирландия стала первой страной в Евросоюзе, которая официально вошла в рецессию. Ее ВВП в 2009 году упал на 5,6%, в связи с чем Ирландии была выделена финансовая помощь по линии ЕС и МВФ в 2008–2013 годах для преодоления кризиса. В этот период правительством был принят план восстановления экономики на 2011–2014 годы.
В результате выполнения плана в 2014–2015 годах в Ирландии отмечен самый высокий рост ВВП среди стран ЕС. В 2016 году МВФ прогнозирует рост ВВП Ирландии на уровне 5% с постепенной стабилизацией на уровне 3% в среднесрочной перспективе.
Наконец, есть примеры активных экономических реформ и в странах ЕАЭС, в особенности в Казахстане и Белоруссии. Среди мер, проводимых в Белоруссии в 2015–2016 годах и планируемых к реализации в 2017 году, можно отметить переход к гибкому обменному курсу, пенсионную реформу, переход на индикативное планирование и отмену директивных показателей для предприятий государственного сектора. В текущем году Белоруссия вошла в десятку ведущих стран мира по проведению реформ, благоприятных для бизнеса, по данным последнего доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса-2017».
Казахстан является одной из наиболее успешных стран ЕАЭС в области проведения экономических реформ. Из объявленных преобразований (план нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» президента Казахстана) интересны формирование более компактного государственного аппарата и сокращение бюджетных расходов на содержание аппарата, а также создание государственной корпорации «Правительство для граждан», которая станет единым провайдером государственных услуг по образцу Canada Service в Канаде, Centrelink в Австралии и интегрирует все центры обслуживания населения в единую систему. Следует также отметить рациональное и адресное использование бюджетных резервов Казахстана для поддержания роста инвестиций и развития инфраструктуры, что позволило предотвратить скатывание экономики в рецессию.
Для России текущий глобальный контекст представляет как вызов, так и определенные возможности. Застой в темпах экономических преобразований в мировой экономике усугубляет проблему низких темпов роста мирового хозяйства и цен на нефть. С другой стороны, в таких условиях у России есть шанс за счет мер по повышению эффективности бюджетных расходов и улучшению инвестиционного климата сделать рывок по сравнению с другими странами в укреплении позиций нашей страны в борьбе за привлечение торговых потоков и инвестиций. Примеры ряда успешных стран, в том числе и соседей по ЕАЭС, могут служить для нас полезным ориентиром.