«Я ЕЩЁ ЕЛЬЦИНУ И ЧЕРНОМЫРДИНУ ПРЕДЛАГАЛ НАЧАТЬ БОРЬБУ С СОБСТВЕННОСТЬЮ ЧИНОВНИКОВ ЗА РУБЕЖОМ. А МЕНЯ УБРАЛИ»
Об этом Анатолий Куликов рассказал обозревателю Александру Гамову
— Анатолий Сергеевич, хотел сразу же, как только Фургала арестовали, позвонить вам. Потом все-таки решил дождаться, чтобы выяснилось что-то, туман какой-то развеялся.
— Во-первых, безотносительно к Фургалу…
— Ну, да… Товарищ генерал армии! Вопрос, естественно, такой. Почему до сих пор попадают во власть и даже избираются в губернаторы люди с криминальным прошлым? Почему не работают фильтры – потому что просто нет других таких — деловых, хватких людей? Что случилось?
— Правильно ты говоришь, тут — с Фургалом — еще пусть разбираются.
Но, действительно, во власть попадают люди с криминальным прошлым.
А ты забыл, я тебе рассказывал, что мы в 1996-м в Новосибирске или Красноярске, сейчас уже не помню, — но не так важно… Так вот — проводя операцию, в одной организованной преступной группе, нашли программное обеспечение внедрения во власть и правоохранительные структуры.
— Документ такой? Да, мы писали с ваших слов об этом.
— Вот, пожалуйста, — это все уж работает.
Конечно, из этого надо делать очень большие выводы. А эти выводы нельзя обеспечить одним директивным документом, указом президента или постановлением правительства, или каким-то одним законом…
— А как же?
— Нам надо по всей стране посмотреть, на всю систему — с этого ракурса. Я глубоко уверен, что реформирование нужно проводить во всей управленческой вертикали. Ведь у нас огромная брешь в кадровой системе.
— А — подробно?
— Нарушена абсолютно та советская система подбора кадров, когда, как в армии… И пока ты не прошел все ступеньки… Ты не станешь командиром полка, не побывав командиром роты, командиром батальона, начальником штаба или замом командира.
Точно так же и здесь. Губернаторам надо, чтобы они побывали и на районе, и на производстве большом.
А у нас — из бизнеса.
А что, разве мы будем отрицать, что деньги играют во многом значительную роль? Не будем отрицать, это есть. Ну, что сделать?
— Да… Что?
— Я думаю, что жизнь заставит сделать так, что — независимо от того, каково желание у руководства, — вернуться к прежним схемам реализации кадровой политики. И — жизнь заставит это сделать.
Разве ж мы стремимся к тому, чтобы у нас были такие, как в Хабаровске, волнения? Зачем это нам нужно? Если бы не было этих…
Понимаете, если уж назначать губернатора, или избирать, — то надо тогда вообще, чтобы человек был абсолютно свободен от всякого бизнеса. Это же везде так. Вон президент Украины (речь о Порошенко. — А.Г.) обворовал страну, потому что он бизнесмен, он миллиардер. И любой, кто будет… Так же!
— Не знаю…
— Но если губернатор-предприниматель — и в России — находится у власти, что, — начальник УВД будет работать по нему оперативно или — ФСБ? Ну да, кому-то квартира, кому-то еще что-то, у кого-то жена в бизнесе, у кого-то деньги в бизнес требуются. Вот, пожалуйста, всё повязано.
— Но ведь у нас же не только Фургал один.
— Да конечно.
— У нас больше дюжины губернаторов на отсидке либо под следствием, либо еще что-то — какое-то иное горе.
— Нам нужна реформа всей управленческой системы. Нужны какие-то очень жесткие фильтры для назначения на эти должности. Как, кстати говоря, и на должности руководителей, в том числе силовых структур (я имею в виду правоохранительные).
Вот посмотрите, сколько беды наделала Хахалева (речь о судье Краснодарского краевого суда. — А.Г.). И только сейчас, спустя 2 или 3 года, ее освободили от должности. А что, непонятно было, что она без образования, что она — не имея знаний, опыта и квалификации, 6,5 тысячи дел вела? Что, нельзя было — ещё тогда?
И вообще, как она попала на это, почему ее не могли проверить? Должны были подлинность дипломов проверять еще на стадии устройства на работу, избрания… А потому что финансы решают все, деньги.
— Вы и в предыдущих интервью говорили, что нужны фильтры. Что это должно быть – закон, секретная инструкция?
— Нужно продумать…
Я в третий раз повторяю — реформирование всей системы!
Допустим, нужен закон о подготовке, вернее, не о подготовке, а, может быть, о прохождении госслужбы. У нас есть Закон о госслужбе, но туда нужны серьезные поправки, что не может быть назначен или избран на должность руководителя, губернатора человек, не имеющий опыта работы руководителя районного звена, допустим, и — предприятия.
Ну, не знаю. Я не могу сходу сказать, это надо посидеть, подумать.
— Но это должна — Дума, парламентарии?
— У нас есть, кому думать, у нас много есть толковых, умных людей, и в Государственной Думе, в том числе.
Но что-то надо делать, чтобы не позориться.
— Я с вами абсолютно согласен. А вы же с президентом Ельциным могли тогда все это дело создать. Ведь тогда все эти проблемы начались.
— Вот послушай. Я же тебе рассказывал, по-моему. Я много раз был в командировках за рубежом. Как правило, меня там встречали ребята по линии нашего Главного разведуправления, военные атташе. Потому что меня в армии хорошо знают, и, как только я приезжаю, они сразу появляются.
Ну, естественно, показывают: вот особняк одного нашего родного олигарха, вот особняк — второго, пятого, десятого…Даже в ЮАР показывали, в Кейптауне, где особняки наших же – то чиновников, то олигархов.
А я уже был вице-премьером. Мы посоветовались. Я собрал всех руководителей спецслужб — как вице-премьер, и посоветовался: вы знаете, есть предложение создать комиссию по борьбе с экономической преступностью, а точнее, по экономической безопасности. Правительственная комиссия по экономической безопасности. И все рассказал…
Потому что, Служба внешней разведки, как и военная разведка, они очень многое знают.
Давайте сделаем, говорю, такую комиссию по экономической безопасности, премьер будет председатель, я буду секретарь этой комиссии или заместитель. Все согласились со мной. Я написал письмо Ельцину. Он — резолюцию: «Дело нужное, не затягивать».
Передаю премьеру Виктору Степановичу Черномырдину. Неделя, две, месяц, два тянется – не подписывает. А постановление уже готово.
Я потом беру проект этого постановления, не подписанный, захожу к Черномырдину и говорю: «Что, недостаточно распоряжения президента, чтобы вы подписали это постановление?» Даже там не постановление, а распоряжение нужно. Черномырдин вынужден был подписать. Он подписал. Но ему — этому распоряжению — не присвоили номер, не зарегистрировали.
— Почему?
— Потому что у всех рыло в пуху, у многих недвижимость там, у многих счета там. Вот почему. Против было государственное правовое управление президента, против были некоторые руководители аппарата правительства.
Забегали некоторые чиновники – и ему не дали номер.
— То есть не дали ходу?
— Не дали ходу. А потом и меня убрали…