Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

Александр Ломанов: Пояс с нами

25.07.2019 – 11:25 Комментарии

Александр Ломанов

| Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Растёт поляризация оценок китайского проекта

На фоне роста соперничества в отношениях между Китаем и США поляризация оценок в споре о «Поясе и пути» становится всё более заметной. Китайские чиновники и мейнстримные аналитики настаивают, что это путь ко всеобщему процветанию и совместному развитию. Иностранные критики видят в китайском проекте инструмент геополитики. О противоречиях, связанных с китайской инициативой, рассказывает эксперт клуба «Валдай» Александр Ломанов, профессор РАН, главный научный сотрудник ИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН.

Со времени появления осенью 2013 года идеи «Пояса и пути» прошло более пяти лет. Внешнему миру стало ясно, что «Пояс и путь» нацелен не только на продвижение экономических проектов, но и на повышение политического влияния Китая, его возможностей в сфере реформирования глобального управления и системы международных отношений. Хотя Пекин неизменно ставит на первый план экономическую составляющую и отрицает наличие геополитических мотивов, западные эксперты всё чаще критикуют «Пояс и путь».

Как раз перед проведением в Пекине второго форума «Пояса и пути» вашингтонский think tank Center for a New American Security выпустил специальный доклад. В нём перечислены и проанализированы вызовы, с которыми сталкиваются страны, соглашающиеся работать с Китаем в рамках «Пояса и пути». Им грозит «эрозия национального суверенитета», если на основе соглашений о долевом участии, долгосрочной аренде или многолетних эксплуатационных контрактов Пекин заполучит контроль над расположенными на их территории объектами инфраструктуры. Китайские проекты «непрозрачны», их осуществление способствует разрастанию масштабов коррупции, бремя китайских кредитов становится неподъёмным для должников.

Примечательно, что американские эксперты не обошли стороной «геополитический риск» использования китайских технологий для развития национальных телекоммуникационных сетей, поскольку они могут быть использованы для шпионажа. Очевидно, что становится всё труднее отделить американскую «заботу» об интересах развивающихся стран от политики всестороннего давления на китайские компании, призванного помешать им стать мировыми лидерами в производстве телекоммуникационного оборудования.

На фоне роста соперничества в отношениях между Китаем и США поляризация оценок в споре о «поясе и пути» становится всё более заметной. Китайские чиновники и мейнстримные аналитики настаивают, что это путь ко всеобщему процветанию и совместному развитию. Иностранные критики видят в китайском проекте инструмент геополитики. В ноябре минувшего года вице-президент США Майк Пенс заявил, явным образом намекая на неприемлемость китайских планов, что Америка не будет предлагать странам Азии «удушающий пояс или путь в один конец». Специальный помощник президента Трампа Гарретт Маркис назвал «Пояс и путь» проявлением «инфраструктурного тщеславия Китая». Американские военные видят в «Поясе и пути» инструмент стратегической экспансии, им мерещится, что построенные с участием китайского капитала грузовые порты однажды вдруг превратятся в базы китайского ВМФ.

Увеличение накала споров на тему «Пояса и пути» привело к возрождению давних западных пропагандистских штампов о «китайской угрозе» и приближающемся «крахе Китая». Одни называют «Пояс и путь» китайским «троянским конём», который будет маскировать расширение регионального влияния Китая, его военную и политическую экспансию. Другие утверждают, что «Пояс и путь» опасен вдвойне, поскольку он может затянуть в «долговую ловушку» не только незадачливых партнёров, но и сам Китай. Сторонники грядущего «краха» уверяют, что в будущем в Китае обязательно начнутся внутренние экономические трудности, они повлекут за собой политическую нестабильность и тогда Китай откажется от «Пояса и пути», а его партнёры останутся ни с чем. Иностранные СМИ всё чаще сообщают о том, что информация о расширении вложений в проекты «Пояса и пути» якобы вызывает широкое недовольство внутри Китая, граждане которого требуют расходовать деньги на решение задач внутреннего развития.

Противоречий в оценках «Пояса и пути» так много, что опереться на отдельно взятый аналитический доклад или обзор без риска ошибиться и солидаризоваться с чьей-то односторонней позицией становится весьма и весьма проблематично.

С одной стороны, Китай якобы держит партнёров за горло с помощью кредитов и отбирает у должников недвижимость. С другой стороны, граждане КНР не ценят этой цепкой хватки и считают расходы на «Пояс и путь» излишними.

С одной стороны, аналитики указывают на недовольство стран Восточной Европы, возлагавших больше надежды на сотрудничество с Китаем в формате 16+1. С другой стороны, после того, как меморандум о сотрудничестве в рамках «пояса и пути» подписала Италия, разговоры об использовании Пекином «новых европейцев» для «внесения раскола» в ряды ЕС потеряли смысл. Старые европейцы со всё более возрастающим рвением борются за китайские инвестиции.

Показательный пример быстрой смены акцентов даёт недавний опыт сотрудничества Китая и Малайзии. В 2018 году, после прихода к власти, премьер Махатхир остановил осуществлявшееся с китайским участием строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали восточного побережья (ECRL). Он сослался на то, что при заключении сделки была коррупционная мотивация, цена проекта для Малайзии неподъёмна. Всё это время история служила для критиков подтверждением ущербности инвестиции «Пояса и путь».

Но вот в середине апреля стало известно, что малайзийские власти поторговались с китайской стороной, сбили ценник на треть и стройка будет продолжена. Теперь критики радуются тому, что Махатхир «одержал победу» над Китаем. Это и впрямь существенная уступка. Но это ещё и прецедент, который показал, что с Китаем можно торговаться и договариваться о выгодных условиях. Зарубежные комментаторы предвкушают, что сейчас все партнёры начнут действовать по примеру Малайзии, Китай останется без прибыли и разорится на проектах «Пояса и пути».

Но тогда причём тут «долговая ловушка»? Ведь в этом случае необходимо признать, что речь идёт не о геополитике, а об умении считать деньги и отстаивать свои деловые интересы. Китай постоянно твердит, что страны, неспособные вернуть кредиты, не должны договариваться с ним о крупномасштабных инфраструктурных проектах.

Иностранные эксперты нередко сравнивают «Пояс и путь» с американским Планом Маршалла. После завершения Второй мировой войны американцы оказали разрушенной Западной Европе существенную помощь, чтобы она смогла вернуться к экономическому росту. Главным мотивом было не допустить распространение на европейском континенте советского влияния.

Хотя «Пояс и путь» также сочетает в себе политические и экономические мотивы, это сравнение выглядит поверхностным и натянутым. Дело не только в том, что «Пояс и путь» предлагает возможность развития тем странам, за которые нет геоэкономической конкуренции и у которых нет иного источника инвестиций. Самое важное отличие состоит в том, что в послевоенной Европе была жива память о том, что такое эффективная рыночная экономика. Несмотря на все разрушения и потери, остались институты, правовые нормы, образовательная система. Китайский «Пояс и путь» идёт туда, где нужно не только строить дороги и заводы, но также создавать институты и кардинальным образом совершенствовать механизмы государственного управления. Это задача на длительную перспективу, которая требует терпения и настойчивости, китайский опыт не будет тут лишним.

«Пояс и путь» не является благотворительным проектом. И у Запада нет оснований обижаться на Китай за выдвижение этой инициативы. Американские власти потратили на войны в Ираке и Афганистане около 2 триллионов долларов, по некоторым оценкам эта сумма может быть вдвое или даже втрое больше. Эти огромные расходы не принесли развивающимся странам процветания и стабильности. Китай за те же деньги может принести странам Азии настоящий шанс на развитие.

Вполне возможно, что в будущем Китай и Запад научатся действовать вместе. Это уменьшит возмущение иностранцев тем, что львиная доля подрядов «Пояса и пути» достаётся китайским госкомпаниям. Если китайская сторона поделится и позовёт западные фирмы в качестве разработчиков технических обоснований, поставщиков технологий (в том числе природоохранных), субподрядчиков или даже подрядчиков, поводов для критики станет меньше, а позитивный имидж «Пояса и пути» за рубежом предсказуемо укрепится.

Куда вероятнее появление нового «плана Маршалла» с американской стороны для того, чтобы в XXI веке противостоять расширению влияния Китая подобно тому, как в XX веке США противодействовали влиянию СССР. В этом направлении действует нынешняя администрация США, придающая большое значение использованию механизмов международной финансовой помощи развитию. Однако возможные объёмы этой помощи в размере 60 миллиардов долларов примерно соответствуют китайским вложениям в экономический коридор Китай-Пакистан. Это заметная, но всё же лишь часть китайских инвестиций в «Пояс и путь». С такими ограниченными ресурсами американцы вряд ли смогут повторить успех «Плана Маршалла» прошлого века. Разговоры о высоком качестве западных инвестиций по сравнению с китайскими делу не помогут.

Россия имеет возможность самостоятельно формировать стратегию сотрудничества с Китаем в рамках «Пояса и пути». В условиях западных санкций не будет лишней возможность заполучить китайский грузовой транзит как источник дохода, построить дороги на китайские деньги. Сопряжение китайской инициативы и Евразийского экономического союза позволит осуществлять строительство транспортных коридоров с участием многих стран при координации со стороны руководящих органов ЕАЭС. В перспективе сотрудничество между Китаем, ЕАЭС и ЕС способно стать важным фактором в совместном экономическом развитии всего Евразийского континента. Внутри поля «сопряжения» находятся Казахстан и Киргизия. Возможно, для координации инфраструктурных и инвестиционных планов с другими постсоветскими странами региона удастся задействовать механизмы ШОС.

Китай показывает, что готов идти на компромиссы. Он может серьёзно скинуть цену, как это было в случае Малайзии. Он готов учесть тревоги мирового сообщества по поводу порождаемых «Поясом и путём» проблем задолженности и защиты окружающей среды.

Тем временем внешнему миру, включая Россию, следует признать, что «Пояс и путь» никуда не исчезнет и будет с нами ещё долго. Китайская модель достаточно устойчива, и потому роль китайских госпредприятий в этом проекте будет заметно выше, чем того хотелось бы сторонникам либеральной экономики.

В Китае говорят, что людям нельзя отказываться от еды из страха подавиться. Это справедливо при выработке подхода к «Поясу и пути». Только не надо бездумно тащить в рот всё, что попадает под руку.

Метки: , , , , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>